Спорт, игры, головоломки РАДОСТЬ СВЕТА И ГАРМОНИИ ДАРЯТ СВЕТЛЯЧКИ В ЯПОНИИ! <...> 6 В древний русский город Суздаль приглашает писатель Владимир Малов. <...> Уже 3 тысячи лет назад древние индусы для мытья головы изобрели жидкое мыло, кото рое стало затем называться шампунем. <...> ? Не случайно в названии нашей се годняшней статьи стоит традици онное японское стихотворение — хокку, посвящённое светлячкам. <...> В мире насчитывается более 2 000 видов светлячков, а в Японии их около 40. <...> Япон цы назывют светлячков хотару и особенно выделяют среди них два вида: гэндзиботару и хэйкэботару. <...> Личинки гэндзиботару жи вут в чистой проточной воде, а личинки хэй кэботару — на рисовых полях и в других местах со стоячей водой. <...> Взрослый светля чок гэндзиботару, мелькающий над чистой проточной водой в июне и июле, достигает длины 12 — 18 мм. <...> И сейчас светляков ловят лишь в объективы фотоаппаратов, пытаясь запечатлеть даже движение. <...> Наши светляки, а их на территории Рос сии водится 13 видов, мало чем уступают японским: они дают достаточно сильный свет, особенно те, что обитают в Крыму и на Черноморском побережье Кавказа. <...> Много усилий потратили учёные, чтобы понять, как и зачем светятся светляки. <...> Оказывается, на брюшке каждого жучка располагается особый орган свечения — фо тофор. <...> А для подачи кислорода к органу свечения исполь зуется хитрая система трубочек. <...> Как поршень в шприце, окись азо та передвигает кислород по телу насекомого и вытес няет его к органу свечения. <...> Многие виды светлячков в состоянии «по своему хотению» уменьшать и увели чивать интенсивность свечения и даже излучать пре рывистый свет, регулируя подачу кислорода. <...> 5 24 июля 1802 года, 215 лет назад, в городе ВиллеКотре родился автор «Трёх мушкетёров» и «Графа МонтеКристо» Александр Дюма. <...> В Театре «Комеди Франсез» состоялась премьера пьесы Дюма «Генрих III и его двор». <...> ТАМ, ГДЕ КНЯЖИЛ ЮРИЙ ДОЛГОРУКИЙ Пройти Суздаль из конца в конец можно всего за час <...>
А_почему?__№7_2017.pdf
Пейзажи Исаака Ильича Ле
витана невероятно знамени
ты. Такие его шедевры, как
«Золотая осень», «Вечерний
звон», «Берёзовая роща», виде
ли миллионы людей — если не
в музеях, где они экспонируют
ся, то на множестве репродук
ций в альбомах или журналах.
Но сделал художник гораздо
меньше, чем мог бы: ведь про
жил он только 40 лет…
Родился Левитан в малень
ком посёлке Кибартай, на тер
ритории современной Литвы,
в семье мелкого чиновника же
лезнодорожного ведомства, но
в 1870 году вместе с родителя
ми переехал в Москву. Исключи
тельные способности мальчи
ка к живописи были замечены,
и вскоре он стал учиться в Мос
ковском училище живописи, ва
яния и зодчества. Ещё в годы
учения молодой живописец свя
зал свою творческую судьбу со
знаменитым Товариществом
передвижников. Это было объе
динение лучших российских
художников, ведущих художе
ственнопросветительскую дея
тельность, для чего они устраи
вали в разных городах пере
движные (отсюда и название
Товарищества) выставки своих
работ. На них впервые были
представлены и многие карти
ны самого Исаака Левитана.
Темы для своих пейзажей ху
дожник находил и в Италии,
и в Финляндии, и во Франции,
и в Швейцарии — ему довелось
немало попутешествовать по
свету. И всё же ближе всего ему
оказалась наша, российская
природа. Ей и были посвящены
его лучшие картины, в том
числе и трогательное, берущее
за душу полотно «Озеро. Русь».
Эта картина оказалась после
дней из тех, что он написал на
своём коротком веку.
© «А почему?», 2017 г.
ПОЧЕМУ светляки
светятся?
Стр. 4
Школьник Тим и всезнайка из
компьютера Бит продолжают своё
путешествие в мир ПАМЯТНЫХ ДАТ.
Стр. 6
В древний русский
город Суздаль приглашает
писатель Владимир Малов.
Стр. 8
ПРОДОЛЖАЕМ летопись битв древних
славян.
Стр. 18
КАКИЕ книги написал
Константин Эдуардович
Циолковский?
Стр. 20
КАК и КОГДА люди
начали строить маяки?
Стр. 24
А ещё в этом номере «100 тысяч «почему?»,
«Со всего света», «Игротека»
и многие другие наши рубрики.
Пять тысяч ГДЕ,
семь тысяч КАК,
сто тысяч ПОЧЕМУ!
Редьярд Киплинг
Допущено Министерством образования и науки
Российской Федерации
к использованию в учебновоспитательном процессе
различных образовательных учреждений
1
Стр.3