www.lgz.ru
№ 17 (6507)
29 апреля – 5 мая 2015 г.
Выходит по средам
В НОМЕРЕ
Заработать
на войне
Почему всемирно
известный немецкий
драматург и писатель
Рольф Хоххут уверен,
что Америка своим
поведением в недалёком
будущем спровоцирует
Россию на войну,
возможно, уже в
следующем году? И что
ожидает Германию? Всю
Европу? Об этом – статья
Хоххута специально для
«ЛГ».
СТР. 2
Не королевское
это дело
Наша новая рубрика
«МельпоДмена» с первой
публикации пришлась
читателям по душе. И
мы поручили нашему
обозревателю для
чистоты эксперимента
купить билет в МХТ (это,
как выяснилось, не
очень трудно) и увидеть
бенефис в честь грядущего
80летия худрука Олега
Табакова в постановке,
естественно, Константина
Богомолова «Юбилей
ювелира». Но таких
впечатлений, признаемся,
не ожидали...
СТР. 8
Родившийся
дважды
За день до Нового, 1942
года он был тяжело
ранен и очнулся уже
в немецком плену.
Третья попытка побега
– под рудой в вагонетке
– увенчалась успехом.
Бежали неизвестно куда
и, как позже выяснилось,
оказались во Франции.
СТР. 11
Понять.
Простить.
Принять...
Газета основана в 1830 году
при участии А. С. ПУШКИНА
Издание возобновлено в 1929 году
при поддержке М. ГОРЬКОГО
ТОТАЛЬНЫЙ МЕЖДУСОБОЙчИК
КНИГА НЕДЕЛИ
Дети войны.
– М.: АСТ, 2015.
– 974 c. Вкл.: 24 л.
ил. – (Народная
книга памяти). –
3000 экз.
Россия сосредотачивается. Перед
страной стоят великие задачи: восста
новить разрушенную в 90е годы обо
ронную мощь, сделать нашу распахнутую
экономику самодостаточной, обуздать
солитёра коррупции, смягчить жуткое
социальное расслоение, изменить де
мографию, вернуть людям смысл истори
ческого существования. И вроде бы для
этого много делается. Президент рабо
тает, как на галере. Отчего же тогда всё
чаще звучат вопросы, на первый взгляд
частные, а тем не менее тревожные? На
пример, почему в победный год в эфире
не слышно стихов поэтовфронтовиков?
Почему в Год литературы закрываются
книжные магазины и библиотеки? Поче
му телеэфир заполнен сериалами напо
добие «Родины», где советская эпоха и
вся наша жизнь предстают клубком пе
репутанных мерзостей? Почему власть не
ТЕЛЕВЕДЕНИЕ
Немного Путина в дистиллированной воде
С
Свою знаменитую песню
он написал на стихи
сотрудника «ЛГ» много лет
назад. Помните? «Двести
лет цыганка мне жизни
нагадала...» Наш званый
гость – заслуженный
артист России и литератор
Вячеслав Малежик.
СТР. 13
На прошлой неделе наш сайт www.lgz.ru
посетили 39 503 человека. Заходите!
