В.Л. ЦВИК ТЕЛЕВИЗИОННАЯ ЖУРНАЛИСТИКА Второе издание, переработанное и дополненное Рекомендовано Учебно-методическим центром «Профессиональный учебник» в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 030601 «Журналистика» Москва 2015 УДК [070:654.197](470+571)(075.8) ББК 76.032(2Рос)я73-1 Ц28 Рецензенты: доктор филологических наук, профессор факультета журналистики МГУ им. <...> Ц28 Телевизионная журналистика: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 030601 «Журналистика» / В.Л. Цвик. <...> Уделяется внимание видам вещания — теленовостям, молодежному ТВ, музыкальным программам. <...> Последний раздел посвящен рекламе на телевидении и ее видам, а также роли и месту тележурналиста в рекламном бизнесе. <...> Когда во время боевых действий солдаты поднимаются в атаку, тележурналист рядом с видеокамерой в руках. <...> М.В. Ломоносова Олег Сафиулин и Аркадий Мамонтов провели в Грозном, передавая фронтовые репортажи: один в программу «Вести» Российского телевидения, другой — для программы «Сегодня» НТВ. <...> Привычный гул международных прессцентров, удивительное ощущение того, что в любой точке земли ты — дома (хотя из каждой командировки с ностальгическим чувством возвращаешься в свою страну, город, квартиру, чтобы уже через неделю заскучать по новому заданию), вечная погоня за новостью, сенсацией, известностью, наконец, — это все атрибуты журналистской профессии. <...> Благодаря этой книге вы сможете: • познакомиться с различными средствами массовой информации (пресса, радио, телевидение — центральное и местное) и журналистскими профессиями познакомиться с различными видами журналистской дея• тельности и жанрами журналистских произведений; получить представление о методологии и методике изучения журналистики, ее понятийном аппарате, почувствовать • практический смысл теории журналистики; • обозреватель, комментатор, сценарист, шоумен и др.); узнать об исторических корнях <...>
Телевизионная_журналистика._2-е_изд.,_перераб._и_доп._Учеб._пособие._Гриф_УМЦ_Профессиональный_учебник._(Серия_Медиаобразование)..pdf
Â.Ë. ЦВИК
ТЕЛЕВИЗИОННАЯ
ЖУРНАЛИСТИКА
Второе издание,
переработанное и дополненное
Рекомендовано Учебно-методическим центром
«Профессиональный учебник» в качестве учебного пособия
для студентов высших учебных заведений, обучающихся
по специальности 030601 «Журналистика»
Москва 2015
Стр.2
УДК [070:654.197](470+571)(075.8)
ББК 76.032(2Ðîñ)ÿ73-1
Ö28
Рецензенты:
доктор филологических наук, профессор факультета журналистики
МГУ им. М.В. Ломоносова Г.Ф. Вороненкова
(директор Свободного российско-германского института публицистики,
член-корреспондент Международной академии информатизации);
кандидат искусствоведения, профессор В.И. Потемкин
(зав. кафедрой кинотележурналистики факультета экранных искусств
Санкт-Петербургского государственного университета кино и телевидения;
член Президиума Евразийской академии телевидения и радио)
Главный редактор издательства Н.Д. Эриашвили,
кандидат юридических наук, доктор экономических наук, профессор,
лауреат премии Правительства РФ в области науки и техники
Цвик, Валерий Леонидович.
Ц28 Телевизионная журналистика: учеб. пособие для студентов
вузов, обучающихся по специальности 030601 «Журналистика» /
Â.Ë. Öâèê. — 2-å èçä., ïåðåðàá. и äîï. — Ì.: ÞÍÈÒÈ-ÄÀÍÀ,
— 495 ñ. — (Ñåðèÿ «Ìåäèàîáðàçîâàíèå»).
2015.
ISBN 978-5-238-01530-9
Агентство CIP РГБ
В учебном пособии подробно и всесторонне излагаются история и теория,
состояние и проблемы телевещания в социально-политических условиях
современной России. Дается характеристика федеральных каналов. Анализируются
поиски региональным телевидением оптимальной модели. Обсуждается
вопрос соотношения национального и межнационального в программах
отечественного ТВ.
Рассматриваются особенности информационных, аналитических и художественных
жанров телевидения. Уделяется внимание видам вещания — теленовостям,
молодежному ТВ, музыкальным программам. Последний раздел
посвящен рекламе на телевидении и ее видам, а также роли и месту тележурналиста
в рекламном бизнесе.
Издание рассчитано на студентов, аспирантов и преподавателей факультетов
журналистики университетов, учащихся колледжей и школ тележурналистики.
Может быть использовано журналистами и руководителями федеральных и
региональных телерадиокомпаний в практической работе. Представляет интерес
также для широкого круга читателей, интересующихся телевидением.
