www.lgz.ru
№ 17 (6460)
30 апреля – 6 мая 2014 г.
Выходит по средам
В НОМЕРЕ
Газета основана в 1830 году
при участии А. С. ПУШКИНА
Издание возобновлено в 1929 году
при поддержке М. ГОРЬКОГО
90 лет со дня рождения выдающегося русского писателя
ЗРя чИЙ ПОСОХ АСТАФЬЕВА
C наступающим
праздником!
Рука свободного
рынка
Всех нас долго уверяли,
что «невидимая рука
рынка» сама всё
поправит в экономике и
страна заживёт в полную
силу. Однако рынок не
смог решить многих
социально-экономических
проблем, не обеспечил
технологического
прорыва. Многие в нём
разуверились. Почему?
И что делать? Наш
собеседник – академик
Олег Богомолов.
СТР. 3
МХАТ им. Горького
едет в Китай
В первый день мая
артисты Московского
Художественного
академического
театра им. Горького
отправляются в
гастрольную поездку в
КНР. О предстоящем турне
рассказывает народный
артист России Валентин
Клементьев.
СТР. 8
Трагедия
в прайм-тайм
Почти одновременно
в России и на Украине
показали фильм
«Мотыльки», который
выбивается из общего
ряда сериальной
продукции не только
своими художественными
достоинствами.
СТР. 10
Ювенальный
терроризм
Десятиклассник,
взявший в начале
февраля в заложники
школьников и убивший
двух человек, после
судебно-медицинской
экспертизы признан
невменяемым. Никто,
выходит, не виноват: ни
сам Сергей, ни его отец,
учивший сына обращаться
с оружием, ни школа, не
замечающая проблем
подростка, ни общество
в целом, забывшее, что
дети нуждаются в особой
заботе. Вопрос исчерпан?
СТР. 13
На прошлой неделе наш сайт www.lgz.ru
посетили 31 004 человека. Заходите!
Зарницы. Зарницы. Зарницы.
Земля слушает их. Хлеба слушают
их. И то, что нам кажется немотою,
для них, может быть, самая
сладкая музыка, великий гимн о
немыслимо огромном походе хлебов
к человеку – от единого колоска,
воспрянувшего на груди ещё
молодой матери-земли, зажавшей
внутри огонь, – к этому возделанному
человеческими руками полю.
Музыка есть в каждой минуте жизни,
и у всего живого есть свои сокровенные
тайны, и они принадлежат
только той жизни, которой определены
природой. И потому, может
быть, в те часы, когда по небу ходят
сполохи, перестают охотиться звери
друг за другом, лосиха и лосёнок
замирают с недожёванным листом
на губах, замолкают птицы, а человек
крещёный осеняет себя, землю,
небо трепетным троеперстьем,
и некрещёный тоже благоговейно,
как я сейчас, останавливается сеЛИТХОЗАКТИВ
Очередной
внеочередной
М
еждународное сообщество писательских
союзов (МСПС) провело внеочередной
съезд, на котором был
избран новый состав Исполкома. Почему
– внеочередной? И почему судорожная
спешка сопровождает деятельность
этой организации с тех пор, как её необъяснимо
возглавил поэт-хозяйственник
Переверзин? Причина очевидна.
Минюст отказал в регистрации таинственному
Международному союзу писателей,
учредительный съезд которого с помпой
прошёл в прошлом году. О том, как Переверзин
хотел воздвигнуть на месте МСПС
структуру, где юридические лица – писательские
организации – должны были
смениться физическими, «ЛГ» писала
(№ 39, 2013).
Комиссия Минюста, тщательно работавшая
на Поварской, потребовала привести
устав МСПС в соответствие с законом.
И, как ни претит Переверзину независимая
позиция многих членов Исполкома, их присутствия
в международной организации
полностью избежать невозможно. Руководители
союзов писателей со всего постсоветского
пространства и необозримых
просторов России в очередной раз съехались
на внеочередное мероприятие.
Какие откровения ожидали их в Доме
Ростовых? Может быть, принципиальный
разговор о судьбе организации, путях
её развития? Может быть, обсуждение
давно назревшей темы о многократно
скомпрометировавшем писательский цех
руководстве МСПС? Ничуть не бывало!
Всё свелось к административной косметике.
