Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634942)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

История философии. Кн. 2. Средние века. Возрождение. Новое время (200,00 руб.)

0   0
Первый авторГрядовой Д. И.
ИздательствоМ.: ЮНИТИ-ДАНА
Страниц455
ID351963
АннотацияДается содержательная характеристика основных этапов и тенденций развития философского знания. Излагаются наиболее значимые идеи основных философских школ и учений видных философов Средневековья, Возрождения, Реформации и Нового времени. Основные разделы: «Средневековая философия в странах Арабского халифата и Западной Европы», «Европейская философия эпохи Возрождения» и «Европейская философия XVII—XVIII вв.». Лучшему пониманию учебного материала способствуют схемы.
Кем рекомендованоУчебно-методическим центром «Профессиональный учебник в качестве учебника для студентов высших учебных заведений
Кому рекомендованоДля студентов университетов и вузов социально-гуманитарного профиля, аспирантов, преподавателей и всех проявляющих интерес к изучению философии.
ISBN978-5-238-01645-0
УДК1(091)(075.8)
ББК87.3(0)я73-1
Грядовой, Д.И. История философии. Кн. 2. Средние века. Возрождение. Новое время : учебник / Д.И. Грядовой .— Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2015 .— 455 с. : ил. — (Cogito ergo sum) .— ISBN 978-5-238-01645-0 .— URL: https://rucont.ru/efd/351963 (дата обращения: 02.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Основные разделы: «Средневековая философия в странах Арабского халифата и Западной Европы», «Европейская философия эпохи Возрождения» и «Европейская философия XVII—XVIII вв. <...> Средневековая философия в странах Арабского халифата и Зап. <...> В ее развитии можно выделить ряд форм философского и религиозного мировосприятия: • мусульманское вероучение, представляющее собой богословскую метафизику ортодоксального ислама; • калам — исламская схоластика, обосновывающая рациональную доказательность религиозных догматов Корана; • суфизм — мистическое течение в исламе; • фалсафа — восточный перипатетизм (аристотелизм). <...> Средневековая философия в странах Арабского халифата и Зап. <...> Основной атрибут Бога, составляющий его божественную единую сущность, есть знание, специфическим выражением которого являются могущество и воля. <...> Средневековая философия в странах Арабского халифата и Зап. <...> Средневековая философия в странах Арабского халифата и Зап. <...> Фалсафа — восточный перипатетизм Поворотным пунктом в развитии арабской философии было освоение арабскими мыслителями античной философии. <...> В арабском аристотелизме различают два направления: восточное — аль-Кинди, аль-Фараби, Авиценна — и западное — Ибн-Баджи, ИбнТуфейл, Ибн Рушд (Аверроэс). <...> Весьма значимым явлением по своему философскому содержанию был восточный перипатетизм IX—XI вв. <...> Первым арабским философом, проложившим путь идеям аристотелизма в исламском мире, был аль-Кинди. <...> Европы «Философ арабов» аль-Кинди Основоположник восточного перипатетизма Абу-Юсуф Якуб ибн-Исхак аль-Кинди, нареченный почетным титулом «философа арабов», родился около 800 г. в г. Басре (Южный Ирак). <...> Ближняя действующая причина 1 Антология мировой философии: В 4 т. <...> В своей целостности процесс познания, согласно взглядам альКинди, определяется четырьмя вопросами, которые с необходимо1 Антология мировой философии. <...> Дело в том, что восточный перипатетизм как синтез аристотелизма и неоплатонизма <...>
История_философии._Средние_века._Возрождение._Новое_время._Книга_2._Учебник._Гриф_УМЦ_Профессиональный_учебник._(Серия_Cogito_ergo_sum)..pdf
УДК 1(091)(075.8) ББК 87.3(0)ÿ73-1 Ã92 Р е ц е н з е н т û: кафедра социальной философии философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова (çàâ. кафедрой ä-ð ôèëîñ. íàóê, ïðîô. Ê.Õ. Ìîìäæÿí) заслуженный деятель науки Российской Федерации, д-р филос. наук, проф. А.А. Миголатьев заслуженный работник высшей школы Российской Федерации ä-ð ôèëîñ. íàóê, ïðîô. Â.Í. Липский заслуженный работник высшей школы Российской Федерации êàíä. ôèëîñ. íàóê, ä-ð þðèä. íàóê, ïðîô. Â.Ï. Малахов Главный редактор издательства Н.Д. Эриашвили, кандидат юридических наук, доктор экономических наук, профессор, лауреат премии Правительства РФ в области науки и техники Грядовой, Дмитрий Иосифович. Ã92 История философии. Средние века. Возрождение. Новое время. Книга 2: учебник для студентов вузов / Ä.