Министерство образования и науки Российской Федерации
ФГБОУ ВО «ЯРОСЛАВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ им. К. Д. УШИНСКОГО»
ЯРОСЛАВСКИЙ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК
YAROSLAVL
PEDAGOGICAL BULLETIN
Научный журнал
Издается с 1994 года
2017 – № 6
Ярославль
2017
Стр.1
ФГБОУ ВО «Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского»
Департамент образования Ярославской области
УЧРЕДИТЕЛИ:
РИО ЯГПУ, 2017. – № 6. – 419 c. – ISSN 1813–145Х.
2017, № 6. – 500 экз.
Ярославский педагогический вестник = Yaroslavl pedagogical bulletin : научный журнал. – Ярославль :
РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ:
В. В. Афанасьев, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой геометрии и алгебры Ярославского государственного педагогического
университета им. К. Д. Ушинского (главный редактор); М. В. Новиков, доктор исторических наук, Заслуженный деятель науки РФ, профессор, заведующий
кафедрой теории и методики профессионального образования Ярославского государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского (зам.
главного редактора, ответственный редактор); Т. С. Злотникова, доктор искусствоведения, Заслуженный деятель науки РФ, профессор кафедры
культурологии Ярославского государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского (зам. главного редактора); М. И. Рожков, доктор
педагогических наук, Заслуженный деятель науки РФ, профессор, главный научный сотрудник Института изучения детства, семьи и воспитания РАО (зам.
главного редактора); Ч. Абрамсон, профессор Университета Стиллуотера, Оклахома, США; С. А. Бабуркин, доктор политических наук, профессор,
Уполномоченный по правам человека в Ярославской области; Л. В. Байбородова, доктор педагогических наук, Заслуженный работник высшей школы РФ,
профессор, директор института педагогики и психологии, заведующая кафедрой педагогических технологий Ярославского государственного
педагогического университета им. К. Д. Ушинского; Т. Байер, профессор русского языка, Миддлбери колледж, США; В. Н. Белкина, доктор педагогических
наук, профессор, заведующая кафедрой дошкольной педагогики и психологии Ярославского государственного педагогического университета им.
К. Д. Ушинского; С. Боскович, преподаватель русского языка, Университет, г. Пуатье, Франция; Е. Я. Бурлина, доктор философских наук, профессор,
заведующая кафедрой философии и культурологии Самарского медицинского университета; Н. И. Воронина, доктор философских наук, Заслуженный
деятель науки РФ, профессор, заведующая кафедрой культурологии и этнокультуры Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарева;
М. В. Груздев, доктор педагогических наук, доцент, ректор Ярославского государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского;
В. З. Демьянков, доктор филологических наук, профессор, заместитель директора Института языкознания РАН; Т. И. Ерохина, доктор культурологии,
профессор, проректор Ярославского государственного театрального института; Л. А. Закс, доктор философских наук, профессор, ректор Гуманитарного
университета, г. Екатеринбург; А. В. Золотарева, доктор педагогических наук, профессор, ректор Института развития образования, г. Ярославль;
И. В. Кондаков, доктор философских наук, профессор кафедры истории и теории культуры Российского государственного гуманитарного университета,
заместитель председателя Научного совета «История мировой культуры»; З. Крушевский, доктор педагогических наук, профессор, ректор Высшей школы
им. П. Владковицы, г. Плоцк, Польша; И. Ю. Лученецкая-Бурдина, доктор филологических наук, профессор, заведующая кафедрой русской литературы
Ярославского государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского; Х. Люк, доктор психологических наук, профессор Университета
Хагена, директор Института психологии Курта Левина, Германия; В. А. Мазилов, доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой общей
и социальной психологии Ярославского государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского; С. Г. Макеева, доктор педагогических наук,
