Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634558)
Контекстум
.

Философия науки (200,00 руб.)

0   0
Первый авторРузавин Г. И.
ИздательствоМ.: ЮНИТИ-ДАНА
Страниц183
ID351645
АннотацияПредлагаемые вопросы и ответы охватывают основное содержание программы по истории и философии науки, утвержденной ВАК. В качестве вопросов выделены наиболее важные и принципиальные положения курса, знание которых требуется программой. Ответы в краткой форме раскрывают тезисы, разъясняющие программные положения. Вопросы и ответы распределены по четырем основным разделам: общие проблемы философии науки, методология науки, онтология науки, эпистемология науки.
Кем рекомендованоУчебно-методическим центром «Профессиональный учебник» в качестве учебного пособия для студентов и аспирантов высших учебных заведений
Кому рекомендованоДля студентов, аспирантов, а также широкого круга читателей.
ISBN978-5-238-01458-6
УДК[001.1:1](075.8)
ББК87+72.3я73-1
Рузавин, Г.И. Философия науки : учеб. пособие / Г.И. Рузавин .— Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2015 .— 183 с. — (Экзамен) .— ISBN 978-5-238-01458-6 .— URL: https://rucont.ru/efd/351645 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Р83 Философия науки: учеб. пособие для студентов и аспирантов высших учебных заведений / Г.И. Рузавин. <...> Вопросы и ответы распределены по четырем основным разделам: общие проблемы философии науки; методология науки; онтология науки; эпистемология науки. <...> В онтологии науки раскрывается отношение научных понятий и теории к объективной реальности. <...> В эпистемологии науки анализируются структура и развитие научного знания, выявляются особенности и типы научных революций. <...> Предмет и задачи философии науки В отличие от перечисленных наук, философия науки рассматривает общие мировоззренческие проблемы специфики и развития научного познания, его методы и приемы получения, обоснования и проверки нового знания, отличие научного познания от обыденного и других форм постижения действительности. <...> Другой существенной задачей философии науки является исследование в процессе развития науки постепенных, количественных изменений с изменениями быстрыми, коренными, каче6 ственными, которые сопровождаются научными революциями. <...> Сторонники кумулятивизма (от лат. cumulatio — увеличение, скопление) рассматривают развитие познания как процесс накопления все новых и новых истин, игнорируя коренное изменение научного знания в связи с превращением их количества в новое качество. <...> Эта проблема предполагает, во-первых, рассмотрение влияния философских идей для обоснования науки и как эвристического средства для научного поиска истины, во-вторых, воздействия науки на постановку философских проблем. <...> Представители милетской школы отождествляли первичные элементы мира с чувственно воспринимаемыми вещами: Фалес — с водой, Анаксимен — с воздухом, основоположник диалектики 7 Гераклит основой всех вещей признавал огонь, Демокрит же такой основой считал атомы. <...> Аналогично этому идея об изучении реальных явлений и процессов в их взаимосвязи и взаимодействии нашла свое конкретное воплощение в современном междисциплинарном <...>
Философия_науки._Учебное_пособие._Гриф_УМЦ_Профессиональный_учебник._(Серия_Экзамен).pdf
