Основные разделы: «Средневековая философия в странах Арабского халифата и Западной Европы», «Европейская философия эпохи Возрождения» и «Европейская философия XVII—XVIII вв. <...> Средневековая философия в странах Арабского халифата и Зап. <...> В ее развитии можно выделить ряд форм философского и религиозного мировосприятия: • мусульманское вероучение, представляющее собой богословскую метафизику ортодоксального ислама; • калам — исламская схоластика, обосновывающая рациональную доказательность религиозных догматов Корана; • суфизм — мистическое течение в исламе; • фалсафа — восточный перипатетизм (аристотелизм). <...> Средневековая философия в странах Арабского халифата и Зап. <...> Основной атрибут Бога, составляющий его божественную единую сущность, есть знание, специфическим выражением которого являются могущество и воля. <...> Средневековая философия в странах Арабского халифата и Зап. <...> Средневековая философия в странах Арабского халифата и Зап. <...> Фалсафа — восточный перипатетизм Поворотным пунктом в развитии арабской философии было освоение арабскими мыслителями античной философии. <...> В арабском аристотелизме различают два направления: восточное — аль-Кинди, аль-Фараби, Авиценна — и западное — Ибн-Баджи, ИбнТуфейл, Ибн Рушд (Аверроэс). <...> Весьма значимым явлением по своему философскому содержанию был восточный перипатетизм IX—XI вв. <...> Первым арабским философом, проложившим путь идеям аристотелизма в исламском мире, был аль-Кинди. <...> Европы «Философ арабов» аль-Кинди Основоположник восточного перипатетизма Абу-Юсуф Якуб ибн-Исхак аль-Кинди, нареченный почетным титулом «философа арабов», родился около 800 г. в г. Басре (Южный Ирак). <...> Ближняя действующая причина 1 Антология мировой философии: В 4 т. <...> В своей целостности процесс познания, согласно взглядам альКинди, определяется четырьмя вопросами, которые с необходимо1 Антология мировой философии. <...> Дело в том, что восточный перипатетизм как синтез аристотелизма и неоплатонизма <...>
История_философии._Средние_века._Возрождение._Новое_время._Книга_2._Учебник._Гриф_УМЦ_Профессиональный_учебник._(Серия_Cogito_ergo_sum)..pdf
УДК 1(091)(075.8)
ББК 87.3(0)ÿ73-1
Ã92
Р е ц е н з е н т û:
кафедра социальной философии
философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова
(çàâ. кафедрой ä-ð ôèëîñ. íàóê, ïðîô. Ê.Õ. Ìîìäæÿí)
заслуженный деятель науки Российской Федерации,
д-р филос. наук, проф. А.А. Миголатьев
заслуженный работник высшей школы Российской Федерации
ä-ð ôèëîñ. íàóê, ïðîô. Â.Í. Липский
заслуженный работник высшей школы Российской Федерации
êàíä. ôèëîñ. íàóê, ä-ð þðèä. íàóê, ïðîô. Â.Ï. Малахов
Главный редактор издательства Н.Д. Эриашвили,
кандидат юридических наук, доктор экономических наук, профессор,
лауреат премии Правительства РФ в области науки и техники
Грядовой, Дмитрий Иосифович.
Ã92
История философии. Средние века. Возрождение.
Новое время. Книга 2: учебник для студентов вузов /
Ä.È. Ãðÿäîâîé. — Ì.: ÞÍÈÒÈ-ÄÀÍÀ, — 455 ñ. —
(Ñåðèÿ «Cogito ergo sum»).
ISBN 978-5-238-01645-0
Агентство CIP РГБ
Дается содержательная характеристика основных этапов и тенденций
развития философского знания. Излагаются наиболее значимые идеи основных
философских школ и учений видных философов Средневековья,
Возрождения, Реформации и Нового времени. Основные разделы: «Средневековая
философия в странах Арабского халифата и Западной Европы»,
«Европейская философия эпохи Возрождения» и «Европейская философия
XVII—XVIII вв.». Лучшему пониманию учебного материала способствуют
схемы.
Для студентов университетов и вузов социально-гуманитарного профиля,
аспирантов, преподавателей и всех проявляющих интерес к изучению
философии.
ББК 87.3(0)ÿ73-1
ISBN 978-5-238-01645-0
© ИЗДАТЕЛЬСТВО ÞÍÈÒÈ-ÄÀÍÀ, 2009
Принадлежит исключительное право на использование и распространение
издания (ÔÇ ¹ 94-ÔÇ от 21.07.2005 ã.)
Воспроизведение всей книги или какой-либо ее части любыми средствами или в
какой-либо форме, в том числе в интернет-сети, запрещается без письменного
разрешения издательства.
