Andrienko, Min. of Education and Science of the Russian Federation, Novosib. <...> 4+37.0 СУЩНОСТЬ РАЗВИТИЯ СОЗНАНИЯ В ПЕРЕХОДНЫЕ ПЕРИОДЫ ОБЩЕСТВА: СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ КРИЗИСНЫХ ЯВЛЕНИЙ ОБРАЗОВАНИЯ Л. Д. <...> Рассказов (Красноярск) Познание сущности сознания и открытие закона, которому оно подчиняется, являются одними из самых сложных задач философии и социально-гуманитарных наук. <...> Отсюда цель статьи – проанализировать © Рассказов Л. Д., 2015 Рассказов Леонид Дементьевич – кандидат философских наук, доцент кафедры философии и социально-гуманитарных наук, Красноярский государственный медицинский университет имени проф. <...> 115 Философия образования, № 3(60), 2015 сущность и явления кризиса сознания и образования как взаимосвязанных процессов, формирующих основные противоречия современности. <...> Сегодня в условиях глобализации все чаще говорят о том, что сознание формируется либо правящими социальными группами общества, либо это продукт всей общественной истории. <...> В первом случае сознание – это итог идеологиического воздействия определенного класса, во втором – сознание тесно связано с практикой, от нее зависит и ею определяется. <...> В статье предпринята попытка исследовать сущность сознания и способы его проявления в переходные периоды общества, а также предлагаются методы анализа сознания в условиях кризиса системы образования. <...> Образование в статье рассматривается как ведущая сила современности, которая сегодня нуждается в радикальных качественных изменениях, отвечающих реалиям настоящего. <...> Переходный период обозначил два глобальных противоречия между системой образования общества как культурным социальным институтом и ожиданиями общества от образования. <...> Отставание духовной сферы социума, к которой относится непосредственно образование, от стремительных изменений в экономике ставит вопрос о месте и роли воспитания в учебном заведении. <...> Кризисные явления образования – это не только нечто негативное, разрушительное, но и перспективное <...>