Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

Эстетика (200,00 руб.)

0   0
Первый авторЗолкин А. Л.
ИздательствоМ.: ЮНИТИ-ДАНА
Страниц448
ID352831
АннотацияНа протяжении более двух тысячелетий эстетика развивалась в рамках философии, теологии, художественной практики и художественной критики. Рассматриваются предмет, метод и функции эстетики. Особое внимание уделяется истории эстетической мысли, основным теоретическим проблемам эстетики, теории и истории искусства, философии художественного творчества и эстетического воспитания. Издание иллюстрировано.
Кем рекомендованоМинистерством образования Российской Федерации; Учебно-методическим центром «Профессиональный учебник» в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по гуманитарно-социальным специальностям
Кому рекомендованоДля студентов вузов, а также широкого круга читателей.
ISBN978-5-238-01342-8
УДК7.01(075.8)
ББК87.8я73-1
Золкин, А.Л. Эстетика : учебник / А.Л. Золкин .— Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2015 .— 448 с. : ил. — (Cogito ergo sum) .— ISBN 978-5-238-01342-8 .— URL: https://rucont.ru/efd/352831 (дата обращения: 20.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Ведущим принципом анализа, обеспечивающим корректность эстетических обобщений, выступает принцип историзма, который сопровождает рассмотрение содержания таких основных эстетических категорий, как искусство, художественное сознание, художественный образ, художественный стиль, художественная композиция, художественное содержание и форма, художественное творчество и др., в процессе их исторического становления. <...> Глава 1 ЭСТЕТИКА КАК НАУКА Эстетика — наука об эстетическом в природе и обществе, об общих принципах творчества по законам красоты, о возникновении, закономерностях развития и функционировании эстетического сознания, в том числе и искусства как специфической формы освоения действительности. <...> Итак, эстетические знания являются неотъемлемой частью эстетического опыта человечества, накопление и развитие которого прослеживается на всех этапах всемирной истории, начиная от первобытного общества и древнейших цивилизаций вплоть до 1 История эстетики. <...> В этом смысле история эстетики как мировой науки восходит своими корнями к глубокой древности, к древним магическим практикам и мифологическим представлениям. <...> Предмет эстетики Предметом эстетики А.Г. Баумгартен считал человеческую способность воспринимать мир с помощью органов чувств, позволяющую обнаруживать в нем прекрасное, создавать произведения искусства. <...> Научный характер эстетического знания связан с его способностью отображать и фиксировать наиболее существенное, важное в эстетическом освоении человеком действительности, анализировать проявляемые в этом процессе закономерности, выделяя общее и типологическое в связи с уникальным и неповторимым. <...> Предмет эстетики исторически подвижен и изменчив, развивается и усложняется в процессе развития культуры. <...> Постоянно обогащаясь, в исторической перспективе предмет эстетики остается открытым. <...> На современном этапе развития общества в связи с интенсивным проникновением <...>
Эстетика._Учебник._Гриф_МО_РФ._Гриф_УМЦ_Профессиональный_учебник._(Серия_Cogito_ergo_sum).pdf
