Представлена современная концепция педагогической антропологии, включающая ее цель, приоритеты, принципы, задачи, методологическую основу, механизм реализации и развития в системе российского образования и науки. <...> В ходе развития человеческого общества антропологические взгляды обогащались передовыми учеными и педагогами-воспитателями, занимающимися обучением и воспитанием людей в классах, школах, семинариях, университетах, академиях. <...> 2 Вместе с тем реализация критического подхода к философской антропологии способствовала смещению акцентов ее проблематики в плоскость обоснования возможностей и пределов антропологического знания. <...> В целом антропологический подход обусловил изучение массового сознания людей как явления исторических эпох. <...> Ее антропологический характер составляют: (а) экзистенциальный подход философской антропологии, основанный на опыте субъектов; (б) модели описаний историко-культурных антропологий, характерных для массового сознания; (в) терминологический подход, способствующий обоснованию понятий «антропология», «педагогическая антропология», «антропологическая педагогика» и др.; (г) теоретико-методологический подход, обеспечивающий выбор в качестве направлений исследований объектно-предметных областей педагогической антропологии. <...> Антропологический способ рассмотрения как таковой не обладает системообразующей функцией. <...> У Больнова не философская антропология, а именно антропология выступает методологической основой педагогической антропологии. <...> В связи с этим выделим подходы к генезису антропологических идей: (а) разработанный М. <...> Таким образом, лишь в периоды «неустроенности» человеческой жизни, обострения ощущений одиночества и зыбкости человеческого существования антропологические идеи приобретают свою актуальность. <...> С начала XXI в. происходят возрождение антропологического знания, расширение его объектно-предметных областей. <...> ния вызвало к жизни <...>
Педагогическая_антропология._Учебник._Гриф_УМЦ_Профессиональный_учебник._Гриф_НИИ_образования_и_науки..pdf
УДК 37.015.2(075.8)
ББК 74.002.6ÿ73
Ñ17
Рецензенты:
заслуженный деятель науки РФ,
доктор медицинских наук, профессор А.П. Лаптев
доктор педагогических наук, профессор Ю.Ф. Подлипняк
доктор педагогических наук, профессор,
член-корреспондент Российской академии образования А.А. Реан
Главный редактор издательства Н.Д. Эриашвили
кандидат юридических наук, доктор экономических наук, профессор,
лауреат премии Правительства РФ в области науки и техники
Самойлов, Василий Дмитриевич.
С17 Педагогическая антропология: учебник для студентов
вузов, обучающихся по специальностям «Педагогика и психология
девиантного поведения», «Социальная педагогика»,
«Психология служебной деятельности» / В.Д. Самойлов. —
Ì.: ÞÍÈÒÈ-ÄÀÍÀ: Закон и ïðàâî, — 271 ñ.
2015.
ISBN 978-5-238-02445-5
Агентство CIP РГБ
Представлены исторические, культурологические, социальные, педагогические,
правовые, концептуальные основы возникновения и становления
античной, отечественной и зарубежной педагогической антропологии;
закономерности, противоречия и тенденции ее развития.
Отражены основные направления совершенствования педагогической
антропологии, в том числе особенности деятельности выдающихся педагогов-антропологов
прошлого и настоящего, их вклад в развитие различных
аспектов педагогической и антропологической науки. Представлена
современная концепция педагогической антропологии, включающая ее
цель, приоритеты, принципы, задачи, методологическую основу, механизм
реализации и развития в системе российского образования и науки.
Для студентов (курсантов, слушателей), аспирантов (адъюнктов), научно-педагогических
работников. Может представлять интерес для персонала
федеральных и региональных органов образования и воспитания.
ББК 74.002.6ÿ73
ISBN 978-5-238-02445-5
© ИЗДАТЕЛЬСТВО ÞÍÈÒÈ-ÄÀÍÀ, 2013
Принадлежит исключительное право на использование и распространение
издания (ÔÇ ¹ 94-ÔÇ от 21 июля 2005 ã.). Воспроизведение всей книги или
любой ее части любыми средствами или в какой-либо форме, в том числе в
интернет-сети, запрещается без письменного разрешения издательства.
