Спорт, игры, головоломки В СТАРИНУ У МАСТЕРОВ БЫЛА РАБОТА — ДОБЫВАТЬ ЖЕЛЕЗО ИЗ… БОЛОТА! <...> Художественные способнос ти юный Айвазовский, родив шийся в семье купца из Феодо сии, обнаружил очень рано. <...> После её окончания Айвазовского, как и многих дру гих художников того времени, направили за границу знако миться с шедеврами западно европейской живописи. <...> Одну из картин мо лодого русского живописца тог да купил даже папа римский Григорий XVI. <...> 6 В ДРЕВНИЙ подмосковный город Коломну, где Москварека впадает в Оку, приглашает писатель Владимир Малов. <...> Редьярд Киплинг Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в учебновоспитательном процессе различных образовательных учреждений 1 ПОЧЕМУ ОСЕНЬЮ ЛИСТЬЯ РАЗНОГО ЦВЕТА КАК 2 ЗВЁЗДЫ РАЗЛИЧАЮТСЯ ПО ЯРКОСТИ Ещё древнегреческий астроном Гиппарх, живший во II веке до н. э., ввёл понятие звёздной величины, позволившее разделять звёзды по их яркости. <...> Если в глубоких рудах — магнитном и красном же лезняках — железа содержится 55 — 70 про центов, то болотная руда содержит его в два раза меньше. <...> Было у бедных железом болотных руд ещё одно бесспорное преимуще ство — металл из них выплавлялся уже при температуре 400о С, а при 700 — 800о С можно было получить железо приемлемого качества. <...> В этом убедились археологи, когда вели рас копки в Старой Рязани. <...> Именно в болотах и озёрах возникают нео бычные на вид болотные руды. <...> Найти болотную руду было не труднее, чем залежи гончарной глины. <...> Полученное железо скапливалось в таком тестообразном виде на самом дне печи, обра зуя так называемую горновую крицу — же лезную губчатую массу, содержащую несго ревший древесный уголь и шлаки. <...> Чтобы очистить полученное кричное железо, кри цу в раскалённом виде вынимали из печи, клали на наковальню и ковали большим тя жёлым молотом, удаляя шлаки и уплотняя пористую структуру. и месяца два сушили, в октябре обжигали на кострах. <...> На месте <...>
А_почему?__№9_2016.pdf
Самая знаменитая картина
Ивана Константиновича Айва
зовского — это, конечно, «Девя
тый вал». Но не все знают,
что всего он написал около…
шести тысяч картин. Боль
шинство из них — это морские
пейзажи или сцены морских
сражений, хотя есть в его ог
ромном наследии и такая, на
пример, картина, как «Исааки
евский собор в морозный день».
Художественные способнос
ти юный Айвазовский, родив
шийся в семье купца из Феодо
сии, обнаружил очень рано. В 16
лет его приняли в пейзажный
класс Петербургской академии
художеств. После её окончания
Айвазовского, как и многих дру
гих художников того времени,
направили за границу знако
миться с шедеврами западно
европейской живописи. Он по
бывал в Италии, Швейцарии,
Голландии, Англии, Франции,
Испании, Португалии.
На родину Айвазовский вер
нулся в 1844 году и стал живо
писцем Главного Морского шта
ба. Тогда ему было 27 лет, а че
рез два года он получил звание
академика. В 31 год Айвазовс
кий вернулся в родную Феодосию
и поселился в доме на берегу
Чёрного моря, где затем и были
созданы тысячи его картин.
Одну из них вы видите на 2й
странице обложки. Она навея
на воспоминаниями о жизни
в Италии. Именно там к Айва
зовскому пришёл первый боль
шой успех. Одну из картин мо
лодого русского живописца тог
да купил даже папа римский
Григорий XVI. А картина
«Итальянский пейзаж» — од
на из тех, на которой Айвазов
ский запечатлел не море, а жи
вописное озеро ЛагоМаджоре,
лежащее на границе между
Италией и Швейцарией.
© «А почему?», 2016 г.
ГДЕ
в древности
брали руду?
Стр. 4
Школьник Тим и всезнайка из
компьютера Бит продолжают своё
путешествие в мир ПАМЯТНЫХ ДАТ.
Стр. 6
В ДРЕВНИЙ
подмосковный город
Коломну, где Москварека
впадает в Оку, приглашает
писатель Владимир Малов.
Стр. 8
КАКИЕ великие
плавания совершали
в XV веке мореходы
Китая, и почему они
оказались забытыми?
Стр. 20
КТО и КОГДА
построил первый
в мире нефтепровод?
Стр. 24
А ещё в этом номере «100 тысяч «почему?»,
«Со всего света», «Игротека»
и многие другие наши рубрики.
Пять тысяч ГДЕ,
семь тысяч КАК,
сто тысяч ПОЧЕМУ!
Редьярд Киплинг
Допущено Министерством образования и науки
Российской Федерации
к использованию в учебновоспитательном процессе
различных образовательных учреждений
1
Стр.3