профессор, заведующая кафедрой теории и методики преподавания филологических дисциплин Ярославского государственного педагогического
университета им. К. Д. Ушинского; Ш. Мерль, профессор истории, Билефельдский университет, Германия; С. А. Никольский, доктор философских
наук, главный научный сотрудник, руководитель сектора философии культуры Института философии РАН; А. Б. Пермиловская, доктор
культурологии, главный научный сотрудник ФГБУН «Федеральный исследовательский центр комплексного изучения Арктики им. академика
Н. П. Лаверова РАН» (г. Архангельск); К. Э. Разлогов, доктор искусствоведения, Заслуженный деятель искусств РФ, профессор Всероссийского
государственного университета кинематографии им. С. А. Герасимова; Н. Х. Розов, доктор физико-математических наук, профессор, член-корреспондент
РАО, декан факультета педагогического образования Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова; А. Э. Симановский, доктор
педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой специальной (коррекционной) педагогики Ярославского государственного педагогического
университета им. К. Д. Ушинского; Е. И. Смирнов, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой математического анализа, теории
и методики обучения математике Ярославского государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского; Р. Смит, профессор Университета
Ланкастера, Великобритания; Л. Н. Сухорукова, доктор педагогических наук, профессор кафедры медицины, биологии, теории и методики преподавания
биологии Ярославского государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского; И. Ю. Тарханова, доктор педагогических наук, доцент
кафедры теории и методики профессионального образования Ярославского государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского;
А. Ю. Тихонова, доктор культурологии, заведующая кафедрой философии и культурологии Ульяновского государственного педагогического университета
им. И. Н. Ульянова; В. П. Федюк, доктор исторических наук, профессор, декан исторического факультета Ярославского государственного университета
им. П. Г. Демидова; Н. А. Хренов, доктор философских наук, профессор, главный научный сотрудник Государственного института искусствознания,
г. Москва; А. П. Чернявская, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогических технологий Ярославского государственного педагогического
университета им. К. Д. Ушинского; Ц. Чжан, доктор исторических наук, доцент Гуманитарного института Университета науки и технологий г. Сучжоу,
КНР; Ц. Чжан, доктор исторических наук, профессор, директор Центра новой мировой истории Института истории Пекинского педагогического
университета, г. Пекин, КНР; А. В. Юревич, доктор психологических наук, профессор, заместитель директора Института психологии РАН, членкорреспондент
РАН.
в которых публикуются основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени доктора и кандидата наук.
Публикуемые в журнале материалы рецензируются членами редакционной коллегии.
Журнал входит в перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий,
Адрес редакции: 150000, г. Ярославль, Республиканская ул., 108/1
Тел.: (4852)72–64–05, 32–98–69 (издательство)
(Министерство Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций)
ПИ № ФС 77–68474 от 31.01.2017
Адреса в интернете: http://yspu.org/ ; http://vestnik.yspu.org/
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Индекс в общероссийском каталоге «Пресса России» 83586
Условия публикации статьи в научном журнале «Ярославский педагогический вестник»
см. на сайте: http: // vestnik.yspu.org /?page = athors_format
© ФГБОУ ВО «Ярославский государственный
педагогический университет им. К. Д. Ушинского», 2017
© Авторы статей, 2017
Стр.2
FOUNDING PARTIES:
FSBEI HE «Yaroslavl State Pedagogical University named after K. D. Ushinsky»
Department of Education of the Yaroslavl region
Ярославский педагогический вестник = Yaroslavl pedagogical bulletin : a scientific magazine. – Yaroslavl :
RIO YSPU, 2017. – № 6. – 419 p. – ISSN 1813–145X.
2017, № 6. – 500 pcs.
