Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

История и философия науки (200,00 руб.)

0   0
Первый авторНикитич Л. А.
ИздательствоМ.: ЮНИТИ-ДАНА
Страниц336
ID351940
АннотацияРассматриваются предмет философии науки и содержание четырех научных революций. Анализируются проблемы научной методологии, история становления науки как социального института, структура научного познания, рациональность и ее виды, динамика научного исследования, становление развитой научной теории. Особое внимание уделяется проблеме иррационального в научном познании и проблеме интуиции, роли языка в развитии науки, проблеме концептуального аппарата. Рассмотрена также специфика закона и истины в гуманитарном знании.
Кем рекомендованоУчебно-методическим центром «Профессиональный учебник» в качестве учебного пособия для студентов и аспирантов высших учебных заведений
Кому рекомендованоДля аспирантов и студентов вузов.
ISBN978-5-238-01420-3
УДК001:[1+94](075.8)
ББК72.3я73-1+87я73-1
Никитич, Л.А. История и философия науки : учеб. пособие / Л.А. Никитич .— Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2015 .— 336 с. — (Cogito ergo sum) .— ISBN 978-5-238-01420-3 .— URL: https://rucont.ru/efd/351940 (дата обращения: 20.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Л.А. Никитич ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ Рекомендовано Учебно-методическим центром «Профессиональный учебник» в качестве учебного пособия для студентов и аспирантов высших учебных заведений Москва  2015 УДК 001:[1+94](075.8) ББК 72.3я73-1+87я73-1 Н62 Главный редактор издательства Н.Д. Эриашвили, кандидат юридических наук, доктор экономических наук, профессор, лауреат премии Правительства РФ в области науки и техники Никитич, Людмила Алексеевна. <...> ISBN 978-5-238-01420-3 Агентство CIP РГБ Рассматриваются предмет философии науки и содержание четырех научных революций. <...> Именно здесь закладываются знание основных законов мироздания и основы абстрактного мышления, необходимого в любой деятельности, формируется научная картина мира, формируется мышление. <...> В основание современного образовательного процесса, который начинается с эпохи Просвещения, была положена научная картина мира, и именно тогда были созданы основополагающие концепции воспитания и образования, явившиеся ответом на запросы Нового времени. <...> Однако, признавая серьезные успехи советской науки в целом ряде областей, не следует забывать, что в первые послеоктябрьские десятилетия ее отношения с властью были сложными и зачастую трагическими, о чем развернуто и эмоционально рассказал известный советский психолог М.Г. Ярошевский в работе «Репрессированная наука»2. <...> Это, по мнению автора, был «беспрецедентный в истории человеческой культуры феномен репрессированной науки». <...> Поясняя свой термин «репрессированная наука», автор пишет, что объектом репрессий было все научное сообщество, его идеи, ментальность, учреждения, центры, книги, журналы. <...> В ХХ в. эту проблему развернуто рассмотрел английский ученый Уайтхед, анализируя вопрос о формировании ученого-профессионала. <...> Узкий профессионализм, заданный современной системой образования, очень бес1 Кохановский В.П., Лешкевич Т.Г. и др. <...> Уайтхед призывает к «социальной мудрости» в деле образования, будучи уверенным, что его <...>
История_и_философия_науки._Учеб._пособие._Гриф_УМЦ_Профессиональный_учебник._(Серия_Cogito_ergo_sum).pdf
УДК 001:[1+94](075.8) ББК 72.3ÿ73-1+87ÿ73-1 Í62 Главный редактор издательства Н.Д. Эриашвили, кандидат юридических наук, доктор экономических наук, профессор, лауреат премии Правительства РФ в области науки и техники Никитич, Людмила Алексеевна. Н62 История и философия науки: учеб. пособие для студентов и аспирантов вузов / Ë.À. Íèêèòè÷. — Ì.: ЮНИТИДАНА, — 335 ñ. — (Ñåðèÿ «Cogito ergo sum»). 2015. ISBN 978-5-238-01420-3 Агентство CIP РГБ Рассматриваются предмет философии науки и содержание четырех научных революций. Анализируются проблемы научной методологии, история становления науки как социального института, структура научного познания, рациональность и ее виды, динамика научного исследования, становление развитой научной теории. Особое внимание уделяется проблеме иррационального в научном познании и проблеме интуиции, роли языка в развитии науки, проблеме концептуального аппарата. Рассмотрена также специфика закона и истины в гуманитарном знании. Для аспирантов и студентов вузов. ББК 72.3ÿ73-1+87ÿ73-1 ISBN 978-5-238-01420-3 © ИЗДАТЕЛЬСТВО ÞÍÈÒÈ-ÄÀÍÀ, 2008 Принадлежит исключительное право на использование и распространение издания. Воспроизведение всей книги или любой ее части любыми средствами или в какой-либо форме, в том числе в Интернет-сети, запрещается без письменного разрешения издательства. © Оформление «ÞÍÈÒÈ-ÄÀÍÀ», 2008
