М.Т. ГРОМКОВА АНДРАГОГИКА ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для системы дополнительного профессионального образования Рекомендовано Учебно-методическим центром «Профессиональный учебник» в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по педагогическим специальностям (030000) Москва УДК 374.7(075.8) ББК 74.4я73 Г87 Рецензенты: кафедра педагогики Московского педагогического университета (зав. кафедрой д-р пед. наук проф. <...> А.Г. Прохода (Российская академия государственной службы при Президенте РФ) Главный редактор издательства кандидат юридических наук, доктор экономических наук Н.Д. Эриашвили Громкова, Майя Тимофеевна. <...> Г87 Андрагогика: теория и практика образования взрослых: Учеб. пособие для cистемы доп. проф. образования; учеб. пособие для студентов вузов / М.Т. Громкова. <...> ». И более того, необходимо понять: что значит взрослый человек и что значит его образование? <...> Психологический подход в образовании взрослых позволил обосновать понятия образовательного процесса как изменения внутреннего образа, осознания себя в окружающем мире, разработать модели и технологии изменения взрослого в процессе образования. <...> Адаптация педагогических технологий к андрагогической специфике это не единственный путь разработки технологий образования взрослых, организационно-деятельностной основой которых является технология решения проблем. <...> В связи с этим его прямой функцией становится обеспечение потребностного состояния обучающихся на усвоение новой информации и методов работы с ней. <...> Часть I (теоретическая) Андрагогика как новая отрасль науки об образовании Глава 1. <...> Становление андрагогики как науки об образовании взрослых Глава 2. <...> Основные понятия и категории андрагогики Глава 3. <...> Теория и практика взаимодействия в образовании взрослых Смысл образования Ценность Система Процесс (деятельность <...>
Андрагогика_теория_и_практика_образования_взрослых._Уч._пос._Гриф_МО_РФ_(Серия_Высшее_профессиональное_образование_Педагогика.).pdf
УДК 374.7(075.8)
ББК 74.4ÿ73
Ã87
Рецензенты:
кафедра педагогики Московского педагогического университета
(çàâ. кафедрой ä-ð ïåä. наук ïðîô. Ë.Ï. Êðèâøåíêî);
д-р пед. наук проф. Н.Д. Никандров
(Президент Российской академии образования);
канд. пед. наук проф. А.Г. Прохода
(Российская академия государственной службы при Президенте РФ)
Главный редактор издательства
кандидат юридических наук,
доктор экономических наук Н.Д. Эриашвили
Громкова, Майя Тимофеевна.
Ã87
Андрагогика: теория и практика образования взрослых: Учеб.
пособие для cистемы доп. проф. образования; учеб. пособие для
студентов вузов / Ì.Ò. Ãðîìêîâà. — Ì.: ÞÍÈÒÈ-ÄÀÍÀ,
— 495 с. — (Серия «Высшее профессиональное образование:
Педагогика».)
Агентство CIP РГБ
ISBN 5-238-00823-6
Предложенная автором андрагогическая концепция образования исходит из
общей методологической установки о том, что взрослый — субъект в образовательных
процессах. Его позиция во взаимодействии активна, направлена не только
на формирование профессионализма, но и на гармоничное сосуществование с окружающим
миром.
Разработанная автором модель субъекта образования положена в основу определения
образовательного процесса. Его структура, представленная как единство и целостность
воспитания, обучения и развития, соотнесена со структурой субъекта образования
как единства и целостности позиций «человек — личность — индивид».
Обоснована логика образовательного процесса и разработана технология целей, содержания,
метода, обеспечивающих внутреннюю гармонию процесса взаимодействия в
образовании взрослых. Четко определена структура деятельности преподавателя, разработаны
методологические основы модульной системы образования взрослых.
Для системы дополнительного профессионального образования, преподавателей
высшей школы, а также студентов вузов, обучающихся по педагогическим специальностям.
ББК
74.4ÿ73
ISBN 5-238-00823-6
© Ì.Ò. Ãðîìêîâà, 2005
© ИЗДАТЕЛЬСТВО ÞÍÈÒÈ-ÄÀÍÀ, 2005
Воспроизведение всей книги или любой ее части
любыми средствами или в какой-либо форме,
в том числе в Интернет-сети, запрещается
без письменного разрешения издательства
Стр.3
Оглавление
Введение
Часть I. Андрагогика как новая отрасль науки об образовании
1.2. Взрослый как субъект образования
1.3. Образование в жизнедеятельности субъектов
2.1. Методологические основы формирования основных понятий
андрагогики
2.2. Категории действия, поведения, деятельности
2.3. Изменение сознания в образовательных процессах
Приложение. Методологическая версия понятийного аппарата
андрагогики
3
7
Глава 1. Становление андрагогики как науки об образовании взрослых 8
1.1. О предмете андрагогики
9
28
47
Приложения. Модульное структурирование научного знания андрагогики 71
Глава 2. Основные понятия и категории андрагогики
88
89
114
132
152
Глава 3. Теория и практика взаимодействия в образовании взрослых 157
3.1. Современные теории взаимодействия
3.2. Взаимодействия в образовании взрослых
3.3. Толерантность во взаимодействии
158
167
175
Часть II. Технология методика опыт
Глава 4. Технология образования взрослых
4.1. Осознанное действие как основа технологии образования
и методологии деятельности
4.2. Организационно-деятельностная основа образования взрослых.
Технология решения проблем
4.3. Моделирование в образовании взрослых
Приложение. Модели в образовании взрослых
Глава 5. Методики в образовании взрослых
5.1. Создание методик и выбор методов
5.2. Методики групповой работы и публичного выступления
5.3. Организация краткосрочного семинара по андрагогике
Глава 6. Опыт образования взрослых
185
186
187
195
200
205
218
219
233
248
6.1. Социально-психологический аспект проблем образования взрослых 255
6.2. Зарубежный опыт образования взрослых
6.3. Из опыта образования взрослых в России
255
277
290
Часть III. Подготовка преподавателей для образования взрослых 308
Глава 7. Формирование методологической культуры специалиста
в системе образования взрослых
7.1. Исследовательский характер современной профессиональной
деятельности
309
310
Стр.496
496
7.2. Методологическая культура преподавателя
7.3. Методика выполнения исследовательских работ
320
333
7.4. Комментарий к нормативным документам по повышению
качества работы преподавателей высшей профессиональной школы 363
Часть IV. Модульное структурирование содержания образования 369
Глава 8. Особенности структурирования содержания в образовании
взрослых
8.1. Модульный характер структурирования содержания
8.2. Организация самостоятельной работы студентов с использованием
модульных программ при дневном и заочном обучении
Глава 9. Модульные программы
370
371
391
398
Часть V. Эмоциональный ресурс эффективности образования взрослых 433
Глава 10. Значимость эмоционального содержания в образовании взрослых 434
10.1. Эмоциональный потенциал современного образования
10.2. Взаимодействие эмоций и интеллекта
Глава 11. Педагогическая рефлексия
11.1. Рефлексия групповая и индивидуальная
11.2. Педагогический капустник (из опыта проведения семинаров
по андрагогике)
Заключение
Библиографический список
434
441
451
452
472
487
491
Стр.497