V. V. Afanasiev, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Head of the Geometry and Algebra Department of Yaroslavl State Pedagogical University named after
K. D. Ushinsky (Editor-in-Chief); M. V. Novikov, Doctor of Historical Sciences, Honoured Scientist of the Russian Federation, Professor, Head of the Theory and
Methods of Professional Education Department of Yaroslavl State Pedagogical University named after K. D. Ushinsky (Deputy Chief Editor, Editor-in-Chief);
T. S. Zlotnikova, Doctor of Art Criticism, Professor of the Culturology Department of Yaroslavl State Pedagogical University named after K. D. Ushinsky, Honoured
Scientist of the Russian Federation (Deputy Chief Editor); M. I. Rozhkov, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Leading Scientist of the Institute of
Study of Childhood, Family and Education of the Russian Academy of Education, Honoured Scientist of the Russian Federation (Deputy Chief Editor);
Ch. Abramson, Professor of the University-Stillwater, Oklahoma, USA; S. A. Baburkin, Doctor of Political Sciences, Professor, Human-Rights Ombudsman in the
Yaroslavl region; L. V. Baiborodova, Doctor of Pedagogical Sciences, Honoured Worker of the Russian Federation Higher School, Professor, Director of the Institute
of Pedagogics and Psychology, Head of the Pedagogical Technologies Department of Yaroslavl State Pedagogical University named after K. D. Ushinsky;
T. Beyer, Professor of the Russian Language, Middlebury College, USA; V. N. Belkina, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Head of the Preschool Pedagogics
and Psychology Department of Yaroslavl State Pedagogical University named after K. D. Ushinsky; S. Boskovic, a teacher of the Russian Language, University
of Poitiers, France; E. Ya. Burlina, Doctor of Philosophical Sciences, Professor, Head of the Philosophy and Culturology Department of Samara Medical University;
N. I. Voronina, Doctor of Philosophical Sciences, Professor, Head of the Culturology and Ethnoculture Department of Mordovian State named after N. P. Ogariov,
Honoured Scientist of the Russian Federation; M. V. Gruzdev, Doctor of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Rector of Yaroslavl State Pedagogical University
named after K. D. Ushinsky; V. Z. Demiyankov, Doctor of Philological Sciences, Professor, Deputy Director of the Institute of Linguistics of the Russian Academy
of Sciences; T. I. Erokhina, Doctor of Culturology, Professor, Vice Rector of Yaroslalv State Theatrical Institute; L. A. Zaks, Doctor of Philosophical Sciences,
Professor, Rector of the Humanitarian University, Ekaterinburg; A. V. Zolotariova, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Rector of the Institute of Education
Development, Yaroslavl; I. V. Kondakov, Doctor of Philosophical Sciences, Professor of the History and Theory of Culture Department of Russian State Humanitarian
University, Vice-Chairman of the Scientific Council «History of World Culture»; Z. Krushevsky, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor of P. Wladkowica
Higher School, Plock, Poland; I. Ju. Luchenetskaya-Burdina, Doctor of Philological Sciences, Professor, Head of the Russian Literature Department of Yaroslavl
State Pedagogical University named after K. D. Ushinsky; Kh. Lyuk, Doctor of Psychological Sciences, Professor of Hagen University, Director of the Institute of
Kurt Lewin Psychology, Germany; V. A. Mazilov, Doctor of Psychological Sciences, Professor, Head of the General and Social Psychology Department of Yaroslavl
State Pedagogical University named after K. D. Ushinsky; S. G. Makeeva, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Head of the Theory and Ways of Training
Philological Disciplines Department of Yaroslavl State Pedagogical University named after K. D. Ushinsky; Sh. Merl, Professor of History, Bielefeld University,
Germany; S. А. Nikolsky, Doctor of Philosophic Sciences, a leading researcher, Head of the Sector of Culture Philosophy of the Institute of Philosophy of the Russian
Academy of Sciences; A. B. Permilovskaya, Doctor of Culturology, Leading Research Worker of the Institute of Ecological Problems of the North of the Russian
Academy of Sciences; K. E. Razlogov, Doctor of Art Criticism, Professor of the All-Russian State University of Cinematography named after S. A. Gerasimov,
Honoured Worker of Art of the Russian Federation; N. Kh. Rozov, Doctor of Physical and Mathematical Sciences, Professor, Corresponding Member of the Russian
Academy of Education, Dean of the Faculty of Pedagogical Education of Moscow State University named after M. V. Lomonosov; A. E. Simanovsky, Doctor of
Pedagogical Sciences, Associate Professor, Head of the Special (Correctional) Pedagogics Department of Yaroslavl State Pedagogical University named after
K. D. Ushinsky; E. I. Smirnov, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Head of the Mathematical Analysis, Theory and Ways of Training Mathematics Department
of Yaroslavl State Pedagogical University named after K. D. Ushinsky; R. Smith, Professor of Lancaster University, Great Britain; L. N. Sukhorukova, Doctor
of Pedagogical Sciences, Professor of the Medecine, Biology, Theory and Ways of Training Biology Department of Yaroslavl State Pedagogical University named
after K. D. Ushinsky; I. Yu. Tarkhanova, Doctor of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Theory and Methods of Professional Education Department of
Yaroslavl State Pedagogical University named after K. D. Ushinsky; A. Ju. Tikhonova, Doctor of Culturology, Head of the Philosophy and Culturology Department
of Uliyanovsk State Pedagogical University named after I. N. Uliyanov; V. P. Fedyuk, Doctor of Historical Sciences, Professor, Dean of the Faculty of History of
Yaroslavl State University named after P. G. Demidov; N. A. Khrenov, Doctor of Philosophical Sciences, Professor; Leading Research Worker of the State Institute
of Art Criticism, Moscow; A. P. Chernyavskaya, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor of the Pedagogical Technologies Department of Yaroslavl State Pedagogical
University named after K. D. Ushinsky; Z. Zhang, Doctor of Historical Sciences, Associate Professor of the Humanitarian Institute of the University of
Science and Technology in Suzhou. People’s Republic of China, Suzhou, Shizi, 1, Province Jiangsu; Ts. Zhang, Doctor of Historical Sciences, Professor, Director
of the New World History Centre of the Institute of History of Beijing Normal University. Beijing, PRC; A. V. Jurevich, Doctor of Psychological Sciences, Professor,
Deputy Director of the Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences, Corresponding Member of the Russian Academy of Sciences.