ББК 76.032(2Ðîñ)ÿ73-1
ISBN 978-5-238-01530-9
© ИЗДАТЕЛЬСТВО ÞÍÈÒÈ-ÄÀÍÀ, 2009
Принадлежит исключительное право на использование
и распространение издания. Воспроизведение
всей книги или любой ее части любыми
средствами или в какой-либо форме, в том числе в
Интернет-сети, запрещается без письменного разрешения
издательства.
© Оформление «ÞÍÈÒÈ-ÄÀÍÀ», 2009
Стр.3
ОГЛАВЛЕНИЕ
От автора
Предисловие
Раздел I. ВВЕДЕНИЕ В ПРОФЕССИЮ
Глава 1. Что такое журналистика?
Глава 2. Краткий экскурс в историю журналистики
Глава 3. Роды, виды и жанры журналистики
Глава 4. Журналистские профессии
Глава 5. Организация работы в СМИ
Раздел II. НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО
ТЕЛЕВИДЕНИЯ
Глава 6. Становление и развитие телевизионного
вещания в СССР
Глава 7. Телевизионный прожектор перестройки
Глава 8. Телевидение переходного периода
Приложение к разделу II
Глава 9. Характеристика федеральных телеканалов
9.1. «Ðîññèÿ»
9.2. Первый канал
9.3. НТВ
Глава 10. Региональное телевидение
(поиски оптимальной модели)
Раздел IV. ТЕОРИЯ ТЕЛЕЖУРНАЛИСТИКИ
Глава 11. Социальные функции СМИ
Глава 12. Соотношение национального и межнационального
в программах отечественного телевидения
13.2. Особенности телепроизведения
13.3. Телевизионный сценарий
Глава 14. Специфика телевидения
3
8
13
14
19
36
43
56
69
70
81
100
127
Раздел III. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ РОССИЙСКОГО
ТЕЛЕВИДЕНИЯ (Общероссийские и местные телеканалы) 147
148
148
156
162
171
198
199
207
Глава 13. Содержание и форма журналистских произведений 218
13.1. Компоненты и средства создания журналистского
произведения
218
226
231
243
Стр.494
494
Раздел V. ЖАНРЫ ТЕЛЕПУБЛИЦИСТИКИ
Глава 15. Информационные жанры телевидения
15.1. Информационное сообщение (видеосюжет)
15.2. Отчет
15.3. Выступление (ìîíîëîã в êàäðå)
15.4. Интервью
15.6. Специальный репортаж
15.7. Спортивный репортаж
Глава 16. Аналитические жанры телевидения
16.1. Комментарий
16.2. Обозрение
16.3. Беседа
16.4. Дискуссия
16.5. Òîê-øîó
16.7. Пресс-конференция
Глава 17. Художественные жанры телевидения
17.1. Очерк
17.2. Зарисовка
17.3. Эссе
17.4. Фельетон и другие сатирические жанры
Приложение разделу V. Составные сценарные формы
(тележурнал, программа, канал)
Раздел VI. ВИДЫ ВЕЩАНИЯ
Глава 18. Программы теленовостей
18.1. Работа в службе новостей
18.2. Верстка информационных выпусков
18.3. Тенденции развития новостного телевидения
Глава 19. Молодежное телевидение
19.1. Молодежная телепублицистика
19.2. Становление молодежного телевидения
19.3. Перестройка
Глава 20. Музыкальное телевидение
20.1. Муз-ТВ — национальный музыкальный канал
20.2. Социокультурный феномен MTV
20.3. Музыкальные видеоклипы
Глава 21. Экологическая тематика на телеэкране
Оглавление
249
250
256
258
258
266
285
286
290
290
291
294
295
297
300
304
304
310
311
312
316
321
322
337
348
372
391
393
394
396
423
423
425
430
433
Стр.495
495
Раздел VII. РЕКЛАМА КАК ВИД ЖУРНАЛИСТИКИ
Глава 22. Коммерческая телереклама
22.1. Журналист в рекламном бизнесе
Глава 23. Политическая реклама
Тема 1. Рекламная кампания. Особенности политической
рекламы. Рекламная кампания и выборные технологии
Тема 2. Особенности социальной рекламы. Специфика ее
подготовки
Приложение к разделу VII. Европейская конвенция
по трансграничному телевидению
Раздел VIII. ПРАВОВЫЕ И ЭТИЧЕСКИЕ НОРМЫ
ЖУРНАЛИСТИКИ
Глава 24. Российское законодательство о журналистской
деятельности
Глава 25. Этические кодексы журналистского труда
Вместо заключения. История теории, или Что читать
тележурналисту
Список учебных заведений, где готовят тележурналистов
Библиографический список
439
440
444
459
461
462
464
466
467
473
Приложения к разделу VIII.
Кодекс профессиональной этики российского журналиста 476
Московская Хартия журналистов. Декларация
478
481
488
489
Стр.496