«Что же такое совершенство каждой вещи?» — спрашивает Шеллинг. <...> Предмет эстетики и его историческое становление Эстетика в своем развитии прошла большой путь, в ходе которого менялись ее предмет и функции. <...> Появились понятия «эстетические потребности», эстетические категории», «эстетический вкус», «эстетическое чувство», «эстетические взгляды» и т.д. <...> Суждение вкуса возникает в результате игры познавательных способностей, — считал он. <...> В последствии в работах некоторых теоретиков предмет эстетики был сужен до анализа только «изящного искусства». <...> Сегодня эстетика определяется как философская дисциплина об эстетическом, о его природе и многообразии, о принципах эстетического освоения мира в процессе любой деятельности человека, но прежде всего в искусстве. <...> Баумгартен: эстетика — чувственное познание поклонником Г. Лейбница и сторонником школы Х. <...> Но Баумгартен выдвинул на первое место вопрос о чувственном познании, которое назвал эстетикой. <...> Совершенство же Баумгартен обозначил как согласие трех элементов: содержания, порядка и выражения. <...> Процесс познания Баумгартен определил как высшую из доступных человеку радостей. <...> Появились понятия: «эстетические потребности», эстетические категории», «эстетический вкус», «эстетическое чувство», «эстетические взгляды» и т.д. <...> Предмет эстетики — область прекрасного (то есть эстетического) и искусство. <...> 9 ние как «предмет самодовлеющего созерцания, предмет бескорыстного любования». <...> Этот же эстетический предмет бескорыстного любования всегда есть результат и сгусток социально-исторических отношений, несмотря на свою изолированность от всего остального. <...> Кроче (1866—1952) определил эстетику как науку о выражении, в основу которой положено тождество интуиции и искусства. <...> Валери: Эстетика — наука об эстетической бесконечности Французский эстетик и поэт Поль Валери (1871—1945) попытался проникнуть в «тайну» эстетического, определив его как эстетическую бесконечность <...>
Эстетика._Уч-к_Гриф_МО_РФ_(Серия_СOGITO_ERGO_SUM).pdf
2015.
Стр.5
Оглавление
От автора
Вводная глава
Что такое эстетика?
Функции эстетики
Эстетическое сознание и сфера эстетических отношений
Раздел I. Основные этапы развития эстетической
мысли
Глава 1. Древняя Греция — родина эстетики
1.1. Эстетика Платона
1.2. Эстетическая концепция Аристотеля
2.2. Плотин — враг чувственных удовольствий
Глава 3. Эстетика Средневековья
3.1. Эстетическая концепция Августина Блаженного
3.2. Символ, идеал, канон в средневековой эстетике
Глава 4. Эстетика Проторенессанса и Возрождения
5
6
6
12
17
21
23
24
29
Глава 2. Между Аристотелем и Средними веками 38
2.1. Новое понимание красоты
42
43
44
49
4.1. Аквинат повторяет Августина на новом витке истории 49
4.2. Данте — живая связь Проторенессанса и Ренессанса
4.3. Идейное многоцветье Возрождения
51
53
Глава 5. Эстетика Нового времени
5.1. Поэтическое воображение
5.2. Век гениев и эстетика классицизма
5.3. Эстетика французского Просвещения.
Ý. Á. де Кондильяк, Ê. À. Гельвеций
5.4. Эстетика Дени Дидро
5.5. Эстетика английского Просвещения
5.6. Эстетика немецкого Просвещения. А. Баумгартен,
Дж. Винкельман, Г.Э. Лессинг, Ф.Шиллер
5.7. Эстетика È.Â. øòå и È.Ã. Гердера
437
67
67
71
73
81
87
93
98
38
40
Стр.438
Глава 6. Немецкая классическая эстетика
6.1. Эстетика Канта
6.2. Эстетика Шеллинга
6.3. Эстетические взгляды Фихте
6.4.Эстетика Гегеля—теория искусства
Глава 7. Марксистская эстетика
109
109
116
121
122
130
7.1. Маркс и Энгельс — создатели марксистской эстетики 130
7.2. Ленинский принцип партийности в искусстве
133
Глава 8. Эстетические взгляды мыслителей XIX столетия 135
8.1. Концепция эстетического созерцания А. Шопенгауэра 135
8.2. Искусство в общественном сознании XIX столетия
137
Глава 9. Эстетика конца XIX — начала ХХ ââ.
9.1. Эстетика Ô. Ницше
9.2. Эстетические взгляды Владимира Соловь¸ва
9.3. Эстетическая концепция Б. Кроче
9.4. Символизм в западной эстетике
9.5. Символизм в России
9.6. Эстетика À. Уайтхеда
9.7. Интуитивизм А. Бергсона
Глава 10. Эстетика экзистенциализма
10.1. Эстетическая концепция М. Хайдеггера
10.2. Эстетика Æ.-Ï. Сартра
Глава 11. Феноменологическая эстетика
11.1. Эстетика Ð. Ингардена
12.1 Эстетическая концепция Фрейда
Глава 13. Структурализм в эстетике
13.1. Основные принципы структурной лингвистики
13.2. Структуралистская эстетика
Раздел II. Эстетические категории
Глава 14. Эстетические категории — основные понятия
эстетики
14.1. Категория «эстетическое»
14.2. Категория «âîçâûøåííîå»
14.3. Категория «ïðåêðàñíîå»
438
141
141
142
146
150
154
157
158
160
160
166
169
170
11.2. Эстетические концепции Í. Гартмана и Ì. Дюфренна 174
Глава 12. Психоаналитическая эстетика
182
182
12.2. Ôðåéä: искусство «претендует лишь на звание èëëþçèè» 187
12.3. Эстетические взгляды Юнга
196
196
199
209
211
211
217
227
193
Стр.439
14.4. Категория «òðàãè÷åñêîå»
14.5. Категория «êîìè÷åñêîå»
Раздел III. Художественные стили
Глава 15. Основные художественные стили
15.1. Готика
15.2. Архитектурный классический стиль Возрождения
15.3. Классицизм
15.4. Барокко
15.5. Романтизм
15.6. Сентиментализм
15.7. Реализм
15.8. Социалистический реализм
15.9. Модернизм
Раздел IV. Искусство как предмет эстетической
науки
16.1. Процесс художественного творчества
16.2. Гений — высшее проявление одаренности и талантливости
16.3.
Особенности художественного творчества
16.4. Проблемы художественного восприятия
16.5. Условность в художественном образе
16.6. Правда и правдоподобие в искусстве
16.7. Эмоциональное и рациональное начала художника
16.8. Эстетический вкус
16.9. Эстетический идеал
Раздел V. Виды искусства
Глава 17. Виды искусства
17.1. Проблемы специфики видов искусства
17.2. Литература
17.3. Театр
17.4. Музыка
17.5. Архитектура
17.6. Скульптура
17.7. Живопись
17.8. Декоративное искусство
Краткий словарь терминов
439
235
244
257
259
259
264
268
274
276
283
290
296
302
319
Глава 16. Специфика творческого художественного
процесса 321
321
323
327
332
335
338
339
344
352
359
359
359
362
380
387
403
411
418
425
433
Стр.440