THE EDITORIAL BOARD
The magazine is included into the list of the leading reviewed scientific magazines and editions where the main scientific results of theses to get the
academic degree of the Doctor and Candidate of sciences are published.
The materials published in the magazine are reviewed by members of the editorial board.
Address of the editorial office: 150000, Yaroslavl, Respublikanskaya Street, 108/1
Ph.: (4852) 72–64–05, 32–98–69 (publishing house)
The Internet address: http: // yspu.org / ; http: // vestnik.yspu.org /
The Certificate of registration of mass media (The Ministry of the Russian Federation for Affairs of the Press,
Television and Radio Broadcasting and Mass Communication Media)
ПИ № ФС 77–68474 dated from 31.01.2017
Index in the all-Russian catalogue «Press of Russia» 83586
Conditions for the Publishing Article in the Scientific Magazine «Yaroslavl Pedagogical Bulletin»
© FSBEI HE «Yaroslavl State Pedagogical University
named after K. D. Ushinsky», 2017
© Authors of articles, 2017
Стр.3
ЯРОСЛАВСКИЙ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК
Научный журнал
Издается с 1994 года
№ 6 – 2017
СОДЕРЖАНИЕ
ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА. ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
Волосовец Т. В. Анализ педагогической деятельности как условия детствосбережения в дошкольном образовании ________8
Рожков М. И. Практика социального воспитания: основные тенденции развития ___________________________________ 13
Монахов В. М., Тихомиров С. А., Трошина Т. Л. Эволюция взглядов педагогов XIX–XX вв.
на перспективу технологизации школьного образования ___________________________________________________ 19
Мирошкина М. Р. Интерпретации теории поколений в контексте российского образования __________________________ 30
Ардабацкая И. А. Процессы интеграции в образовательном пространстве современной школы _______________________ 36
Байтуганов В. И., Холина Л. И. Построение модели развития личности на традициях народной педагогики
в условиях сетевого взаимодействия _____________________________________________________________________ 41
Акопова Т. С. Муниципалитет как субъект управления непрерывным образованием ________________________________ 46
Тимошенко М. А., Шляхтурова И. В. Идеи защиты прав детей в истории педагогической науки _____________________ 54
Вацкель Е. А., Красильникова Н. В. Феномен профессиональной педагогической позиции врача
в отечественных и зарубежных исследованиях ____________________________________________________________ 59
Мусина Д. С. Гражданско-патриотическое воспитание учащихся Кыргызстана _____________________________________ 65
Помелов В. Б. Школьная коммуна как инновационная форма организации педагогической деятельности (1918–1925) ____ 72
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
Лагузова Е. Н., Мартынова Е. Н. Особенности наблюдений младших школьников
над употреблением фразеологизмов в художественном тексте (на примере произведений Б. Заходера) _____________ 77
Макеева С. Г., Гусева А. М. Введение в церковнославянский язык при изучении основ православной культуры _________ 82
Филипповский Г. Ю. Новое в научно-методических подходах к изучению «Поучения» Мономаха в школе и вузе _______ 86
Лукьянчикова Н. В., Бабурина Н. Ф. Интегрированный урок как средство формирования читательской компетенции
в основной школе ____________________________________________________________________________________ 89
Симонова О. В. Проблема «превращенных форм» и их использования в обучении математике ________________________ 94
Матыцина Т. Н., Марголина Н. Л., Ширяев К. Е. К вопросу о соотношении общего и специального
при обучении математике: диофантовы уравнения ________________________________________________________ 100
Журина А. С., Аверина М. Н. Контекстное обучение в системе подготовки учителей английского языка ______________ 109
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Монахов В. М., Сильченко А. П., Тихомиров С. А. Генезис и функционал профессиональной
педагогической деятельности в условиях информационной среды ___________________________________________ 112
Дворяткина С. Н., Евтеев В. С. Особенности технологии обучения математике на основе диалога культур
в системе профильного гуманитарного образования _______________________________________________________ 123
Шунто В. Н. Имитационно-обучающая среда для изучения методов контроля цифровых устройств __________________ 130
Касаткина Н. Н. Исследование готовности студентов вузов к мобильному обучению______________________________ 133