УДК 7.01(075.8) ББК 87.8ÿ73-1 Ç79 Рецензент: доктор философских наук, профессор Л.А. Никитич (зав. кафедрой философии Московского государственного текстильного университета им. А.Н. Косыгина) Главный редактор издательства Н.Д. Эриашвили, кандидат юридических наук, доктор экономических наук, профессор, лауреат премии Правительства РФ в области науки и техники Золкин, Андрей Львович. Ç79 Эстетика: учебник для студентов вузов, обучающихся по гуманитарно-социальным специальностям / А.Л. Золкин. — Ì.: ÞÍÈÒÈ-ÄÀÍÀ, — 447 ñ. — (Ñåðèÿ «Cogito ergo sum»). 2015. ISBN 978-5-238-01342-8 Агентство CIP РГБ На протяжении более двух тысячелетий эстетика развивалась в рамках философии, теологии, художественной практики и художественной критики. Рассматриваются предмет, метод и функции эстетики. Особое внимание уделяется истории эстетической мысли, основным теоретическим проблемам эстетики, теории и истории искусства, философии художественного творчества и эстетического воспитания. Для студентов вузов, а также широкого круга читателей. Издание иллюстрировано. ÁÁÊ 87.8ÿ73-1 ISBN 978-5-238-01342-8 © ИЗДАТЕЛЬСТВО ÞÍÈÒÈ-ÄÀÍÀ, 2003, 2008 Принадлежит исключительное право на использование и распространение издания. Воспроизведение всей книги или любой ее части любыми средствами или в какой-либо форме, в том числе в интернет-сети, запрещается без письменного р азрешения издательства. © Оформление «ÞÍÈÒÈ-ÄÀÍÀ», 2008
Стр.3
ОГЛАВЛЕНИЕ ОТ АВТОРА Глава 1. ЭСТЕТИКА КАК НАУКА 1.1. Предмет эстетики 1.2. Особенности эстетического познания 1.3. Междисциплинарный характер эстетики 1.4. Функции и сферы эстетики Глава 2. ИСТОРИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ ДРЕВНОСТИ И СРЕДНЕВЕКОВЬЯ Эстетическое содержание мифологического сознания Эстетическое сознание древнейших цивилизаций 2.2. Эстетика античной культуры Художественная культура Древней Греции Формирование философской эстетики. Учение о числовой гармонии Прекрасное в античной эстетике. Калокагатия Миметическая концепция искусства. Катарсис Эллинистическая эстетика Раннехристианская эстетика Византийская эстетика — эстетика аскетизма Православная эстетика иконы 3 4 5 7 8 10 12 2.1. Эстетическое мировосприятие мифологических культур 12 Эстетическое значение палеолитической магии Неолитическая эстетика формообразования 12 15 16 17 19 19 23 24 26 28 Западноевропейская средневековая эстетика — божественная красота Романский тип эстетического мировосприятия Готический тип эстетического мировосприятия Рыцарский идеал красоты. Самоценность чувств Карнавальный натурализм 2.4. Возрождение как художественная эпоха Изобразительное искусство Ренессанса Гуманистическая эстетика Гуманисты Ренессанса о природе красоты Эстетика стиля и жанра Маньеризм 2.5. Эстетическая система барокко Глава 3. ЭСТЕТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ XVIII — НАЧАЛА XIX â. 3.1. Эстетика классицизма 3.2. Эстетика Просвещения Эстетика Английского Просвещения. Искусство и нравственность 442 2.2. Универсализм средневекового эстетического сознания 30 30 31 32 34 35 36 38 40 41 42 44 46 49 51 51 57 57 61 62
Стр.443
Эстетика Французского Просвещения. Новые эстетические каноны Эстетика Немецкого Просвещения 3.3. Эстетика сентиментализма и романтизма Эстетические основы сентиментализма Эстетика романтизма 3.4. Немецкая классическая эстетика Философия искусства И. Канта Эстетика Ф. Шиллера — «Свободою давать свободу» Эстетические взгляды Ф.В.Й. Шеллинга — «бесконечное, выраженное в конечном» Эстетика Г.В.Ф. Гегеля Глава 4. ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ИДЕИ И КОНЦЕПЦИИ В ЕВРОПЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЕ XIX в. Эстетика А. Шопенгауэра Эстетические идеи Ф. Ницше 4.2. Эстетическая мысль Франции XIX â. Эстетические основы революционного классицизма Теория «искусство для искусства» Эстетические концепции французского романтизма Эстетика классического реализма 4.3. Английская эстетическая мысль ХIХ в. Эстетические признаки английского романтизма Эстетические основы критического реализма 4.4. Эстетика позитивизма и натурализма 4.5. Эстетическая концепция марксизма Глава 5. ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ ХХ в. 5.1. Эстетика интуитивизма 5.2. Эстетика прагматизма 5.3. Эстетическая основа фрейдизма 5.4. Эстетическая концепция экзистенциализма 5.5. Структурализм и поструктурализм Глава 6. ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЭСТЕТИКИ 6.1. Русская средневековая эстетика Источники древнерусской эстетики Эстетические принципы русского средневекового искусства 6.2. Русская эстетика XVIII — начала XIX â. Эстетика Русского Просвещения Формирование русского литературного языка Русская эстетика и немецкая классическая философия 6.3. Эстетические основы русской художественной культуры первой половины XIX в. Романтизм и классицизм Критический реализм Эстетика жизни и эстетика «чистого искусства» 6.4. Эстетические основы русской художественной культуры конца XIX — начала ХХ â. Символизм Акмеизм и футуризм 443 65 67 72 72 73 76 76 79 80 81 84 4.1. Эстетические идеи и концепции немецких философов 85 85 86 87 88 89 90 93 95 95 97 97 99 102 102 103 104 105 107 110 110 110 111 113 113 115 117 118 118 119 120 125 125 127
Стр.444
6.5. Русская религиозная эстетика 6.6. Советский этап развития эстетической мысли Культурная революция и революционная культура Непролетарские литературные движения и «попутчики» Принципы советской эстетики Эстетика «пролетарской культуры» Политика в области искусства. Социалистический реализм Поиски новых эстетических ориентиров Глава 7. ЭСТЕТИЧЕСКИЕ КАТЕГОРИИ 7.1. Эстетическое Понятие эстетического Эстетическая деятельность Эстетическое сознание Эстетические потребности Эстетические чувства Объект эстетического отношения Эстетический идеал Эстетический вкус Целостность эстетического сознания 7.2. Прекрасное Прекрасное в истории эстетической мысли Прекрасное в классической эстетике Прекрасное в «формальной» и «психологической» эстетике «Общественническая» концепция прекрасного «Природники» и эстетическая ценность мира Красота как гармония Прекрасное и полезное Событие прекрасного 7.3. Возвышенное Возвышенное в истории эстетической мысли Возвышенное в классической эстетике Возвышенное в природе, обществе и в искусстве 7.4. Трагическое Аристотель и его последователи о трагическом Трагический конфликт Эстетический закон трагедийных произведений 7.5. Комическое Комическое в истории эстетической мысли Классическая эстетика о комическом Категория комического Виды комического и сатира Гротеск Историзм комедийного анализа жизни 7.6. Безобразное Категория безобразного в истории эстетики Безобразное в постклассической эстетике Глава 8. ОСНОВНЫЕ СФЕРЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОТНОШЕНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 8.1. Эстетика природы Человек и эстетика природы 444 128 133 133 134 135 137 139 142 143 143 143 145 146 146 147 150 151 151 153 153 154 157 159 159 161 162 164 165 166 166 168 171 172 173 174 176 177 178 180 181 182 185 186 188 189 191 193 193 193
Стр.445
Уровни естественной красоты Общение с природой и художественное творчество Эстетика ландшафта Экологическая эстетика 8.2. Эстетические начала трудовой деятельности Труд и красота Труд и искусство Перспективы изменения характера труда в современном обществе Производственная эстетика Дизайн как специфический вид эстетической деятельности Глава 9. ИСКУССТВО 9.1. Искусство как эстетический феномен Искусство в античном мире Свободные и служебные искусства Искусство в христианской культуре Понимание искусства в Новое время Эстетическая природа и понятие искусства Творческий характер искусства Искусство и развитие человека Художественное и научное познание мира Специфика объекта искусства Предмет искусства Классическая концепция искусства 9.2. Художественный образ Природа художественного образа Художественный образ и мимесис «Антиобразные» теории искусства Личностный характер художественного образа Художественно-образная типизация Целостность художественного образа Уровни художественного образа Образ, знак, символ Аллегория и гипербола 9.3. Процесс художественного творчества