© Оформление «ÞÍÈÒÈ-ÄÀÍÀ», 2013
Стр.3
Введение 3
Раздел I. Основы антропологии
7
Глава 1. Исторический анализ возникновения,
становления и развития отечественной
педагогической антропологии
1.2. Философская обоснованность воспитания
К.Д. Ушинского
1.3. Развитие антрополого-педагогических идей после
К.Д. Ушинского
Глава 2. Особенности исторического развития
педагогической антропологии зарубежных
стран
8
1.1. История отечественной педагогической
антропологии 10
Заключение 30
Библиографический список
20
23
31
2.1. Антропологические подходы в эпоху Античности 33
2.2. Педагогические воззрения в Средневековье
2.3. Антропологические концепции Возрождения
2.4. Развитие антропологических взглядов в XX в.
Глава 3. Закономерности, противоречия и тенденции
развития педагогической антропологии.
Требования, предъявляемые к научнопедагогическим
кадрам
3.1. Основные направления развития отечественной
антропологической педагогики
3.2. Законы и закономерности поведения людей
32
41
45
58
Заключение 63
Библиографический список
63
65
66
Заключение 85
Библиографический список
269
78
85
Стр.270
Раздел II. Состояние и перспективы развития
педагогической антропологии в системе
российского образования
Глава 4. Педагогическая антропология и педагогика
4.1. Эволюция педагогической антропологии
87
88
89
4.2. Место педагогической антропологии в системе
педагогики 92
4.3. Педагогическая антропология как методология
педагогики 95
Заключение 103
Библиографический список
104
Глава 5. Антропологическая педагогика и антропология 105
5.1. Антропологический принцип в современном
познании 106
5.2. Понятие «человек» и его интерпретация
114
5.3. Сочетание биологических и культурных
программ 124
Заключение 133
Библиографический список
6.1. Роль и значение педагогической антропологии
и антропологической педагогики для развития
личности человека
6.2. Условия взаимодействия педагогической
антропологии и антропологической педагогики
в современном социуме
133
Глава 6. Тенденции развития педагогической
антропологии и антропологической педагогики 135
136
140
6.3. Перспективы развития педагогической
антропологии и антропологической педагогики 148
Заключение 151
Библиографический список
Раздел III. Современная концепция педагогической
антропологии
Глава 7. Цель, приоритеты, принципы и задачи
педагогической антропологии
7.1. Педагогическая антропология в современной
науке и системе российского образования
152
153
156
157
7.2. Концептуальные основы педагогической
антропологии 159
7.3. Основные принципы и задачи педагогической
антропологии 165
Заключение 167
Библиографический список
270
168
Стр.271
Глава 8. Методологическая основа педагогической
антропологии
8.1. Методологические подходы педагогической
антропологии
8.1.1. Основные течения педагогики XX â.
8.2. Общенаучные и специальные методы изучения
и исследования педагогической антропологии
8.2.1. Общенаучные методы педагогической
антропологии
8.3. Специальные методы педагогической
антропологии
Глава 9. Механизм реализации педагогической
антропологии и ее развития в системе
образования и науки
9.1. Условия реализации учебной дисциплины
«Педагогическая антропология» в образовательных
программах российских вузов
9.2. Обоснование учебного плана и учебной программы
изучения курса педагогической антропологии
в системе вузов МВД России
9.3. Рекомендации участникам образовательного
процесса вузов в целях изучения педагогической
антропологии
169
170
Заключение 197
Библиографический список
170
183
183
191
198
200
201
208
Заключение 220
Библиографический список
Заключение 222
Библиографический список
226
Приложения 238
Приложение 1
Приложение 2
Источники педагогической антропологии
Варианты разработки учебника (учебного
пособия) в целях изучения дисциплины
«Педагогическая антропология» в российских
вузах
Приложение 3
Технологии биометрической идентификации
человека
238
241
248
Глоссарий 254
217
221
271
Стр.272