Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634699)
Контекстум
.
Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика  / №3 2015

«В ГАЗЕТАХ — БЛОК, БЛОК, БЛОК…» ОТКЛИК И.А. БУНИНА НА СМЕРТЬ А.А. БЛОКА (60,00 руб.)

0   0
Первый авторБакунцев
Страниц15
ID354244
АннотацияПредметом рассмотрения в данной статье является остававшаяся до сих пор неизвестной «заметка» И.А. Бунина «Музыка» (1921), которая была написана под впечатлением от известия о смерти А.А. Блока. Выраженная в этой «заметке» позиция в отношении Блока в корне противоречила тому, что о поэте писала эмигрантская пресса. Очевидно, именно поэтому «Музыка», предназначенная для напечатания в газете «Общее дело» (Париж), так и не увидела свет. Сейчас автограф бунинской «заметки» хранится в личном фонде В.Л. Бурцева в Государственном архиве Российской Федерации.
Бакунцев, А.В. «В ГАЗЕТАХ — БЛОК, БЛОК, БЛОК…» ОТКЛИК И.А. БУНИНА НА СМЕРТЬ А.А. БЛОКА / А.В. Бакунцев // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика .— 2015 .— №3 .— С. 100-114 .— URL: https://rucont.ru/efd/354244 (дата обращения: 24.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Выраженная в этой «заметке» позиция в отношении Блока в корне противоречила тому, что о поэте писала эмигрантская пресса. <...> Сейчас автограф бунинской «заметки» хранится в личном фонде В.Л. Бурцева в Государственном архиве Российской Федерации. <...> Много злых, ядовитых слов сказано о Блоке и в «Окаянных днях». <...> Все это составляет своего рода ядро бунинской «антиблокианы»1. <...> Но Бунин не только писал о Блоке — он много и говорил о нем: например, в ходе частных бесед, споров, публичных выступлений. <...> Именно современники предпринимали первые попытки разобраться в причинах несговорчивого бунинского отталкивания от Блока и от всего, что он привнес в русскую литературу. <...> Иван Алексеевич читает Александра Александровича // Учительская газета (Москва). <...> Сегодня совершенно «бунинскими» (чуть ли не в духе «Окаянных дней») кажутся строки из письма поэта к актрисе Н.А. Нолле-Коган от 13 января 1920 г.: «Так долго я молчу, потому что жизнь очень трудна, вечная забота о пропитании, ношении дров и воды, забота о том, <чтобы> выправиться после каждого нового оскорбления и удара кулаком по лицу (последнее пока — фигурально, но всегда может стать действительным)» [цит. по: Иванова, 2012, с. <...> Так, при личном знакомстве в ноябре 1907 г. Блок как человек Бунину, скорее, понравился. <...> Много позже, в 1930 г., внимательно, с карандашом изучая перепечатанные в эмигрантской прессе дневники Блока, Бунин говорил близким, что «его мнение о Блоке-человеке сильно повысилось». <...> Правда, очень скоро Бунин уже потешался над дневником Блока и делал из него выписки, которые должны были свидетельствовать о «глупости» поэта7. <...> Столь же противоречивыми были бунинские отзывы о блоковской поэзии. <...> 7 Устами Буниных: Дневники И.А. и В.Н. Буниных и другие архивные материалы: В 2 т. <...> 102 выделяю Блока, всегда говорю, что Блок сделан из настоящего теста»8, — а в собственном дневнике записать: «Читаю Блока — какой утомительный, нудный, однообразный вздор, пошлый своей высокопарностью <...>