В.Л. ЦВИК ТЕЛЕВИЗИОННАЯ СЛУЖБА НОВОСТЕЙ Рекомендовано Учебно-методическим центром «Профессиональный учебник» в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 030601 «Журналистика» Москва 2015 УДК [070:654.197](470+571)(075.8) ББК 76.032(2Рос)я73-1 Ц28 Главный редактор издательства Н.Д. Эриашвили, кандидат юридических наук, доктор экономических наук, профессор, лауреат премии Правительства РФ в области науки и техники Цвик, Валерий Леонидович. <...> Ц28 Телевизионная служба новостей: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 030601 «Журналистика» / В.Л. Цвик. <...> Цвик много лет отдал практической тележурналистике, в том числе — информационному разделу вещания. <...> Предлагаемая книга представляет собой достаточно полный и подробный опыт комплексного исследования проблем отечественного информационного телевещания в новых социальнополитических условиях демократической России. <...> За полтора десятка постсоветских лет российское телевидение пережило по меньшей мере три передела телевизионной собственности со всеми вытекающими из этого последствиями. <...> Сначала рухнула могущественная система Гостелерадио, причем если СССР развалился в одночасье — чуть ли не росчерком пера трех первых президентов — России, Украины и Белоруссии, то система советского телевидения еще какое-то время функционировала, постепенно теряя не только национальные (республиканские, переходящие в разряд «ближнего зарубежья») телеорганизации, но, в конце концов, и великое завоевание Центрального телевидения — единое информационное пространство. <...> было принято решение о создании государственного холдинга на базе ВГТРК. <...> Напрасно столичные медиамагнаты решили, что это касается только региональных телеорганизаций. <...> Аванпост ТВ — новости, информационные программы — самый дорогостоящий и, по-видимому, самый важный вид телевизионного творчества. <...> Любая телекомпания, рассчитывающая на серьезный <...>
Телевизионная_служба_новостей._Учебное_пособие._Гриф_УМЦ_Профессиональный_учебник._(Серия_Медиаобразование).pdf
УДК [070:654.197](470+571)(075.8)
ББК 76.032(2Ðîñ)ÿ73-1
Ö28
Главный редактор издательства Н.Д. Эриашвили,
кандидат юридических наук, доктор экономических наук, профессор,
лауреат премии Правительства РФ в области науки и техники
Цвик, Валерий Леонидович.
Ц28 Телевизионная служба новостей: учеб. пособие для студентов
вузов, обучающихся по специальности 030601
«Æóðíàëèñòèêà» / Â.Ë. Öâèê. — Ì.: ÞÍÈÒÈ-ÄÀÍÀ,
— 319 ñ. — (Ñåðèÿ «Ìåäèàîáðàçîâàíèå»).
2015.
ISBN 978-5-238-01422-7
Агентство CIP РГБ
Доктор филологических наук, профессор кафедры телевидения и радиовещания
факультета журналистики Московского государственного
университета имени М.В. Ломоносова В.Л. Цвик много лет отдал практической
тележурналистике, в том числе — информационному разделу
вещания. Поэтому обращение к остроактуальной тематике создания современных
теленовостей привело к прочному сплаву теории и практики
журналистского творчества. Предлагаемая книга представляет собой достаточно
полный и подробный опыт комплексного исследования проблем
отечественного информационного телевещания в новых
социальнополитических
условиях демократической России. Это одновременно научный
труд, учебное пособие и популярное изложение современной ситуации
на российском ТВ.
Издание рассчитано на студентов и преподавателей факультетов, колледжей
и школ тележурналистики, репортеров и руководителей информационных
служб федеральных и региональных телерадиокомпаний в
России и странах СНГ, а также на широкий круг читателей, интересующихся
телевидением.
ББК 76.032(2Ðîñ)ÿ73-1
ISBN 978-5-238-01422-7
© ИЗДАТЕЛЬСТВО ÞÍÈÒÈ-ÄÀÍÀ, 2008
Принадлежит исключительное право на использование
и распространение издания.
Воспроизведение всей книги или любой ее
части любыми средствами или в какой-либо
форме, в том числе в Интернет-сети, запрещается
без письменного разрешения издательства.
© Оформление «ÞÍÈÒÈ-ÄÀÍÀ», 2008
Стр.3
ОГЛАВЛЕНИЕ
ОТ АВТОРА
3
ВВЕДЕНИЕ 7
Глава 1. Отечественное ТВ в постсоветский период
1.1. Информационная функция телевидения
1.2. Становление современных отечественных
моделей информационного телевещания
Глава 2. Телевизионные новости в трех измерениях
2.1. Размышляют теоретики
2.2. Свидетельствуют историки
2.3. Демонстрируют практики
Глава 3. Информационная политика телеканалов
3.1. Государственная информационная политика
и программа «Вести»
3.2. Было ли общественным Общественное российское
телевидение? От ОРТ к Первому
3.3. «Независимое» телевидение: профессиональные стандарты
и степень оппозиционности официальной власти
3.4. Переключая êàíàëû...
Глава 4. Новости — время местное
4.1. Сначала áûëî... местное ТВ
4.2. Об оптимальной модели местной студии
4.3. Местная специфика
4.4. Холдинг ВГТРК: совершенствование
или подавление региональных телекомпаний?
Глава 5. Тележурналист в службе новостей
5.1. Специфика создания информационного контента
318
15
15
24
36
36
45
54
66
67
90
98
109
122
122
137
145
155
171
171
Стр.319
5.2. Профессия — телерепортер
5.3. Система информационных жанров
5.4. Верстка информационных программ
5.5. Информационный мониторинг
Глава 6. Тенденции развития новостного телевидения
6.1. Прямой эфир: эволюция, оценки, прогноз
6.2. Ставка на репортера (персонификация новостей)
6.3. Инфотеймент: плюсы и минусы
184
203
219
240
245
245
249
257
6.4. Создание успешного бренда информационной программы 264
Глава 7. Мир новостей: Новости мира
7.1. Русская служба EuroNews
7.2. «Âåñòè-24» — аналог CNN. Становление нового формата
информационного вещания
7.3. Russia Òoday — Россия сегодня
7.4. Новости в онлайновом режиме
(Интернет и телевидение)
281
281
286
295
299
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 310
319
Стр.320