Игумен Геннадий (Эйкалович) Историософские узоры Американский философ и социолог Ф. С. Нортроп понимает историю как взаимодействие двух мировоззрений, двух способов постижения и мышления — Запада и Востока. <...> Рассмотрение с точки зрения такого гносеологического дуализма — вещь не новая, однако Нортроп своеобразно его формулирует и исторически демонстрирует. <...> Нортроп приходит в результате своих изысканий к выводу, что «синтез» возможен в плане гносеологических корреляций этих двух полярных тенденций. <...> Франк (Шеллинг, ГРАНИ № 95 ИГУМЕН ГЕННАДИЙ (ЭЙКАЛОВИЧ) ли этих крайних тенденций, преисполнившись доброй воли к сотрудничеству, должны прийти к двум соглашениям: 1) элиминации* видимых и мнимых противоречий между «западным» и «восточным» пониманием математики и естественных наук; 2) элиминации видимой и мнимой несогласуемости соответственных философских ориентации. <...> Если после устранения мнимых препятствий между двумя сверхсистемами всё же еще останутся действительные расхождения, то от будущей истории потребуется выработать синтез высшего плана, обнимающего обе полярности 1 . <...> Нортроп а в интересующей нас области — «Встреча Востока и Запада», 1946 г., по-английски. <...> История Китая дает пример двух творческих воспарений, Япония — четырех, Индия — двух, греко-римсковизантийская культура — нескольких, Франция — 137 ГРАНИ № 95 ИГУМЕН ГЕННАДИЙ (ЭЙКАЛОВИЧ) трех, Англия — трех, Германия — четырех. <...> Характер каждой цивилизации определяется ее отношением к проблеме господства человеческого разума над силами природы и к проблеме воздействия на строй человеческой души. <...> Ограничимся тем, что приведем здесь его окончательные выводы. <...> Арифметика, алгебра, геометрия и т. п. — это всё высшие системы, завершающиеся в сверхсистеме, называемой математикой. <...> Смыслы сверхсистем определяются подходом к самым общим категориям мышления-чувствования, которые раскрываются в ответах на вопрос: какова природа истинной <...>