Переверзин, как жена Цезаря,
вновь оказался вне подозрений и сохранил
кресло. Только вот количество членов
Исполкома по сравнению с предыдущим
съездом сократилось до 25 человек,
причём сделано это было без предварительного
обсуждения. Не дали делегатам
и хоть глазком глянуть в обновлённый
устав МСПС. Без представительства
остались крупнейшие писательские организации.
Казахстан, вероятно, «наказали»
за нелицеприятное письмо Н. Оразалина
членам Исполкома, опубликованное
в «ЛГ» (№ 11, 2014). Другие государства
и республики за непокорство наслаждались
истерическим спичем Переверзина,
поносившего своих недругов, число которых
растёт в геометрической – и гомерической
– прогрессии.
По обыкновению, ведомство на Поварской
обошлось и без приглашения журналистов.
Поэтому мы попросили прокомментировать
событие виднейших
национальных писателей.
Нурлан ОРАЗАЛИН,
депутат Сената Парламента
Республики Казахстан, председатель
правления Союза писателей Казахстана:
– Удивлён, что мне даже не принесли
извинений за то, что я не был
приглашён на заседание Президиума
МСПС, членом которого являюсь.
Но уже не удивился, когда узнал, что
делегацию Казахстана не пригласили
на очередной съезд этой организации.
Казахстан оказался не представлен и в
новом составе Исполкома. Возникает
вопрос: нужны ли вообще казахские
писатели Международному сообществу?
Нас не познакомили даже с текстом
нового устава, который принят
съездом. В этих условиях мы предполагаем
на заседании Секретариата рассмотреть
вопрос, стоит ли нам оставаться
в МСПС.
Магомед АХМЕДОВ,
председатель правления Союза писателей
Республики Дагестан, народный поэт
Дагестана:
– Дело не в том, что лично я не
вошёл в Исполком МСПС. Печально,
что туда не вошёл ни один
представитель Северокавказского
федерального округа (а это Ставропольский
край, Дагестан, Чеченская
Республика, Кабардино-Балкария,
Ингушетия, Карачаево-Черкесия,
да и соседняя с нами Калмыкия), а
это несправедливо и недальновидно
и грозит писательскому сообществу
очередным расколом. Оставить
без представительства в руководстве
Чингиз АБДУЛЛАЕВ,
секретарь Союза писателей Азербайджана,
народный писатель Азербайджана:
–
Во время съезда господин Куняев
зачитал отрывки из письма В.И. Толстого
о неправильной работе МСПС
с национальными литературами. Я
попросил слова. И заявил, что нам
– представителям Кавказа – очень
сложно и неприятно каждый раз приезжать
в Москву и присутствовать на
очередных разборках российских писателей.
Я сказал, что, несмотря на все
мои расхождения с Куняевым, считаю
его, безусловно, выдающимся русским
писателем. Но точно так же я счиМСПС
Северный Кавказ – очень
важный федеральный округ России
– это, безусловно, большая ошибка.
таю выдающимся русским писателем
Юрия Полякова, которого нет в зале
и с которым необходимо найти общий
язык. Я предложил составить комиссию
в составе Н. Чергинца, И. Машбаша
и В. Бояринова для обсуждения
всех вопросов и примирения сторон.
В ответ на мои слова господин Переверзин
заявил, что если бы сегодня
Поляков был в зале, он бы, несомненно,
был избран в состав Исполкома. А
господин Куняев вспомнил, что был
другом нашего народного поэта Наби
Хазри и даже пообещал больше никогда
не выступать с нападками на вашу
газету и лично Полякова. Уверен, что
пора прекращать все эти ненужные
разборки друг с другом. Я не думаю,
что смог бы заменить мать Терезу со
своими призывами к примирению, но
кто-то должен поставить точку в этом
противостоянии, когда с обеих сторон
выступают известные представители
российской литературы.
Съезд Союза писателей Азербайджана
состоится в июне, когда мы будем
решать вопрос о наших отношениях
с МСПС.
КОММЕНТАРИЙ «ЛГ»:
Полностью согласны с уважаемым Ч. Абдуллаевым! Только не мы начали
эту войну. Не мы не пускали на конференцию МЛФ законных руководителей
– Г. Зайцева и Ф. Кузнецова. Не мы поливали неугодные издания
потоками клеветы (за что г-ну Переверзину уже пришлось держать ответ
перед судом). Не мы распродавали писательское имущество и заключали
сомнительные сделки. Мы только старались объективно освещать всё это
на страницах газеты.
редь поля, охваченный тревожным
и сладостным волнением.
Сколько же стою я среди хлебов?
