Р83 Философия науки: учеб. пособие для студентов и аспирантов высших учебных заведений / Г.И. Рузавин. <...> Вопросы и ответы распределены по четырем основным разделам: общие проблемы философии науки; методология науки; онтология науки; эпистемология науки. <...> В онтологии науки раскрывается отношение научных понятий и теории к объективной реальности. <...> В эпистемологии науки анализируются структура и развитие научного знания, выявляются особенности и типы научных революций. <...> Предмет и задачи философии науки В отличие от перечисленных наук, философия науки рассматривает общие мировоззренческие проблемы специфики и развития научного познания, его методы и приемы получения, обоснования и проверки нового знания, отличие научного познания от обыденного и других форм постижения действительности. <...> Другой существенной задачей философии науки является исследование в процессе развития науки постепенных, количественных изменений с изменениями быстрыми, коренными, каче6 ственными, которые сопровождаются научными революциями. <...> Сторонники кумулятивизма (от лат. cumulatio — увеличение, скопление) рассматривают развитие познания как процесс накопления все новых и новых истин, игнорируя коренное изменение научного знания в связи с превращением их количества в новое качество. <...> Эта проблема предполагает, во-первых, рассмотрение влияния философских идей для обоснования науки и как эвристического средства для научного поиска истины, во-вторых, воздействия науки на постановку философских проблем. <...> Представители милетской школы отождествляли первичные элементы мира с чувственно воспринимаемыми вещами: Фалес — с водой, Анаксимен — с воздухом, основоположник диалектики 7 Гераклит основой всех вещей признавал огонь, Демокрит же такой основой считал атомы. <...> Аналогично этому идея об изучении реальных явлений и процессов в их взаимосвязи и взаимодействии нашла свое конкретное воплощение в современном междисциплинарном <...>
Философия_науки._Учебное_пособие._Гриф_УМЦ_Профессиональный_учебник._(Серия_Экзамен).pdf
УДК [001.1:1](075.8)+[001.1:94](075.8)
ББК 87+72.3ÿ73-1
Ð83
Главный редактор издательства Н.Д. Эриашвили,
кандидат юридических наук, доктор экономических наук, профессор,
лауреат премии Правительства РФ в области науки и техники
Рузавин, Георгий Иванович.
Ð83
Философия науки: учеб. пособие для студентов и аспирантов
высших учебных заведений / Ã.È. Ðóçàâèí. — Ì.:
ÞÍÈÒÈ-ÄÀÍÀ, — 183 ñ. — (Ñåðèÿ «Ýêçàìåí»).
ISBN 978-5-238-01458-6
Агентство CIP РГБ
Предлагаемые вопросы и ответы охватывают основное содержание
программы по истории и философии науки, утвержденной ВАК. В качестве
вопросов выделены наиболее важные и принципиальные положения
курса, знание которых требуется программой. Ответы в краткой форме
раскрывают тезисы, разъясняющие программные положения.
Вопросы и ответы распределены по четырем основным разделам: общие
проблемы философии науки; методология науки; онтология науки;
эпистемология науки.
Для студентов, аспирантов, а также широкого круга читателей.
ББК 87+72.3ÿ73-1
ISBN 978-5-238-01458-6
© ИЗДАТЕЛЬСТВО ÞÍÈÒÈ-ÄÀÍÀ, 2008
Принадлежит исключительное право на использование
и распространение издания.
Воспроизведение всей книги или любой ее
части любыми средствами или в какой-либо
форме, в том числе в Интернет-сети, запрещается
без письменного разрешения издательства.
© Оформление «ÞÍÈÒÈ-ÄÀÍÀ», 2008
Стр.3
Содержание
От автора
Раздел . Общие проблемы философии науки
1. Предмет и задачи философии науки
2. Наука и философия
3. Наука и искусство
4. Наука как система знаний и как социальный институт
5. Роль науки в истории общества
6. Основные этапы развития науки
. Обыденное познание (здравый смысл) и наука
8. Научные и вненаучные формы познания
9. Сциентизм и антисциентизм
10. Возникновение дисциплинарно организованной науки
Раздел . Методология науки
11. Проблемная ситуация в развитии науки
12. Постановка, разработка и решение проблемы
13. Методы и методология науки
14. Научные факты и их обобщение
15. Взаимосвязь эмпирического и теоретического уровней
познания
16. Эмпирический уровень познания
17. Теоретический уровень научного познания
18. Гипотеза как форма развития научного знания
19. Проверка научных гипотез
20. Научные теории и их структура
21. Классификация и типология научных теорий
22. Основные функции научных теорий
23. Идеалы и нормы научного исследования
24. Аргументация в науке. Доказательство и опровержение
25. Специфика и принципы системного метода исследования
26. Синергетика как новая научная парадигма
181
3
4
5—7
7—9
9—10
10—12
12—14
14—16
16—19
20—21
21—22
22—23
24
26—27
27—28
28—30
30—32
32—34
34—35
35—37
37—41
41—42
42—43
43—46
46—47
47—54
54—58
58—69
69—81
Стр.182
27. Методы научного объяснения
28. Объяснения в социально-экономических науках
29. Методы и функции понимания в гуманитарных науках
30. Методы предсказания и прогнозирования
Раздел
. Онтология науки
31. Онтология как общее учение о бытии
32. Онтология экзистенциализма
33. Бытие как исходная категория онтологии
34. Онтология метафизического материализма
35. Категория субстанции
36. Категория сущности
37. Онтология и научная картина мира
81—85
86—91
91—102
102—105
106
107—115
115—117
117—120
120—122
122—125
125—126
126—127
38. Концепция ноосферы (Ò. де Øàðäåí, Â.È. Вернадский) 127—131
39. Особенности классической и современной картины мира 131—133
Раздел
. Эпистемология науки
40. Проблема истины в эпистемологии науки
41. Истина и ценность
42. Типы научной рациональности
43. Нормативно-социологическая интерпретация
рациональности
44. Эволюционные идеи в современной эпистемологии
45. Эволюционная эпистемология К. Поппера
46. Глобальный эволюционизм как синтез системного
и эволюционного подходов
47. Проблема движущих факторов развития науки:
экстернализм и интернализм
134
135—139
139—141
141—143
143—145
145—147
147—150
151—153
154—156
48. Эволюционные и революционные стадии развития науки 156—158
49. Индуктивный и дедуктивный взгляды на развитие науки 158—161
50. Теория научных революций Т. Куна
161—166
51. Концепция научно-исследовательских программ
И. Лакатоса
52. Науки о природе и науки о культуре
166—167
167—169
53. Ценностный подход к науке и возникновение аксиологии 169—175
54. Специфика социального познания
55. Особенности гуманитарного познания
175—177
177—178
56. Современные методы дифференциации и интеграции
научного знания
182
178—180
Стр.183