È. Ãðÿäîâîé. — Ì.: ÞÍÈÒÈ-ÄÀÍÀ, — 455 ñ. — (Ñåðèÿ «Cogito ergo sum»). ISBN 978-5-238-01645-0 Агентство CIP РГБ Дается содержательная характеристика основных этапов и тенденций развития философского знания. Излагаются наиболее значимые идеи основных философских школ и учений видных философов Средневековья, Возрождения, Реформации и Нового времени. Основные разделы: «Средневековая философия в странах Арабского халифата и Западной Европы», «Европейская философия эпохи Возрождения» и «Европейская философия XVII—XVIII вв.». Лучшему пониманию учебного материала способствуют схемы. Для студентов университетов и вузов социально-гуманитарного профиля, аспирантов, преподавателей и всех проявляющих интерес к изучению философии. ББК 87.3(0)ÿ73-1 ISBN 978-5-238-01645-0 © ИЗДАТЕЛЬСТВО ÞÍÈÒÈ-ÄÀÍÀ, 2009 Принадлежит исключительное право на использование и распространение издания (ÔÇ ¹ 94-ÔÇ от 21.07.2005 ã.) Воспроизведение всей книги или какой-либо ее части любыми средствами или в какой-либо форме, в том числе в интернет-сети, запрещается без письменного разрешения издательства. © Оформление «ÞÍÈÒÈ-ÄÀÍÀ», 2009
Стр.3
Оглавление От автора Раздел I. СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ В СТРАНАХ АРАБСКОГО ХАЛИФАТА И ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ Глава 1. Средневековая философия мусульманского мира 1.1. Общая характеристика мусульманской культуры 1.2. Религиозная мусульманская философия Калам и его школы 10 Суфизм — религиозномистическое учение 13 1.3. Фалсафа — восточный перипатетизм «Философ арабов» аль Кинди 18 1.4. Западный перипатетизм Приоритет разума. Ибн-Баджа 31 Путь к божественным истинам. Ибн-Туфейль 32 Аверроизм. Ибн-Рушд (Аверроэс) 33 «Арабский Маркс». Социально-философская концепция Ибн-Хальдуна 36 Глава 2. Средневековая философия христианского мира — схоластика 2.1. Особенности средневековой христианской философии 2.2. Проблема универсалий в схоластике — реализм и номинализм Схоластический реализм 42 номинализм 45 Концептуализм 46 университеты 48 Схоластический 2.3. Предыстория схоластики (V—VIII ââ.) Лучи света эпохи «темных веков» 47 2.4. Ранняя схоластика — Эриугена, Ансельм Кентерберийский, Абеляр Система пантеизма. Иоанн Скотт Эриугена 51 Ансельм Кентерберийский: Credo ut intelligam 56 Пьер Àáåëÿð: цель знания — истина 59 47 Школы и первые 51 39 39 42 17 аль-Фараби 20 Систематизированный аристотелизм Èáí-Ñèíû (Àâèöåííû) 24 «Аристотель Востока» 30 3 5 6 6 9
Стр.451
Оглавление 2.5. Зрелая схоластика. Схоластический аристотелизм Альберта Великого Doctor universalis Альберт Великий 62 2.6. Томизм — зрелая схоластика. Схоластическая системы Фомы Аквинского Философия и теология 65 Метафизика 67 познания 71 hominis natura» 73 об обществе и государстве 75 Теория Учение о ÷åëîâåêå. «Ratio est potissima Этические воззрения 74 Учение 2.7. Зрелая схоластика. Роджер Бэкон и Дунс Скот Роджер Áýêîí: «Çíàíèå — ñèëà» 76 проблема отношения знания и веры 79 2.8. Поздняя схоластика. Номинализм У. Оккама и оккамизм Философия и теология У. Оккама 82 Теория познания. «Бритва Оккама» 84 Оккамизм, или терминизм 88 Раздел II. ЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ Глава 3. Европейская философия эпохи Возрождения и Реформации 3.1. Общая характеристика периода Культура эпохи Возрождения 94 Философия эпохи Возрождения 97 3.2. Гуманистические идеи Возрождения. Ф. Петрарка и Л. Валла Родоначальник гуманизма Франческо Петрарка 100 Лоренцо Âàëëà: «Ïðèðîäà и Бог — одно и то æå» 103 3.3. Реформационное движение и его идеи Теология Мартина Лютера 106 Социальный пантеизм Томаса Мюнцера 108 Принципы социально-политической доктрины Ульриха Цвингли 110 Догматы теологического учения Жана Кальвина 111 Контрреформация 113 Гуманистические идеи Эразма Роттердамского. «Философия Õðèñòà» 114 3.4. Натурфилософское мировоззрение эпохи Возрождения Три проблемы философского мировоззрения Николая Кузанского 117 Парацельс: человек — центр мироздания и конечная цель творения 122 Основоположники итальянской натурфилософии Дж. Кардано и Б. Телезио 125 Учение Джордано Бруно 128 116 105 99 93 94 94 76 Иоанн Дунс Скот: 81 64 451 60
Стр.452