нетерпением ждала стра
на разрекламированный
фильм режиссёра Саиды
Медведевой «Президент», по
свящённый 15летию пребыва
ния Владимира Путина во главе
России. Нельзя сказать, что эта
долгая лента вызвала полное ра
зочарование. Нет. Интересен
и эмоционален был сам прези
дент. Запомнилась драматиче
ская хроника его пребывания в
Дагестане, когда он, сказав тост,
поставил стакан: «Мы обязатель
но с вами выпьем, но после». Ка
кой мощный жест! Стране и ар
мии был подан знак, что эпоха
похмельной безответственности
закончилась навсегда. А Путин
в Северодвинске перед детьми и
вдовами погибших моряков! Та
кого сострадания на лице чело
века, облечённого высшей, ещё
не привычной властью, мы не
видели прежде никогда! На те
леэкране перед нами прошли 15
лет, вместившие многое: и борь
бу с олигархами, и войну в Чеч
не, и экономические кризисы, и
боевые действия в Южной Осе
тии, и Олимпийские игры в Со
чи, и воссоединение с Крымом, и
санкции, и натиск объединённо
го Запада... Когда всё это в кон
центрированном виде идёт с
экрана, сравнение президента с
рабом на галерах не кажется шу
точным. Безусловно, интересны
были и ответы нынешнего уму
дрённого, даже угнетённого вла
стью Путина на жёсткие, умные
вопросы Владимира Соловьёва…
Но Путина в фильме ока
залось до обидного мало. Зато
много других достойных людей,
которые говорят в кадре больше
президента, не сказав практиче
ски ничего. Что прибавили к на
шему знанию Алексей Миллер,
Герман Греф, Олег Дерипаска
и Владимир Потанин? Ничего.
Так рассуждают о погоде, пое
дая устриц. Конечно, о началь
нике говорить нелегко: и перель
стить нельзя и недольстить тоже.
А телеэкран – тот же детектор
лжи: неискренность сразу вид
на, как некачественный силикон
у топмодели. Когда в кадр во
шёл Алексей Кудрин, появилась
надежда на конфликт, необходи
мый всякому фильму, даже вер
ноподданному. Ведь этот чело
век, сознательно покинул ряды
соратников президента. И что?
Ничего нового. Кудрин только
хмуростью финансового песси
миста отличался от остальных,
добавив свою ложку незамутнён
ной жидкости в бочку дистил
лированной воды. К бывшему
руководителю ФСБ Николаю
Патрушеву вообще никаких во
просов нет. Люди его профессии
появляются в кадре для того,
чтобы хранить государственные
секреты. А вот пресссекретарь
президента Дмитрий Песков мог
бы и пооткровенничать слегка,
гуманитарий всётаки, ну, хотя
бы про крепкое рукопожатие,
как его предшественник, расска
зать. Но нет, и его слова были
полны конспиративной тоски.
Ещё одно разочарование – ре
дактор журнала «Русский пионер»
Андрей Колесников. Когда ре
портёр, известный своей ядовитой
иронией, на глазах превращается
в комплиментарного мемуариста,
испытываешь сострадание, заодно
прикидывая в уме цену преобра
жения. Новая надежда забрезжила
при виде видного писателя Захара
Прилепина. Тут ситуация обрат
ная кудринской: бывший «лимо
ноболотник» встал под прези
дентский штандарт. Однако, как
и положено литератору, говорил
он больше о себе, демонстри
руя полную автономию сознания
и речевого потока. Почему его
классовая неприязнь к Кремлю
сменилась бурной лояльностью,
спонтанно или согласно проекту,
мы так и не узнали…
А вот Нурсултан Назарбаев
рассказывал о собрате по власт
ной доле живо и душевно. Ви
димо, президенту о президенте
говорить проще, иерархический
пиетет не душит. Да и с галеры,
плывущей рядом, чужие вёсла
виднее…
П. ХОХЛОВСКИЙ
заметила столетие великого композитора
Георгия Свиридова? Почему у нас литера
турой руководит Министерство связи, а
Роспечать стала синонимом «Рогов и ко
пыт»? Почему суперказнокрады получа
ют условные сроки? Почему на казённые
деньги изготавливаются книги, фильмы,
спектакли, насыщенные враждебным
нездоровьем, не говоря о художествен
ной их беспомощности? Почему из пусто
порожнего Егора Гайдара задним числом
лепят нового Адама Смита? Почему гла
вам госкорпораций разрешено скрывать
личные доходы? Почему столица утопает
в англоязычных вывесках? Взгляните на
фасад ухудшенной копии былой гости
ницы «Москва»! Мелочь? Как сказать…
Именно из таких мелочей складывается
самочувствие страны. Да, каждую из этих
несуразиц можно объяснить дурью чинов
ников, ведомственным эгоизмом, сгово
ром элитных тусовок, корыстью, короче
говоря, междусобойчиками, которые не
заметно сливаются в тотальный междусо
бойчик, разрушающий веру в разумность
и справедливость власти. Советский Со
юз был сверхдержавой, обладал могу
чей армией, его материальные богатства
разворовывают до сих пор. Но он рухнул,
так как в его целесообразность уже не
верили. А ведь тоже начиналось с меж
дусобойчиков, которые власть не могла
объяснить народу. Конечно, возвраще
ние Крыма – великое историческое со
бытие, но зачем так мелко, зато упорно
и направленно ломать веру в разумность
нынешнего жизнеустройства? Как бы не
пришлось потом прятать георгиевские
ленточки в карманах. Не верите? Погля
дите на Украину!