Стр.3
ОГЛАВЛЕНИЕ ВВОДНАЯ ГЛАВА. НАУКА. ЧЕЛОВЕК. ОБЩЕСТВО ГЛАВА 1. ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ НАУКИ 1.1. Возникновение философии науки как самостоятельной дисциплины 1.2. Концепции предмета философии науки 1.3. Специфика научного знания 1.4. Наука и философия ГЛАВА 2. ПЕРВАЯ НАУЧНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ XVII â. 2.1. Исторические и научные предпосылки 2.2. Общая характеристика первой научной революции 2.3. Творцы первой научной революции 2.4. Драма и величие Галилея 2.5. Великий Ньютон ГЛАВА 3. НАУЧНАЯ МЕТОДОЛОГИЯ — ВАЖНЕЙШАЯ ЧАСТЬ ФИЛОСОФИИ НАУКИ 3.1. Основные характеристики научного метода 3.2. Органон Аристотеля 3.3. Картезианский рационализм — новое в истории методологии 3.4. Гегелевская диалектика как способ развертывания философской мысли 3.5. Марксистская диалектика 3.6. Феноменологический метод Э. Гуссерля ГЛАВА 4. ВТОРАЯ НАУЧНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ 4.1. Общая характеристика второй научной революции 4.2. Достижения гуманитарных наук 4.3. Осознание исключительного значения наук ГЛАВА 5. ТРЕТЬЯ НАУЧНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ 5.1. Общая характеристика третьей научной революции 5.2. Развитие лингвистики. От Гумбольдта к Витгенштейну 5.3. Теория эволюции 5.4. Развитие физики 5.5. Формирование нового типа рациональности 333 3 24 24 25 29 31 38 38 39 42 48 54 59 59 61 69 73 75 76 79 79 82 84 87 87 89 91 92 94
Стр.334
ГЛАВА 6. ЧЕТВЕРТАЯ НАУЧНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ 6.1. Общая характеристика современной научной революции 6.2. Синергетика и синергетический подход 6.3. Современная научная картина мира ГЛАВА 7. ПРОБЛЕМА НАУЧНОЙ РЕВОЛЮЦИИ В ЗАПАДНОЙ ФИЛОСОФИИ НАУКИ 7.1. Структура научных революций. Т. Кун 7.2. Теория научно-исследовательских программ И. Лакатоса 7.3. Анархистская теория познания П. Фейерабенда 7.4. Концепция неявного знания М. Полани ГЛАВА 8. НАУКА КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ 8.1. Институциональный подхода к науке 8.2. Историческое развитие научной институциональности 8.3. Греческая цивилизация — предпосылки развития науки 8.4. Естественные науки Античности 8.5. Наука в эпоху эллинизма 8.6. Наука Средневековья 8.7. Схоластический метод 8.8. Формы институционализации науки в Новое время 8.9. Становление науки как социального института 8.10. Черты и этика ученого ГЛАВА 9. КЛАССИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ 9.1. «Опыт о человеческом разумении» Дж. Локка 9.2. Учение И. Канта о априорных синтетических суждениях 9.3. Принципы науки о «человеческой природе» Д. Юма 9.4. Парадигма теории познания Гегеля 9.5. Концепции субъектно-объектных отношений в теории познания ГЛАВА 10. СТРУКТУРА НАУЧНОГО ЗНАНИЯ 10.1. Виды познания и философское освоение реальности 10.2. Классификация наук 10.3. Эмпирический уровень научного познания 10.4. Теоретический уровень научного познания 10.5. Основания науки ГЛАВА 11. ИРРАЦИОНАЛЬНОЕ В НАУЧНОМ ПОЗНАНИИ 11.1. Магико-герметическая традиция в период Возрождения и первой научной революции 334 96 96 98 100 103 103 109 113 115 119 119 120 122 124 127 133 137 142 144 147 151 151 153 156 158 159 163 163 167 172 181 197 206 206
Стр.335
11.2. Современные виды иррационального знания 11.3. Интуиция ГЛАВА 12. РАЦИОНАЛЬНОСТЬ И ЕЕ ТИПЫ 12.1. Цивилизация как универсальная форма рациональности 12.2. Понятие рациональности 12.3. Классическая научная рациональность — итог первой научной революции 12.4. Типы научной рациональности в периоды второй и третьей научной революции 12.5. Современный тип рациональности ГЛАВА 13. ДИНАМИКА НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 13.1. Научная картина мира и опыт 13.2. Формирование первичных теоретических научных моделей 13.3. Становление развитой научной теории 13.4. Проблема включения новых теоретических представлений в культуру ГЛАВА 14. РОЛЬ ЯЗВКА В НАУКЕ 14.1. Культурно-историческая природа языка 14.2. Концепт и концептуализм 14.3. Специализированный язык в науке 14.4. Язык гуманитарных наук 14.5. Концептуальный аппарат философии науки ГЛАВА 15. СПЕЦИФИКА ГУМАНИТАРНОГО ЗНАНИЯ 15.1. Предмет гуманитарных наук 15.2. Роль ценностей в гуманитарном познании 15.3. Проблема истины в гуманитарном знании 15.4. Понимающая социология М. Вебера 15.5. Гуманитарная проблема интерпретации ГЛАВА 16. НАУКА И НЕНАУЧНОЕ ЗНАНИЕ 16.1. Религиозное знание 16.2. Паранаучное знание БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 213 216 222 222 226 229 231 233 236 236 243 246 252 256 256 258 261 267 271 274 274 284 286 295 301 304 304 315 327 ПЕРСОНАЛИИ 328 335
Стр.336