452 3.5. Социально-политические учения эпохи Возрождения Социально-политическое учение Никколо Макиавелли 135 Концепции сторонников сильного централизованного государства 138 Утопически-коммунистический гуманизм 138 3.6. Становление нового естествознания — новый этап развития философской мысли Титан Возрождения Леонардо да Винчи 148 Астрономия — новые тенденции исследования природы 151 Николай Коперник — революционное обновление науки 154 Развитие идей гелиоцентрической системы Коперника 158 Галилео Галилей — основы механистического материализма 161 механистической картины мира 169 Исаак Ньютон — создатель целостной Раздел III. ЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ (XVII—XVIII ââ.) Особенности философии Нового времени. Эмпиризм и рационализм 178 Глава 4. Английская и французская эмпирическая философия XVII—XVIII ââ. 4.1. Новое поколение английских ученых 4.2. Эмпирическая философия Ф. Бэкона «Великое Восстановление Наук» 183 Классификация наук и предмет философии 186 обоснование науки. Учение об идолах 189 об индукции 191 об изобретениях 195 Социально-политические взгляды Ô. Бэкона 200 Учение о форме. Учение 4.3. Материалистическая философия Т. Гоббса об обществе и государстве 221 Предмет философии в учении Гоббса 204 Гносеология Гоббса 205 Философия — дочь мышления 207 Номинализм Гоббса 208 Учение о природе 210 Религиозные взгляды Гоббса 214 Учение о человеке 218 Этическое учение 219 Учение о свободе 220 Учение 4.4. Сенсуалистическая философия Джона Локка и вторичных качествах 232 Учение об идеях 234 Познание, его значение и границы 239 и религии 242 «×óâñòâî ìåðû» и «çäðàâûé ñìûñë» 246 «Исследование о разумении» — теория познания Дж. Локка 227 Принцип опыта и критика теорий врожденных идей (принципов) 229 Этико-политическая концепция 244 Теория о первичных Учения о мире 226 202 Философско-методологическое Учение 180 180 181 177 145 135
Стр.453
Оглавление 4.5. Субъективно-идеалистическая философия Джорджа Беркли Великий постулат «Esse est percipi» 249 О ложности различения первичных и вторичных качеств — ощущений вне разума нет 250 Проблема духовной субстанции 255 Номинализм Дж. Беркли 252 4.6. Вершина английского эмпиризма. Философия Дэвида Юма Три проблемы причинности 268 Номинализм Юма 272 Типология философских отношений 274 Познавательный опыт и его структура 263 скептицизма Юма 265 субстанции 275 Критика религии 278 Этика Юма. Теория аффектов 281 Эстетические взгляды 283 Социально-политическое учение 285 4.7. Французская эмпирическая философия XVII в. Пьер Гассенди Этика и социально-политическое учение. Либертинизм 296 Критика аристотелевско-схоластической философии 287 Сенсуалистическая гносеология 289 Натурфилософия 292 Глава 5. Западноевропейская рационалистическая философия XVII—XVIII ââ. 5.1. Философия Рене Декарта Социально-экономическая ситуация во Франции 299 Естественно-научные исследования 301 Картезианская концепция науки: метафизика, физика и метод 304 Учение о познании и методе 305 Метафизика духовной субстанции 310 Природа человека 313 5.2. Картезианство «Искусство мыслить» монахов-янсенистов А. Арно и П. Николя 316 Окказионализм — идеалистическое направление в картезианстве 318 Материалистическое направление в картезианстве 321 5.3. Философия Бенедикта Спинозы. Истоки и общая характеристика 323 Социально-экономическая ситуация в Голландии 323 Истоки философии Б. Спинозы 326 Общая характеристика мировоззрения Б. Спинозы 329 5.4. Учение Б. Спинозы о субстанции Субстанция есть «природа или Бог» 331 330 свойства — атрибуты 336 Модус — substantiae affectio 337 Бог и ìèð, или «natura naturans» и «natura naturata» 341 Всеобщие 314 299 299 Принцип ассоциации идей 266 Критика идеи Суть Онтология субъективного идеализма Дж. Беркли 260 Учение о знании 258 262 453 247 286
Стр.454
454 5.5. Учение Á. Спинозы о человеке Учение о познании 344 «Порядок и связь идей те же, что и порядок и связь вещей» 345 Четыре способа приобретения знания, или три рода познания 346 Следствия адекватного познания 353 5.6. Этическая, религиозная и социальная концепции философской системы Б. Спинозы Этика 354 Концепция религии 363 Социальная концепция Спинозы: «Цель государства в действительности есть ñâîáîäà» 369 5.7. Научное творчество и истоки философии Г.В. Лейбница Социально-политическая обстановка в Германии и творчество Лейбница 374 Общая характеристика научного творчества Г.В. Лейбница 377 Истоки философии Лейбница 378 5.8. Метафизика — основная составляющая философской системы Лейбница. Учение о монадах Метафизика и естествознание 381 как учение о Боге и субстанции 383 Опровержение механистицизма 392 Метафизика как учение о монаде 396 Монады и структура мироздания 400 Учение о предустановленной гармонии 407 Метафизика 5.9. Теодицея Лейбница «Наилучший мир из всех возможных миров» 411 Концепция свободы 415 5.10. Теория познания Лейбница Концепция врожденных знаний 419 врожденных идей 421 истины 431 419 Учение об истине 426 Теория Критерии 5.11. Рационалистическая методология Лейбница Основные методологические принципы 434 Архитектоника методологии Лейбница 442 Универсальная наука 443 5.12. Лейбницианство и его роль в истории философии 447 433 411 381 374 354 342
Стр.455

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