Рациональное и эмоциональное в творчестве Загадка творчества Фантазия и творчество Ассоциация в искусстве Вдохновение Автор Художественный талант Художественный гений 9.4. Произведение искусства Понятие «произведения искусства» Целостность художественного произведения Бытие произведения искусства Эстетическая специфика содержания Тема произведения Художественная идея Материал и язык искусства Художественная форма произведения Содержательность компонентов художественной формы 445 194 196 197 198 199 199 201 204 206 209 213 213 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 224 225 226 227 228 230 231 233 234 236 237 239 240 241 243 245 245 246 248 250 252 252 253 254 258 260 261 262 262 263
Стр.446
Соотношение формы и содержания Духовность искусства 9.5. Эстетическое восприятие произведений искусства Художественная критика и метод критического анализа Эстетический объект Художественное творчество и эстетическое восприятие Уровни эстетического восприятия Особенности содержания эстетического восприятия Художественные установки Глава 10.1. СИСТЕМА ВИДОВ ИСКУССТВА 10.1. Принципы классификации видов искусства 10.2. Художественная литература Литературный язык Роды и жанры литературы 10.3. Архитектура Архитектоника 10.4. Декоративное искусство и дизайн 10.5. Скульптура и ее виды 10.6. Живопись и графика Художественная перспектива Графика и ее виды 10.7. Музыка и ее выразительные средства 10.8. Хореография и хореографическая пластика 10.9. Театр — драматический и музыкальный 10.10. Цирковое и эстрадное искусство 10.11. Искусство фотографии и кинематография Глава 11. ИСКУССТВО, ОБЩЕСТВО, КУЛЬТУРА 11.1. Социальное измерение искусства Социальные функции искусства Художественная культура общества Элитарное и массовое в искусстве Национальное в искусстве 11.2. Искусство и другие формы культуры Искусство и философия Искусство и наука Искусство и этика Искусство и религия Мировые религии и искусство 11.3. Художественный метод и стиль как категории исторического развития искусства Художественный метод Художественный стиль и канон Дифференциация и интеграция стилевых явлений — почерк, манера, стиль Жанровый стиль Национальный стиль Актуальный стиль Исторический стиль Индивидуальный стиль 446 265 268 269 270 272 275 277 279 281 283 284 287 287 288 291 293 295 298 299 299 301 303 306 309 311 313 319 320 320 323 325 328 330 330 334 337 341 345 352 352 354 357 359 360 360 361 362
Стр.447
Методы «универсальных» художественных систем Художественные методы романтизма и критического реализма Сочетание стилей и эклектика Глава 12. ЭСТЕТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ СОВРЕМЕННОГО ИННОВАЦИОННОГО ИСКУССТВА 12.1. Авангард Экспериментальный характер авангарда Импрессионизм и постимпрессионизм Кубизм Фовизм Футуризм и кубофутуризм Экспрессионизм Абстракционизм Супрематизм Конструктивизм Дадаизм Реди-мейдс Сюрреализм 12.2. Модернизм Поп-арт Минимализм Лэнд-арт Концептуализм 12.3. Постмодернизм Постмодернистское мировосприятие Эстетическая специфика постмодернизма Эстетика симулякра. Ж. Бодрийяр Интертекст и гипертекст Фазы развития постмодернистского искусства Акционизм — хеппенинг и перформанс Энвайронмент Глава 13. ЭСТЕТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ 13.1. Понятие и функции эстетической культуры 13.2. Художественная культура личности 13.3. Эстетическое воспитание Классическая эстетика об эстетическом воспитании Функции, средства и структура эстетического воспитания Искусство в системе эстетического воспитания личности БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 363 368 372 376 376 376 380 382 384 385 388 389 392 393 396 398 400 402 403 407 408 409 411 411 413 415 417 419 421 424 426 427 428 429 430 432 435 438 447
Стр.448

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.
.