© Оформление «ÞÍÈÒÈ-ÄÀÍÀ», 2009
Стр.3
Оглавление
От автора
Раздел I. СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ В СТРАНАХ
АРАБСКОГО ХАЛИФАТА И ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ
Глава 1. Средневековая философия
мусульманского мира
1.1. Общая характеристика мусульманской культуры
1.2. Религиозная мусульманская философия
Калам и его школы 10 Суфизм — религиозномистическое
учение 13
1.3. Фалсафа — восточный перипатетизм
«Философ арабов» аль Кинди 18
1.4. Западный перипатетизм
Приоритет разума. Ибн-Баджа 31 Путь к божественным
истинам. Ибн-Туфейль 32 Аверроизм. Ибн-Рушд
(Аверроэс) 33 «Арабский Маркс». Социально-философская
концепция Ибн-Хальдуна 36
Глава 2. Средневековая философия христианского
мира — схоластика
2.1. Особенности средневековой христианской философии
2.2. Проблема универсалий в схоластике — реализм
и номинализм
Схоластический реализм 42
номинализм 45 Концептуализм 46
университеты 48
Схоластический
2.3. Предыстория схоластики (V—VIII ââ.)
Лучи света эпохи «темных веков» 47
2.4. Ранняя схоластика — Эриугена,
Ансельм Кентерберийский, Абеляр
Система пантеизма. Иоанн Скотт Эриугена 51 Ансельм
Кентерберийский: Credo ut intelligam 56 Пьер Àáåëÿð:
цель знания — истина 59
47
Школы и первые
51
39
39
42
17
аль-Фараби 20 Систематизированный аристотелизм
Èáí-Ñèíû (Àâèöåííû) 24
«Аристотель Востока»
30
3
5
6
6
9
Стр.451
Оглавление
2.5. Зрелая схоластика. Схоластический аристотелизм
Альберта Великого
Doctor universalis Альберт Великий 62
2.6. Томизм — зрелая схоластика. Схоластическая
системы Фомы Аквинского
Философия и теология 65 Метафизика 67
познания 71
hominis natura» 73
об обществе и государстве 75
Теория
Учение о ÷åëîâåêå. «Ratio est potissima
Этические воззрения 74 Учение
2.7. Зрелая схоластика. Роджер Бэкон и Дунс Скот
Роджер Áýêîí: «Çíàíèå — ñèëà» 76
проблема отношения знания и веры 79
2.8. Поздняя схоластика. Номинализм У. Оккама
и оккамизм
Философия и теология У. Оккама 82 Теория познания.
«Бритва Оккама» 84 Оккамизм, или терминизм 88
Раздел II. ЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ
ВОЗРОЖДЕНИЯ
Глава 3. Европейская философия эпохи Возрождения
и Реформации
3.1. Общая характеристика периода
Культура эпохи Возрождения 94 Философия эпохи
Возрождения 97
3.2. Гуманистические идеи Возрождения.
Ф. Петрарка и Л. Валла
Родоначальник гуманизма Франческо Петрарка 100
Лоренцо Âàëëà: «Ïðèðîäà и Бог — одно и то æå» 103
3.3. Реформационное движение и его идеи
Теология Мартина Лютера 106 Социальный пантеизм
Томаса Мюнцера 108 Принципы социально-политической
доктрины Ульриха Цвингли 110 Догматы теологического
учения Жана Кальвина 111 Контрреформация 113
Гуманистические идеи Эразма Роттердамского.
«Философия Õðèñòà» 114
3.4. Натурфилософское мировоззрение
эпохи Возрождения
Три проблемы философского мировоззрения Николая
Кузанского 117 Парацельс: человек — центр мироздания
и конечная цель творения 122 Основоположники
итальянской натурфилософии Дж. Кардано и Б. Телезио 125
Учение Джордано Бруно 128
116
105
99
93
94
94
76
Иоанн Дунс Скот:
81
64
451
60
Стр.452
452
3.5. Социально-политические учения эпохи Возрождения
Социально-политическое учение Никколо Макиавелли 135
Концепции сторонников сильного централизованного
государства 138 Утопически-коммунистический
гуманизм 138
3.6. Становление нового естествознания —
новый этап развития философской мысли
Титан Возрождения Леонардо да Винчи 148 Астрономия —
новые тенденции исследования природы 151 Николай
Коперник — революционное обновление науки 154
Развитие идей гелиоцентрической системы Коперника 158
Галилео Галилей — основы механистического
материализма 161
механистической картины мира 169
Исаак Ньютон — создатель целостной
Раздел III. ЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ НОВОГО
ВРЕМЕНИ (XVII—XVIII ââ.)
Особенности философии Нового времени. Эмпиризм
и рационализм 178
Глава 4. Английская и французская эмпирическая
философия XVII—XVIII ââ.
