№3 А. Д. МАГЛИЙ ОТ «МАЛЫХ ИСТОРИЙ» К МЕТАНАРРАТИВАМ: РОМАНЫ О ХУДОЖНИКЕ «РОМАН» В. СОРОКИНА <...> ЛЕВЕНТАЛЯ КАК МОДИФИКАЦИИ РОМАНА ТВОРЕНИЯ В статье приводится ряд причин возрастающего интереса романистов к фигуре художника, к теме творчества в конце XX – начале XXI в., дается экскурс в историю жанра «романа о художнике». <...> Представленные в названии статьи романы подробно анализируются: их проблематика, структура соотносятся с идеями постнеклассической науки, формирующей взгляд на Вселенную, общество, человека как на целостную систему, функционирующую по единым законам, которые возможно познать. <...> Наряду с модификацией «роман о художнике», рассмотренные в данной статье романы можно отнести к такой жанровой разновидности, как «роман — модель мира», «текст о мироустройстве», основным жанрообразующим признаком которой является наличие в произведении научных концепций и теорий, получающих художественное воплощение. <...> Автор в таком типе романа создает свой текст по образу и подобию мироздания. <...> Прообразом героя-творца в таком романе становится сам Создатель — художник, ученый, музыкант, писатель, поэт. <...> Роман творения имеет несколько основных разновидностей: роман культуры, роман о художнике и роман о романе. <...> ) В XX в. в русской литературе проза о художнике получает широкое распространение. <...> Е. Б. Скороспелова связывает ее появление и расцвет с модернизмом, «с рождением “неклассической” прозы, с эпохой “художественной революции”, которую можно считать сопоставимой с открытиями в науке, психологии, философии XX в.: теориями А. Энштейна <...> Роман о художнике как «роман творения», генезис и поэтика: на материале литератур Западной Европы и США конца XVIII– 1 XIX вв. <...> 239 , а также . кусства начала «постепенно кристаллизоваться только в последние десятилетия XX века»4 О. В. Дефье отмечает, что в литературоведении тема художника и ис. летий, ведь, как метко заметил В. <...> Левенталь, его «повседневная работа <.> состоит в том, чтобы “носить <...>