Чернявская А. П. Основные направления модернизации подготовки магистрантов в вузе ___________________________ 139
Егорова О. С. Обучение иностранному языку в аспекте коммуникативного синтаксиса _____________________________ 144
Синицын И. С. Развитие статистических компетенций будущих учителей географии
в процессе научно-исследовательской деятельности_______________________________________________________ 150
Жабаков В. Е., Кузьмин А. М. Управление качеством подготовки специалиста физической культуры
в условиях трансдисциплинарной образовательной среды __________________________________________________ 156
Воног В. В., Жавнер Т. В., Яроцкая Л. В. Опыт подготовки студентов инженерного вуза к международным экзаменам __ 161
Блохин А. Л. Роль учебной практики в формировании человеческого капитала ____________________________________ 167
Лебедева Н. Г. Изучение уровня исследовательской компетентности педагогов, работающих с одаренными детьми _____ 171
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Вагнер И. В. Подходы к проектированию содержания дополнительного образования педагогов
в соответствии с требованиями профессионального стандарта «Специалист в области воспитания» _______________ 180
Мучкаева Д. В. Этнокультурное воспитание во взаимодействии семьи
и учреждения дополнительного образования детей________________________________________________________ 185
Лю-Мин-Чин Жылдыз Подготовка педагога дополнительного образования к реализации организаторских функций ____ 189
4
Стр.4
ПСИХОЛОГИЯ
Прыгин Г. С. Кризис психологии как составная часть культурного кризиса науки _________________________________ 192
Поваренков Ю. П., Слепко Ю. Н. Системогенетический подход к анализу психологической структуры
учебной деятельности ________________________________________________________________________________ 201
Белкина В. Н., Криулева А. А. Профессиональное самосознание как психолого-педагогическая категория _____________ 207
Поваренков Ю. П. Структурно-уровневый подход к периодизации профессионального становления личности _________ 212
Карпова Е. В. Акцентуации характера в структуре мотивационной сферы личности школьников _____________________ 220
Карпов А. А., Асоев Б. М. Креативность как фактор организации метакогнитивных качеств личности
в учебной деятельности ______________________________________________________________________________ 227
Цымбалюк А. Э., Мишучкова Е. Ю., Сидорова С. С. Психологическая структура учебно-профессиональной
адаптации студентов педагогического вуза ______________________________________________________________ 233
Симановский А. Э., Воронина С. Н. Исследование особенностей развития сенсомоторной функции
у детей с ограниченными возможностями здоровья _______________________________________________________ 238
Тихонова И. В. Исследование психического развития младших школьников с тяжелыми
и множественными нарушениями в развитии в контексте их особых образовательных потребностей ______________ 242
Посысоев Н. Н. Родительская позиция как система отношений _________________________________________________ 248
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУЛЬТУРНЫХ ПРОЦЕССОВ
Азов А. В. О современных тенденциях в области социальной философии _________________________________________ 252
Барабаш Н. А. Голос как универсальный код времени ________________________________________________________ 261
Новиков М. В., Перфилова Т. Б. Концептуально-методологические основания второго этапа творчества Ф. И. Буслаева _ 268
Еремин А. В. Рецепции идей Н. Я. Данилевского в историко-культурном исследовании ____________________________ 276
Ермолин Е. А. Диалогическое самопознание культуры: внутренний ракурс _______________________________________ 281
Барбой Ю. М. Театр как комплекс и пути его изучения ________________________________________________________ 285
Ерохина Т. И., Сандросян Д. С. Экзистенциальные мотивы в корейской дораме
(на примере дорамы «Токкэби» / «Демон») ______________________________________________________________ 290
ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУЛЬТУРНЫХ ПРОЦЕССОВ
Поликарпов С. С. Научная репрезентативность концепта «картина мира» в контексте исследований
древних и раннесредневековых обществ ________________________________________________________________ 296
Андреева В. Г. Тысячелетнее царство Христово в «Книге бытия моего» Епископа Порфирия (Успенского) ____________ 304
Александрова М. В. Пограничность творчества в провинции: Григорий Либкен и первые опыты
ярославского кинематографа __________________________________________________________________________ 309
