Министерство сельского хозяйства
Российской Федерации
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
учреждение высшего профессионального
образования
«Самарская государственная
сельскохозяйственная академия»
Институт управленческих технологий
и аграрного рынка
Кафедра «Государственное
и муниципальное управление»
Е. В. Лебедева
Основы научных
исследований и научнопроектной
деятельности
Методические указания
по написанию курсовых проектов для бакалавров
направления подготовки 38.03.04 «Государственное и
муниципальное управление»
Кинель
РИЦ СГСХА
2015
Стр.1
УДК 0015(07)
ББК 72р
Л-33
Лебедева, Е. В.
Л-33
Основы научных исследований и научно-проектной
деятельности : методические указания по написанию
курсовых проектов для бакалавров направления
подготовки 38.03.04 «Государственное и муниципальное
управление» / Е. В. Лебедева. – Кинель : РИЦ СГСХА,
2015 – 45 с.
Методические указания содержат задачи написания курсовых
проектов, требования к выполнению, оформлению и защите
курсовых проектов, критерии оценки и примерные темы курсовых
проектов, список рекомендованной учебной литературы. Учебное
издание предназначено для бакалавров, обучающихся по
направлению 38.03.04 «Государственное и муниципальное
управление».
© ФГБОУ ВПО Самарская ГСХА, 2015
© Лебедева Е. В., 2015
Стр.2
Предисловие
Методические указания по написанию курсовых проектов по
дисциплине «Основы научных исследований и научно-проектной
деятельности» составлены в соответствии с требованиями
Федерального государственного образовательного стандарта
высшего образования, предназначены для бакалавров,
обучающихся по направлению 38.03.04 «Государственное и
муниципальное управление».
Учебное издание содержит задачи написания курсовых
проектов, требования к выполнению, оформлению и защите
курсовых проектов; способствует формированию навыков
самостоятельного обучения и самоконтроля. В методических
указаниях изложены критерии оценки курсовых проектов, дан
перечень примерных тем для выполнения работы, список
рекомендованной учебной литературы. В Приложении даны
образцы оформления.
Выполнение курсового проекта направлено на формирование
общепрофессиональных и профессиональных
следующих
компетенций (в соответствии с ФГОС ВО и требованиями к
результатам освоения ОПОП):
- способность проектировать организационные структуры,
участвовать в разработке стратегий управления человеческими
ресурсами организаций, планировать и осуществлять мероприятия,
распределять и делегировать полномочия с учетом личной ответственности
за осуществляемые мероприятия;
- способность проводить оценку инвестиционных проектов
при различных условиях инвестирования и финансирования;
- владение навыками количественного и качественного анализа
при оценке состояния экономической, социальной, политической
среды, деятельности органов государственной власти Российской
Федерации, органов государственной власти субъектов Российской
Федерации, органов местного самоуправления, государственных
и муниципальных, предприятий и учреждений, политических
партий, общественно-политических, коммерческих и некоммерческих
организаций.
Стр.3
Задачи написания курсовых проектов
Целью подготовки курсового проекта является обучение
учащихся принципам научного мышления, процедурам анализа,
теоретического обобщения проблем, постановки задач и поиска
вариантов и путей их решения, в том числе и нестандартных.
Выполнение курсового проекта в рамках изучения
дисциплины «Основы научных исследований и научно-проектной
деятельности» позволяет решать две взаимосвязанные задачи –
учебную и исследовательскую.
Учебная задача состоит в пополнении и углублении знаний,
приобретенных студентом на учебных занятиях по «Основам
научных исследований и научно-проектной деятельности»
(лекциях, семинарах) и в процессе самостоятельной подготовки
(работа над докладом, рефератом, эссе, аннотация статьи).
Решение данной задачи показывает умение студента
самостоятельно работать с научной монографической и
справочной литературой по выбранной теме и различными
источниками, статистической информацией, данными прикладных
исследований.
Решение исследовательской задачи обусловливает научный
интерес студента в работе над проектом, формирует
исследовательские навыки, показывает его умение
систематизировать, логически выстраивать материал,
анализировать, обобщать, делать аргументированные выводы.
Более глубокое исследование отдельных проблем данной
дисциплины позволяет студентам создать и развить компетенции
постановки стратегических и тактических целей, организации
процессов мотивации людей, контроля и других видов
управленческой и научной деятельности.
Курсовой проект по данной дисциплине предполагает
изучение теоретических основ исследуемой темы с рассмотрением
и анализом практических примеров и ситуаций. В основной части
работы студент должен продемонстрировать свободное,
обобщенное и целостное представление о предмете исследования
таким образом, чтобы на предложенной теоретической основе
можно было проанализировать практику, объяснить происходящие
процессы и явления, дать их оценку и, возможно, разработать
деловые предложения, сформулировать прогнозы.
Стр.4
Основная часть работы может быть разделена на две части:
теоретическую и прикладную. Теорию вопроса можно построить
абстрактно-логическим путем, опираясь на изучение проблемы в
литературе и изучение практики.
Прикладная (аналитическая) часть предполагает анализ
практики решения рассматриваемой проблемы. Исходные данные
для анализа могут быть почерпнуты из литературных источников.
Особенно ценно проведенное студентом самостоятельное
исследование проблемы. В процессе анализа могут быть
использованы различные методы: экспертные, тестирования,
экономического и управленческого анализа. При оформлении
аналитической части должны использоваться табличные и
графические способы отражения информации: схемы, графики,
диаграммы.
По результатам проведенных исследований необходимо
сделать выводы о состоянии дел в рассматриваемой области,
указать на имеющиеся недостатки, наметить пути решения
выявленных проблем.
Общие требования к курсовому проекту
Курсовой проект является самостоятельным творческим
исследованием по выбранной теме. Курсовые проекты
предназначены для закрепления знаний, получаемых при изучении
курса «Основы научных исследований и научно-проектной
деятельности». Целью написания проекта является обучение
студента принципам научного мышления, процедурам анализа,
теоретического обобщения проблем, постановки задач и поиска
вариантов и путей их решения, в том числе и нестандартных. Эти
навыки являются атрибутивными свойствами специалиста в
области управления и формируются через последовательное
написание студентами самостоятельных научных работ.
Во время работы над темой проекта студент:
- получает навыки работы с научной литературой, как
источником основных знаний и умений;
-
приобретает
систему управления;
способность к самообучению,
самостоятельному поиску необходимой литературы;
- знакомится с приемами анализа документов, описывающих
Стр.5