УДК [001.1:1](075.8)+[001.1:94](075.8) ББК 87+72.3ÿ73-1 Ð83 Главный редактор издательства Н.Д. Эриашвили, кандидат юридических наук, доктор экономических наук, профессор, лауреат премии Правительства РФ в области науки и техники Рузавин, Георгий Иванович. Ð83 Философия науки: учеб. пособие для студентов и аспирантов высших учебных заведений / Ã.È. Ðóçàâèí. — Ì.: ÞÍÈÒÈ-ÄÀÍÀ, — 183 ñ. — (Ñåðèÿ «Ýêçàìåí»). ISBN 978-5-238-01458-6 Агентство CIP РГБ Предлагаемые вопросы и ответы охватывают основное содержание программы по истории и философии науки, утвержденной ВАК. В качестве вопросов выделены наиболее важные и принципиальные положения курса, знание которых требуется программой. Ответы в краткой форме раскрывают тезисы, разъясняющие программные положения. Вопросы и ответы распределены по четырем основным разделам: общие проблемы философии науки; методология науки; онтология науки; эпистемология науки. Для студентов, аспирантов, а также широкого круга читателей. ББК 87+72.3ÿ73-1 ISBN 978-5-238-01458-6 © ИЗДАТЕЛЬСТВО ÞÍÈÒÈ-ÄÀÍÀ, 2008 Принадлежит исключительное право на использование и распространение издания. Воспроизведение всей книги или любой ее части любыми средствами или в какой-либо форме, в том числе в Интернет-сети, запрещается без письменного разрешения издательства. © Оформление «ÞÍÈÒÈ-ÄÀÍÀ», 2008
Стр.3
Содержание От автора Раздел . Общие проблемы философии науки 1. Предмет и задачи философии науки 2. Наука и философия 3. Наука и искусство 4. Наука как система знаний и как социальный институт 5. Роль науки в истории общества 6. Основные этапы развития науки . Обыденное познание (здравый смысл) и наука 8. Научные и вненаучные формы познания 9. Сциентизм и антисциентизм 10. Возникновение дисциплинарно организованной науки Раздел . Методология науки 11. Проблемная ситуация в развитии науки 12. Постановка, разработка и решение проблемы 13. Методы и методология науки 14. Научные факты и их обобщение 15. Взаимосвязь эмпирического и теоретического уровней познания 16. Эмпирический уровень познания 17. Теоретический уровень научного познания 18. Гипотеза как форма развития научного знания 19. Проверка научных гипотез 20. Научные теории и их структура 21. Классификация и типология научных теорий 22. Основные функции научных теорий 23. Идеалы и нормы научного исследования 24. Аргументация в науке. Доказательство и опровержение 25. Специфика и принципы системного метода исследования 26. Синергетика как новая научная парадигма 181 3 4 5—7 7—9 9—10 10—12 12—14 14—16 16—19 20—21 21—22 22—23 24 26—27 27—28 28—30 30—32 32—34 34—35 35—37 37—41 41—42 42—43 43—46 46—47 47—54 54—58 58—69 69—81
Стр.182
27. Методы научного объяснения 28. Объяснения в социально-экономических науках 29. Методы и функции понимания в гуманитарных науках 30. Методы предсказания и прогнозирования Раздел . Онтология науки 31. Онтология как общее учение о бытии 32. Онтология экзистенциализма 33. Бытие как исходная категория онтологии 34. Онтология метафизического материализма 35. Категория субстанции 36. Категория сущности 37. Онтология и научная картина мира 81—85 86—91 91—102 102—105 106 107—115 115—117 117—120 120—122 122—125 125—126 126—127 38. Концепция ноосферы (Ò. де Øàðäåí, Â.È. Вернадский) 127—131 39. Особенности классической и современной картины мира 131—133 Раздел . Эпистемология науки 40. Проблема истины в эпистемологии науки 41. Истина и ценность 42. Типы научной рациональности 43. Нормативно-социологическая интерпретация рациональности 44. Эволюционные идеи в современной эпистемологии 45. Эволюционная эпистемология К. Поппера 46. Глобальный эволюционизм как синтез системного и эволюционного подходов 47. Проблема движущих факторов развития науки: экстернализм и интернализм 134 135—139 139—141 141—143 143—145 145—147 147—150 151—153 154—156 48. Эволюционные и революционные стадии развития науки 156—158 49. Индуктивный и дедуктивный взгляды на развитие науки 158—161 50. Теория научных революций Т. Куна 161—166 51. Концепция научно-исследовательских программ И. Лакатоса 52. Науки о природе и науки о культуре 166—167 167—169 53. Ценностный подход к науке и возникновение аксиологии 169—175 54. Специфика социального познания 55. Особенности гуманитарного познания 175—177 177—178 56. Современные методы дифференциации и интеграции научного знания 182 178—180
Стр.183

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.
.