Продолжение темы на стр. 4, 5, 6, 7, 8, 11
О войне написано много. Но эта книга осо
бенная. Взрослые вспоминают о войне как бы
абстрагируясь, хотя бы частично преодолев пе
режитый кошмар, дети же рассказывают всю
правду непосредственно, так, как оно было на
самом деле. И это гораздо страшнее. В книге
собраны истории детей, видевших войну сво
ими глазами, переживших голод и холод в ран
нем детстве, переживших смерть своих мало
летних братьев и сестёр, своих матерей и отцов.
Вот они, маленькие свидетельства большого
горя: «Саша постоянно плакал, просил поесть,
но еды не было. Я молчала, понимала, что про
сить бесполезно, только смотрела на часы, жда
ла, когда мама придёт и хоть чтонибудь сва
рит... <...> Крапива не успевала вырастать, её
съедали на корню». «Однажды, когда мы шли по
Свердловской, где стоял транспорт, занесённый
снегом, там лежали трупы лицом вниз, а очень
большой человек лежал на спине около ограды из
львов. Проходя мимо, я посмотрела на лицо: у
него были вырезаны щёки...». «Везли нас в товар
ных вагонах вместе со скотом. В дороге почти не
кормили. Прилечь было невозможно, можно было
только сидеть. Возили долго и всюду, так как
нас никто не принимал. В конце концов привез
ли в Литву. Немцы высадили нас в лесу и уеха
ли. Местные жители подбирали нас как своих
будущих работников. Всех детей, оставшихся
без родителей, немцы отбирали в специальный
лагерь. В таких лагерях над детьми проводились
чудовищные медицинские эксперименты... Мне
повезло – моя хозяйкалитовка меня выкупила
у немцев за бутылку водки и кусок сала». «По
сле бомбёжек немцы оставили тяжёлый след.
Взрывчатку прятали в мыле, и не только в нём.
Дети находили разные предметы, начинённые
взрывчаткой».
В книге рассказано не только о детях,
бывших в тылу и эвакуации, но и о детях,
прошедших через концлагеря, воевавших в
партизанских отрядах. Все эти дети – герои.
Хотя бы потому, что просто сумели выжить в
аду Великой Отечественной войны.
СОБЫТИЕ
Всем музеям музей
В
Русском музее в эти дни многолюдно. По
сетители имеют редкую возможность побы
вать здесь в то время, когда он празднует
120летие! Первый в нашей стране Государствен
ный музей русского изобразительного искусства
был основан в 1895 году по указу императора
Николая II. Сегодня это уникальное хранилище
художественных ценностей, известный реставра
ционный центр, авторитетный научноисследова
тельский институт, один из крупнейших центров
культурнопросветительской работы, научноме
тодический центр, курирующий работу 260 худо
жественных музеев страны.
Как и всегда, посетители внимательно всма
триваются в работу Ильи Репина «Торжественное
заседание Государственного совета 7 мая 1901
года». А в других залах – торжественный приём
перед открытием выставки «Идёт война народ
ная», приуроченной к 70летию Великой Победы.
Юбилей юбилеем, а музей работает по распи
санию.
АМ
РИА «Новости»
Стр.1