Бочкарева О. В. Диалог видов искусства в «Русских сезонах» С. П. Дягилева _____________________________________ 314
Злотникова Т. С. Творец и масса: революция 1917 г. и революционность художественной жизни ____________________ 319
Добрецова С. А. Пограничность индивидуального и коллективного бытия творческой личности:
образовательный опыт М. А. Владыкина, М. К. Соколова, С. А. Матвеева ____________________________________ 327
Чэнь Вейцюй, Ли Сяотао Историческая память и советская военная помощь Китаю (1937–1943 гг.) _________________ 332
Мясникова Л. А., Крутеева О. В. Народные художественные промыслы – хранители самобытности
Уральского региона _________________________________________________________________________________ 337
Дидковская Н. А., Рочева А. А. Культурные грани бытования финифти __________________________________________ 341
Кныш Е. В., Брандт Г. А. «Забытое старое»: российское православие в условиях постсекулярной культуры ___________ 345
Разлогов К. Э. Актуальные проблемы периодизации текущего кинопроцесса _____________________________________ 351
Летина Н. Н. Русский интернет-дискурс современной массовой культуры _______________________________________ 360
КУЛЬТУРОСООБРАЗНЫЕ ПРАКТИКИ
Дроздова А. В., Трушина Т. Л. Трансформация моды в современной медиакультуре _______________________________ 366
Ухова Л. В., Гусева Л. А. Мультимедийная «принцесса на горошине»: прецедентное имя, предикат, сюжет ____________ 371
Родионов С. Г., Андреев В. В., Родионова Д. Д. Практика продвижения музеев Кемеровской области
в виртуальной среде _________________________________________________________________________________ 376
Карчаа Л. Р. «Стильная» реклама и рекламный китч как оппозиция элитарной и массовой культуры _________________ 382
Наземцева К. Н. Музыкальный музей: опыт образовательной и просветительской деятельности _____________________ 388
НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ
Соколов А. Б. Ярославский историк Зиновий Рогинский (1912–1965) ____________________________________________ 394
Кучина Т. Г. Педагогические технологии XXI в.: опыт образовательного центра «Сириус» __________________________ 403
Новиков М. В. Вторая российско-китайская научная конференция в Ярославле ___________________________________ 406
Густякова Д. Ю. О новой научной монографии Т. С. Злотниковой «Философия творческой личности» _______________ 408
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ ______________________________________________________________________________ 410
5
Стр.5
YAROSLAVL
PEDAGOGICAL BULLETIN
Scientific Magazine
Published since 1994
№ 6 – 2017
THE CONTENT
GENERAL PEDAGOGY. HISTORY OF PEDAGOGY AND EDUCATION
Volosovets T. V. Analysis of Pedagogical Activity as Conditions of Childhood Saving in Preschool Education _________________8
Rozhkov M. I. Practice of Social Education: Main Tendencies of Development _________________________________________ 13
Monakhov V. M., Tikhomirov S. A., Troshina T. L. Evolution of Pedagogues’ Viewpoints in the XIX–XX Centuries
on the Prospect of School Education Technologization ________________________________________________________ 19
Miroshkina M. R. Interpretations of the Generation Theory in the Context of Russian Education ___________________________ 30
Ardabatskaya I. A. Integration Processes in Modern School Educational Space _________________________________________ 36
Bajtuganov V. I., Kholina L. I. A Model of Personality Development in Traditions of People's Pedagogics
in Network Structures of Variable Education ________________________________________________________________ 41
Akopova T. S. Municipality as a Subject of Continuous Education Management ________________________________________ 46
Timoshenko M. A., Shlyakhturova I. V. Ideas for the protection of children's rights in the history of pedagogical science________ 46
Vatskel E. A., Krasilnikova N. V. The Phenomenon of the Doctor’s Professional Pedagogical Position
in Russian and Foreign Researches ________________________________________________________________________ 59
Musina D. S. Civil and Patriotic Education of Pupils in Kyrgyzstan __________________________________________________ 65
Pomelov V. B. School community as an innovation form of organization of pedagogical activities in the history
of the Russian education (1918–1925) _____________________________________________________________________ 72
THEORY AND METHODOLOGY OF TRAINING AND EDUCATION