Час, два, вечность? Недвижно всё и
смиренно вокруг меня. Ночь без конца
и края, такая же ночь, какая властвовала
в ту пору, когда ни меня, ни
этих колосьев, никого ещё не было
на Земле, да и сама Земля клокотала
в огне, содрогалась от громов, усмиряя
себя во имя будущей жизни.
И, быть может, не зарницы эти,
а неостывшие голоса тех времён,
пластая в клочья темноту, рвутся к
нам? Может быть, пробиваются они
сквозь толщу веков с молчаливым
уже, но всё ещё ярким приветом,
только с виду грозным, а на самом
деле животворным, потому что из
когда-то дикого пламени в муках и
корчах родилось всё: былинка малая
и дерево, звери и птицы, цветы
и люди, рыбы и мошки.
И не оттого ли в летние ночи,
когда издалека сигналят о чём-то
зарницы, утерявшие громы в миллионолетней
дороге, а хлеба наполняются
твёрдостью и могуществом
и свято притихшая земля лежит в
ярком осиянии, в сердце нашем
пробуждается тоска о ещё неведомом?
Какие-то смутные воспоминания
тревожат тогда человека. И
небо в эти минуты словно бы становится
вестником нашего перворождения,
доносит отголоски тех
бурь, из которых возникли мы.
Я склоняюсь к древнему полю,
вдыхающему пламя безмолвных
зарниц. Мне чудится, что я слышу,
как шепчутся с землёю колосья. И,
кажется, я даже слышу, как зреют
они. А небо, тревожась и мучаясь,
бредит миром и хлебом.
Ти-хо! Зарницы. Зарницы. Зарницы.
Виктор
АСТАФЬЕВ.
Из «Затесей»
Продолжение темы на стр. 4
КНИГА НЕДЕЛИ
n Виктор Астафьев.
Царь-рыба. –
СПб.: Вита Нова,
2013. – 624 с.: ил. –
1100 экз.
Повествование в рассказах «Царь-рыба» –
одно из наиболее значительных произведений
В.П. Астафьева. В центре повествования – люди
сложной судьбы, живущие в борьбе с суровой
природой, гибельное разрушение природы
человеком и ответное разрушение самой человеческой
личности.
Главного героя, Игнатьича, уважают односельчане
за то, что он всегда рад помочь советом
и делом, за сноровку в ловле рыбы, за ум и
сметливость. Это самый зажиточный человек
в селе, всё делает «ладно» и разумно. Нередко
он помогает людям, но в его поступках нет искренности.
Не складываются у героя новеллы
добрые отношения и со своим братом.
В селе Игнатьич известен как самый удачливый
и умелый рыбак. Чувствуется, что он в
избытке обладает рыбацким чутьём, опытом
предков и собственным, обретённым за долгие
годы. Свои навыки Игнатьич часто использует
во вред природе и людям, так как занимается
браконьерством. Истребляя рыбу без счёта,
нанося природным богатствам реки непоправимый
урон, он сознаёт незаконность и неблаговидность
своих поступков, боится «сраму»,
который может его постигнуть, если браконьера
в темноте подкараулит лодка рыбнадзора.
Заставляли Игнатьича ловить рыбы больше,
чем ему было нужно, жадность, жажда наживы
любой ценой. Это и сыграло для него роковую
роль при встрече с Царь-рыбой.
В 1978 г. «Царь-рыба» была удостоена Государственной
премии в области литературы и
искусства. В представляемом издании публикуется
последняя прижизненная версия книги
без цензурных изъятий. Иллюстрации созданы
петербургским художником Олегом Михайловым
по заказу издательства «Вита Нова».
Художественная интерпретация астафьевского
текста оказалась столь убедительной в том
числе потому, что иллюстратор отразил в своих
работах впечатления от поездок в Сибирь, на
родину Астафьева.
ЧТОБЫ ПОМНИЛИ
Скульптурная композиция,
посвящённая крымско-татарскому
поэту, прозаику
и переводчику Сейтумеру
Эмину, установлена в его
родном посёлке Куйбышево
Бахчисарайского района. Она
создана на пожертвования
жителей района. Земляки приняли
решение увековечить
память Сейтумера Эмина как
защитника Отечества, освобождавшего
Крым в годы
Великой Отечественной войны,
и как человека, внёсшего весомый
вклад в укрепление дружбы
между народами Крыма.
Павел КРИВЦОВ
Стр.1