4.1. Новое поколение английских ученых
4.2. Эмпирическая философия Ф. Бэкона
«Великое Восстановление Наук» 183 Классификация наук
и предмет философии 186
обоснование науки. Учение об идолах 189
об индукции 191
об изобретениях 195 Социально-политические взгляды
Ô. Бэкона 200
Учение о форме. Учение
4.3. Материалистическая философия Т. Гоббса
об обществе и государстве 221
Предмет философии в учении Гоббса 204 Гносеология
Гоббса 205 Философия — дочь мышления 207
Номинализм Гоббса 208 Учение о природе 210
Религиозные взгляды Гоббса 214 Учение о человеке 218
Этическое учение 219
Учение о свободе 220 Учение
4.4. Сенсуалистическая философия Джона Локка
и вторичных качествах 232 Учение об идеях 234
Познание, его значение и границы 239
и религии 242
«×óâñòâî ìåðû» и «çäðàâûé ñìûñë» 246
«Исследование о разумении» — теория познания
Дж. Локка 227 Принцип опыта и критика теорий
врожденных идей (принципов) 229
Этико-политическая концепция 244
Теория о первичных
Учения о мире
226
202
Философско-методологическое
Учение
180
180
181
177
145
135
Стр.453
Оглавление
4.5. Субъективно-идеалистическая философия
Джорджа Беркли
Великий постулат «Esse est percipi» 249 О ложности
различения первичных и вторичных качеств — ощущений
вне разума нет 250
Проблема духовной субстанции 255
Номинализм Дж. Беркли 252
4.6. Вершина английского эмпиризма. Философия
Дэвида Юма
Три проблемы причинности 268 Номинализм Юма 272
Типология философских отношений 274
Познавательный опыт и его структура 263
скептицизма Юма 265
субстанции 275 Критика религии 278 Этика Юма.
Теория аффектов 281 Эстетические взгляды 283
Социально-политическое учение 285
4.7. Французская эмпирическая философия XVII в.
Пьер Гассенди
Этика и социально-политическое учение. Либертинизм 296
Критика аристотелевско-схоластической философии 287
Сенсуалистическая гносеология 289
Натурфилософия 292
Глава 5. Западноевропейская рационалистическая
философия XVII—XVIII ââ.
5.1. Философия Рене Декарта
Социально-экономическая ситуация во Франции 299
Естественно-научные исследования 301 Картезианская
концепция науки: метафизика, физика и метод 304
Учение о познании и методе 305 Метафизика духовной
субстанции 310 Природа человека 313
5.2. Картезианство
«Искусство мыслить» монахов-янсенистов А. Арно
и П. Николя 316 Окказионализм — идеалистическое
направление в картезианстве 318 Материалистическое
направление в картезианстве 321
5.3. Философия Бенедикта Спинозы. Истоки и общая
характеристика 323
Социально-экономическая ситуация в Голландии 323
Истоки философии Б. Спинозы 326 Общая характеристика
мировоззрения Б. Спинозы 329
5.4. Учение Б. Спинозы о субстанции
Субстанция есть «природа или Бог» 331
330
свойства — атрибуты 336 Модус — substantiae affectio 337
Бог и ìèð, или «natura naturans» и «natura naturata» 341
Всеобщие
314
299
299
Принцип ассоциации идей 266
Критика идеи
Суть
Онтология субъективного идеализма Дж. Беркли 260
Учение о знании 258
262
453
247
286
Стр.454
454
5.5. Учение Á. Спинозы о человеке
Учение о познании 344 «Порядок и связь идей те же, что
и порядок и связь вещей» 345 Четыре способа
приобретения знания, или три рода познания 346
Следствия адекватного познания 353
5.6. Этическая, религиозная и социальная концепции
философской системы Б. Спинозы
Этика 354 Концепция религии 363
Социальная
концепция Спинозы: «Цель государства в действительности
есть ñâîáîäà» 369
5.7. Научное творчество и истоки философии Г.В. Лейбница
Социально-политическая обстановка в Германии
и творчество Лейбница 374 Общая характеристика
научного творчества Г.В. Лейбница 377 Истоки
философии Лейбница 378
5.8. Метафизика — основная составляющая философской
системы Лейбница. Учение о монадах
Метафизика и естествознание 381
как учение о Боге и субстанции 383 Опровержение
механистицизма 392 Метафизика как учение
о монаде 396 Монады и структура мироздания 400
Учение о предустановленной гармонии 407
Метафизика
5.9. Теодицея Лейбница
«Наилучший мир из всех возможных миров» 411
Концепция свободы 415
5.10. Теория познания Лейбница
Концепция врожденных знаний 419
врожденных идей 421
истины 431
419
Учение об истине 426
Теория
Критерии
5.11. Рационалистическая методология Лейбница
Основные методологические принципы 434
Архитектоника методологии Лейбница 442 Универсальная
наука 443
5.12. Лейбницианство и его роль в истории философии
447
433
411
381
374
354
342
Стр.455