Laguzova E. N., Martynova E. N. Features of Observing Younger School Students over the Use of Phraseological Units
in the Art Text (on the example of Zakhoder’s works) ________________________________________________________ 77
Makeeva S. G., Guseva A. M. Introduction to the Church Slavonic Language When Studying Orthodox Culture Bases __________ 82
Filippovsky G. Yu. New in Scientific and Methodical Approaches to Study Monomakh's «Lection»
in Higher Education Institution and School _________________________________________________________________ 86
Lukyanchikova N. V., Baburina N. F. The Integrated Lesson as a Means of Forming the Reader's Competence
in Comprehensive School _______________________________________________________________________________ 89
Simonova O. V. The Problem of «Turned Forms» and Their Use in Mathematics Training ________________________________ 94
Matytsina T. N., Margolina N. L., Shiryaev K. E. On The Question Of The Relation Of The General And Special
At The Training Of Mathematics: Diofantov Equations _______________________________________________________ 100
Zhurina A. S., Averina M. N. Contextual Training in the System of Training of English Teachers _________________________ 109
THEORY AND METHODOLOGY OF PROFESSIONAL EDUCATION
Monakhov V. M., Silchenko A. P., Tikhomirov S. A. Genesis and Function of Professional Pedagogical Activity
in Terms of IEE ______________________________________________________________________________________ 112
Dvoryatkina S. N., Evteev V. S. Features of Mathematics Training Technology Based on the Dialogue of Cultures
in the System of Specialized Humanities Education __________________________________________________________ 123
Shunto V. N. Imitating Training Environment to Study Digital Device Control Methods_________________________________ 130
Kasatkina N. N. Investigating the Readiness of University Students to Mobile Learning _________________________________ 133
Chernyavskaya A. P. Main Directions of Modernization in Training of Graduate Students in Higher Education Institution ______ 139
Egorova O. S. Teaching a Foreign Language in the Aspect of Communicative Syntax __________________________________ 144
Sinitsyn I. S. Development of Geography Future Teachers’ Statistical Competences in the Process of Research Activities ______ 150
Zhabakov V. E., Kuzmin A. M. Quality Management of Physical Culture Specialists Training in Conditions
of Transdisciplinary Educational Environment ______________________________________________________________ 156
Vonog V. V., Zhavner T. V., Yarotskaya L. V. Experience of Training Students of Engineering Higher Education Institution
for the International Examinations _______________________________________________________________________ 161
Blokhin A. L. The Role of Practical Training in Human Capital Formation ___________________________________________ 167
Lebedeva N. G. Studying of the Level of Research Competence of the Teachers Working with Gifted Children _______________ 171
ADDITIONAL EDUCATION
Wagner I. V. Approaches to Designing Content of Teachers Additional Education in Accordance with the Requirements
of the Professional Standard «Specialist in the Field of Education» ______________________________________________ 180
6
Стр.6
Muchkaeva D. V. Ethnocultural Education in Cooperation of Family and Children’s Additional Education Institutions _________ 185
Liu Min Chin Zhyldyz Preparation of the Additional Education Teacher for Implementing Organizational Functions __________ 189
PSYCHOLOGY
Prygin G. S. Crisis of Psychology as a Composite Part of the Cultural Crisis of Science _________________________________ 192
Povarionkov Yu. P., Slepko Yu. N. Systemogenetic Approach to the Analysis of the Psychological Structure
of Educational Activity ________________________________________________________________________________ 201
Belkina V. N., Kriuleva A. A. Professional Consciousness as a Psychological and Pedagogical Category ____________________ 207
Povarionkov Yu. P. Structural-Level Approach to Periodization of the Personality’s Professional Formation _________________ 212
Karpova E. V. Accentuations of Character in the Structure of Motivational Sphere of the Student’s Personality _______________ 220
Karpov A. A., Asoev B. M. Creativity as a Factor of Organization of Metacognitive Personal Traits in Learning Activity _______ 227
Tsymbalyuk A. E., Mishuchkova E. Yu., Sidorova S. S. Psychological Structure of Educational
and Professional Adaptation of Pedagogical University Students ________________________________________________ 233
