По мнению автора, речь, по сути, идет об уже давно обсуждаемых инициативах, направленных на укрепление сотрудничества в борьбе с терроризмом как внутри ЕС, так и с третьими странами. <...> Реализация этих инициатив застопорилась на том или ином этапе из-за противодействия Европейского парламента, под давлением общественного мнения или вследствие разногласий между отдельными государствами. <...> Особое внимание в статье уделено трем таким инициативам: о создании общеевропейской базы данных авиапассажиров, введении системы «умных границ» и ужесточении шенгенского кодекса. <...> Автор приходит к выводу, что, несмотря на шок от недавних терактов, будущее этих проектов остается под вопросом. <...> Если представители исполнительной власти Европейского союза в дихотомии «свобода — безопасность» однозначный приоритет в настоящий момент отдают «безопасности», то Парламент и европейское общественное мнение в целом выступают против поспешного и немотивированного ограничения прав и свобод граждан ЕС. <...> 51 Как отмечает автор, в условиях антироссийских санкций со стороны ЕС сотрудничество в этой сфере было практически заморожено, сохранившись лишь на уровне оперативных контактов между спецслужбами, что объективно противоречит интересам безопасности обеих сторон. <...> Ключевые слова: Европейский союз, ЕС, Россия, международный терроризм, теракты во Франции, противодействие терроризму, база данных авиапассажиров, Шенгенское соглашение, «умные границы», исламизм, санкции. <...> Валь разделяет на политические (программы, стратегии, планы действий), правовые (рамочные решения и директивы), институциональные (новые структуры противодействия терроризму) и оперативные (взаимодействие агентств ЕС и государств-членов) [Wahl, 2010: 107–171]. <...> Так, рамочное решение Совета «О борьбе с терроризмом» 2002 г. (с поправками 2008 г.)1 содержит определение террористических действий и устанавливает наказания за их совершение. <...> 1 Council Framework Decision of 13 June 2002 on Combating <...>