Пособие состоит из четырех разделов: «Теоретические основы педагогики», «Педагогика профессионального образования», «Технология профессионально-ориентированного обучения» и «Инновационная парадигма профессиональной деятельности». <...> . Образование как процесс — это процесс осознания субъектом собственного взаимодействия с окружающим миром; процесс изменения внутреннего образа: потребностей, норм, способностей; преобразование сознания. <...> Зачастую ее поразному понимают субъекты образования (обучающиеся, преподаватели, родители, работодатели, общество и т.д.), перекладывая 4 ответственность друг на друга. <...> Воспитание — процесс управления субъектом собственными потребностями, определяющий уровень духовности и образ жизни. <...> Развитие в образовательных процессах специально организовано и осуществляется через методы как совместные способы деятельности, выращиваются, окультуриваются способности мыслить (мыслетехнические), владеть словом (коммуникативные), осознавать действия (рефлексивные, проектные). <...> Обоснованная структурой деятельности последовательность модулей позволяет преподавателям системно и целостно понять свои функции в современном образовательном процессе, овладеть его системно-модульной технологией, субъект-субъектными моделями взаимодействия и пониманием результата как количества и качества компетенций. <...> Самостоятельность в принятии решений, демократизация отношений, стремление разрешить проблему гуманизации в обществе требуют от каждого осознанности действий, рефлексивной культуры, понимания себя и других, коммуникативной культуры. <...> Осознание собственных действий изменяет сознание человека, образ его мыслей, является основой образовательных процессов, которые происходят естественным путем или специально организуются как тренинги, посещение курсов и другие виды учебы. <...> Упражнения ориентированы на совершение действия определенным способом, а значит, на развитие <...>
Педагогика_высшей_школы._Учебное_пособие._Гриф_УМЦ_Профессиональный_учебник._Гриф_НИИ_образования_и_науки..pdf
УДК 378(075.8)
ББК 74.58ÿ73-1
Ã87
Рецензенты:
кафедра педагогики и психологии
Московского агроинженерного университета им. В.П. Горячкина
(зав. кафедрой доктор педагогических наук, профессор П.Ф. Кубрушко)
доктор педагогических наук, профессор Л.П. Крившенко
доктор педагогических наук, профессор А.А. Андреев
Главный редактор издательства Н.Д. Эриашвили
кандидат юридических наук, доктор экономических наук, профессор,
лауреат премии Правительства РФ в области науки и техники
Громкова, Майя Тимофеевна.
Ã87
педагогических вузов / М.Т. Громкова. — М.: ЮНИТИДАНА,
— 447 ñ.
Педагогика высшей школы: учеб. пособие для студентов
2015.
ISBN 978-5-238-02236-9
Агентство CIP РГБ
Рассматриваются инновационные модели современного образования,
адаптированные к моделям деятельности, синергетическим принципам
самоорганизации социальных систем. Методология образовательной деятельности
представлена на основе системного подхода, модульных технологий,
позволяющих обеспечить компетенции как результат образования.
Пособие состоит из четырех разделов: «Теоретические основы педагогики»,
«Педагогика профессионального образования», «Технология профессионально-ориентированного
обучения» и «Инновационная парадигма профессиональной
деятельности».
Для преподавателей системы дополнительного профессионального
образования, вузов, колледжей, а также студентов, аспирантов и всех, кто
интересуется проблемами педагогики профессиональной деятельности.
ББК 74.58ÿ73-1
ISBN 978-5-238-02236-9
© ИЗДАТЕЛЬСТВО ÞÍÈÒÈ-ÄÀÍÀ, 2012
Принадлежит исключительное право на использование и распространение издания
(ÔÇ ¹ 94-ÔÇ от 21 июля 2005 ã.).
Воспроизведение всей книги или любой ее части любыми средствами или в
какой-либо форме, в том числе в интернет-сети, запрещается без письменного
разрешения издательства.
© Оформление «ÞÍÈÒÈ-ÄÀÍÀ», 2012
Стр.3
Оглавление
Введение
РАЗДЕЛ I. Теоретические основы педагогики
ГЛАВА 1. О современном состоянии педагогической науки
1.1. О предмете педагогической науки
1.2. Источники противоречий понятийного аппарата
педагогики
1.3. Образовательный процесс в системе педагогического
знания
ГЛАВА 2. Субъектно-ориентированный подход в современном
образовании
2.1. Субъект образования как часть окружающего мира
2.2. Психология субъекта образования
2.3. Образование субъекта как компонент жизнедеятельности
ГЛАВА 3. Взаимодействие субъекта с окружающим миром
3.1. Понятие образовательного пространства
3.2. Действие как контакт с окружающим миром
3.3. Формы взаимодействия с окружающим миром
РАЗДЕЛ II. Педагогика профессионального
образования
ГЛАВА 4. Формирование смыслов категории «образование»
4.1. Образование как ценность
4.2. Образование как процесс осознания
4.3. Структура деятельности как организационная основа
образования
ГЛАВА 5. Структура образовательного процесса,
его целостность
5.1. Формирование субъектной позиции в образовании
5.2. Цели в образовательных процессах
5.3. Модульное структурирование содержания образования
5.4. Методы в образовательных процессах
5.5. Результативность педагогического процесса
ГЛАВА 6. Логика педагогических понятий
6.1. Понятие структуры педагогического процесса
6.2. Воспитание: потребности — цели — самоопределение
6.3. Обучение: норма — содержание — критерии
деятельности
3
15
16
16
27
33
41
41
50
65
76
76
90
100
127
128
128
136
144
162
163
168
178
184
195
211
211
233
235
Стр.445
Оглавление
6.4. Развитие: способности — методы — способы
деятельности
РАЗДЕЛ III. Технология профессионально
ориентированного обучения
ГЛАВА 7. Формирование модели деятельности
в образовательных процессах
7.1. Актуальность инновационных подходов в подготовке
специалистов
7.2. Целеполагание в образовании как основа
самоопределения в деятельности
7.3. Содержание образования — база критериев
профессиональной деятельности
7.4. Роль методов образования в овладении способами
профессиональной деятельности
7.5. Ориентация на результат в образовании
и профессиональной деятельности
7.6. Организация самостоятельной работы студентов
с использованием модульных программ
ÃЛАВА 8. Коммуникативная деятельность в образовании
8.1. Межсубъектные отношения
8.2. Понятие общения и взаимодействия
8.3. Конфликты педагогического взаимодействия
ГЛАВА 9. Подготовка специалистов к исследовательской
деятельности
9.1. Системный подход как методологическая основа
исследований
9.2. Оформление результатов исследования
9.3. Экспертиза процесса и результата исследования
на этапе его завершения
РАЗДЕЛ IV. Инновационная парадигма
профессиональной деятельности
ГЛАВА 10. Функции образования в жизнедеятельности
10.1. Особенности современного социокультурного
пространства
10.2. Толерантность в социальных взаимодействиях
10.3. Самоорганизация в жизнедеятельности социальных
систем
445
238
245
246
246
258
260
262
264
269
277
277
279
302
309
309
315
320
325
326
326
329
331
Стр.446
446
ГЛАВА 11. Синергетическая модель социального поведения
11.1. Категория «социальное поведение»
11.2. Динамика самоорганизации социальных систем
11.3. Осознанность социального поведения
ГЛАВА 12. Педагогическая деятельность
в профессиональном образовании
12.1. Педагогическая позиция преподавателя
12.2. Система деятельности преподавателя,
ее структурирование
12.3. Педагогическое мастерство преподавателя
Заключение
Библиографический список
Приложения
335
335
338
341
347
347
356
371
398
403
405
Стр.447