Simanovsky A. E., Voronina S. N. Research of Features in Sensomotor Function Development of Children
with Health Limitations _______________________________________________________________________________ 238
Tikhonova I. V. Research of Mental Development of Primary School Children with Severe
and Multiple Developmental Disorders in Terms of Their Special Learning Needs __________________________________ 242
Posysoev N. N. The Parental Position as a System of Relationships _________________________________________________ 248
THEORETICAL ASPECTS TO STUDY CULTURAL PROCESSES
Azov A. V. About Current Trends in the Field of Social Philosophy _________________________________________________ 252
Barabash N. A. Voice as a Universal Code of Time _____________________________________________________________ 261
Novikov M. V., Perfilova T. B. Conceptual and Methodological Bases of the Second Period of F. I. Buslaev’s Creativity _______ 268
Eriomin A. V. Receptions of N. Ya. Danilevsky’s Ideas in a Historical and Cultural Research ____________________________ 276
Ermolin E. A. Dialogical Self-Knowledge of Culture: an Internal Perspective _________________________________________ 281
Barboi Yu. M. Theater as a Complex and Ways of Its Study _______________________________________________________ 285
Erokhina T. I., Sandrosyan D. S. Existential Motives in the Korean Dorama
(on the example of the dorama «Tokkebi» / «Demon») _______________________________________________________ 290
HISTORICAL ASPECTS TO STUDY CULTURAL PROCESSES
Polikarpov S. S. Scientific Representativeness of the Concept «World Picture» in the Context of Researches
of Ancient and Early Medieval Societies __________________________________________________________________ 296
Andreeva V. G. Thoughts of Christ’s Thousand-Year Kingdom in «the Genesis by Mine» of the Bishop Porfiry (Uspensky) ____ 304
Aleksandrova M. V. Frontier of Creativity in the Province: Grigory Liebken and First Experiences of Yaroslavl Cinema _______ 309
Bochkariova O. V. Dialogue of Art Forms in S. P. Diaghilev’s «Russian Seasons» _____________________________________ 314
Zlotnikova T. S. Creator and Mass: The Revolution of 1917 and Revolutionism of Art Life ______________________________ 319
Dobretsova S. A. Frontier of Personal and Collective Existence of the Creative Personality:
Educational Experience of M. A. Vladykin, M. K. Sokolov and S. A. Matveev ____________________________________ 327
Chen Weiqiu, Li Xiaotao Historical Memory and Soviet Military Support to China (1937–1943) __________________________ 332
Myasnikova L. A., Kruteeva O. V. National Art Crafts – Custodians of Identity of the Ural Region ________________________ 337
Didkovskaya N. A., Rocheva A. A. Cultural Sides of Enamel Existence ______________________________________________ 341
Knysh E. V., Brandt G. A. «The Well Overlooked Old»: Russian Orthodoxy in Post-Secular Culture _______________________ 345
Razlogov K. E. Current Problems of Periodization of the Current Film Process ________________________________________ 351
Liotina N. N. Russian Internet Discourse of Modern Popular Culture ________________________________________________ 360
CULTURE CONFORMABLE PRACTICES
Drozdova A. V., Trushina T. L. Transformation of Fashion in Modern Media Culture __________________________________ 366
Ukhova L. V., Guseva L. A. Multimedia «the Princess and the Pea»: Precedent Name, Predicate, Plot ______________________ 371
Rodionov S. G., Andreev V. V., Rodionova D. D. Practice of Promoting Museums
of the Kemerovo Region in Virtual Environment ____________________________________________________________ 376
Karchaa L. R. «Stylish» Advertisement and Advertising «Kitsch» as an Opposition of Elitist and Mass Culture ______________ 382
Nazemtseva K. N. Music Museum: Experience of Informative and Educational Activities ________________________________ 388
SCIENTIFIC LIFE
Sokolov A. B. Yaroslavl Historian Zinoviy Roginskiy (1912–1965) _________________________________________________ 394
Kuchina T. G. Pedagogical technologies of the XXI century: the experience of the educational center «Sirius» _______________ 403
Novikov M. V. The Second Russian-Chinese Scientific Conference in Yaroslavl _______________________________________ 406
Gustyakova D. Yu. On T. S. Zlotnikova’s New Scientific Monograph «Philosophy of a Creative Person» ___________________ 408
INFORMATION ABOUT THE AUTHORS __________________________________________________________________ 415
7
Стр.7