6 В СТАРИННЫЙ ГОРОД Астрахань в устье Волги приглашает журналист Сергей Дёмкин. <...> ? ? Как думаете, получится морская вода, если растворить в стакане пресной воды ложку соли? <...> МОРСКАЯ ВОДА — ЖИДКАЯ РУДА МИНЕРАЛЬНАЯ КЛАДОВАЯ Каждый кубический километр воды включает 37 миллионов тонн минераль ных веществ. <...> До сих пор на берегу моря в про винции Цзянсу тысячи ветряных мельниц перекачивают морскую воду и перемалы вают соль. <...> Сейчас из морской воды извлекают около 1/3 всей добываемой в мире поварен ной соли. <...> А когда выяснилось, что до бавление брома в бензин уменьшает опасность самовозгорания и увеличи вает мощность двигателя автомоби ля, во всех «морских» странах нача ли ежегодно наращивать производ ство брома. <...> «Похвала» и оказалась у Эразма самой главной книгой. <...> САМЫЙ РЫБНЫЙ ГОРОД Колокольня Астраханского кремля высотой 80 метров видна всему городу. <...> На самом высоком его холме стоит Астраханский кремль, спус кающийся по левому берегу Волги почти до самой набережной. <...> И, само со бой разумеется, первым делом я отправил ся из астраханского речного порта, где пришвартовался наш «Иван Кулибин», в Астраханский кремль. <...> С XVII века главными проездными воро тами кремля служили Пречистенские во рота, а теперь под ними в старинную кре пость проходят экскурсанты. <...> Кроме того, в Астраханском кремле со хранился ряд жилых каменных построек. <...> Эти земли отвоевал у Астраханского ханства царь Иван Гроз Сергей ДЁМКИН ный. <...> Название «Белый город» дошло и до наших дней — так именуется часть Астрахани, начинающаяся прямо от стен кремля. <...> Белый город застроен сравнительно невысокими каменными домами, не похожими один на другой, со временных многоэтажек здесь нет. <...> Поэтому выглядит Белый город очень красивым и уютным. <...> Другой красивейший астра ханский парк называется Лебе От стен кремля начинается Белый город. <...> Река вращала колесо с лопатками, а оно с помощью переда точного механизма приводило в движение <...>
А_почему?__№10_2014.pdf
Точная дата рождения заме
чательного голландского худож
ника Якоба ван Рёйсдала неиз
вестна, и даже год в разных ис
точниках указывается разный.
Да и о самой его жизни извест
но не так уж много. Отец ху
дожника был мастером по изго
товлению рам для картин, сам
тоже неплохо рисовал, но сын
его превзошёл. Уже в 18 лет
Якоб ван Рёйсдал писал пейза
жи, которые пользовались успе
хом, а в 20 стал членом гильдии
живописцев Харлема, своего род
ного города. Через несколько лет
Рёйсдал переселился в Амстер
дам. Ещё известно, что он увле
кался медициной. Уже под конец
жизни даже получил степень
доктора медицины в универси
тете нормандского города Кан
и практиковал в Амстердаме
в качестве хирурга.
Впрочем, каким он был меди
ком, опятьтаки в точности
неизвестно, зато картины
Якоба ван Рёйсдала говорят
сами за себя. Он написал боль
ше 400 полотен, и почти каж
дое — шедевр пейзажной живо
писи. Художника увлекали
большие пространства — гол
ландские равнины, морские
дали, лесные чащи, болота.
Важнейшее значение в его пей
зажах играло небо, обычно по
крытое облаками. Как раз на
таких просторах и под огром
ным небом человек особенно
ясно осознаёт, что и сам он —
часть, а также творение при
роды. Такова и картина, кото
рую вы видите на 2й странице
обложки. Маленькие люди на
полотне, занятые своим по
вседневным трудом, а также
виднеющиеся вдали крыши со
боров и ветряные мельницы
представляются единым це
лым с широким простором и ог
ромным небом.
© «А почему?», 2014 г.
ЧТО ТАКОЕ
жидкая руда?
Стр. 4
Школьник Тим и всезнайка
из компьютера Бит продолжают своё
путешествие в мир ПАМЯТНЫХ ДАТ.
Стр. 6
В СТАРИННЫЙ ГОРОД
Астрахань в устье Волги
приглашает журналист
Сергей Дёмкин.
Стр. 8
КОГДА появилась первая
ветряная мельница?
Стр. 11
КАКИЕ экспонаты
хранит лондонский Музей
естествознания?
Стр. 14
КАК боевая машина,
изобретённая Леонардо да Винчи,
превратилась в танк на гусеницах?
Стр. 24
А ещё в этом номере «100 тысяч «почему?»,
«Со всего света», «Игротека»
и многие другие наши рубрики.
Пять тысяч ГДЕ,
семь тысяч КАК,
сто тысяч ПОЧЕМУ!
Редьярд Киплинг
Допущено Министерством образования и науки
Российской Федерации
к использованию в учебновоспитательном процессе
различных образовательных учреждений
1
Стр.3