Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634699)
Контекстум
.

История и философия науки: методические указания (110,00 руб.)

0   0
Первый авторФилатов Тимур Валентинович
ИздательствоРИЦ СГСХА
Страниц31
ID349954
АннотацияМетодические указания содержат теоретический материал, вопросы для подготовки к семинарским занятиям по дисциплине «История и философия науки», а также вопросы к кандидатскому экзамену по дисциплине.
Кому рекомендованоУчебное издание предназначено для аспирантов, обучающихся по направлениям подготовки Биологические науки; Промышленная экология и биотехнологии; Сельскохозяйственные науки; Технологии, средства механизации и энергетическое оборудование в сельском, лесном и рыбном хозяйстве; Ветеринария и зоотехния; Экономика (уровень подготовки кадров высшей квалификации).
Филатов, Т. В. История и философия науки: методические указания / Т. В. Филатов .— Самара : РИЦ СГСХА, 2014 .— 31 с. — URL: https://rucont.ru/efd/349954 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Самарская государственная сельскохозяйственная академия» Т. В. Филатов История и философия науки Методические указания Кинель РИЦ СГСХА 2014 1 УДК 001 ББК 87 Ф-51 Филатов, Т. <...> Методические указания содержат теоретический материал, вопросы для подготовки к семинарским занятиям по дисциплине «История и философия науки», а также вопросы к кандидатскому экзамену по дисциплине. <...> Наука как предмет философии науки Теоретический материал. <...> Современная философия науки как изучение общих закономерностей научного познания в его историческом развитии и изменяющемся социокультурном контексте. <...> 5) В чем специфика науки как познавательной деятельности? <...> 6) В чем специфика науки как социального института? <...> 7) В чем специфика науки как особой сферы культуры? <...> Историческое изменение представлений о науке Теоретический материал. <...> Расширение поля философ4 ской проблематики в постпозитивистской философии науки. <...> Традиционалистский и техногенный типы цивилизационного развития и их базисные ценности. <...> Понятия для усвоения: техногенная цивилизация, традиционная цивилизация, религия, наука, магия, искусство, философия, обыденное познание, образование, мировоззрение, производительные силы, социальные силы. <...> Контрольные вопросы 1) Каковы основные ценности традиционалистского типа цивилизации? <...> Культура античного полиса и становление первых форм теоретической науки. <...> Формирование идеалов математизированного и опытного знания: оксфордская школа. <...> Понятия для усвоения: лженаука, паранаука, преднаука, университет, алхимия, астрология, теория света, экспериментальный метод, техническая наука, гуманитарная наука, эмпатия. <...> 3) Как повлияла культура античного полиса на становление первых форм теоретической науки? <...> 4) Что Вы знаете об античной логике и математике? <...> 11) В чем <...>
История_и_философия_науки_методические_указания.pdf
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Самарская государственная сельскохозяйственная академия» Т. В. Филатов История и философия науки Методические указания Кинель РИЦ СГСХА 2014 1
Стр.1
УДК 001 ББК 87 Ф-51 Филатов, Т. В. Ф-51 История и философия науки : методические указания / Т. В. Филатов. – Кинель : РИЦ СГСХА, 2014. – 31 с. Методические указания содержат теоретический материал, вопросы для подготовки к семинарским занятиям по дисциплине «История и философия науки», а также вопросы к кандидатскому экзамену по дисциплине. Учебное издание предназначено для аспирантов, обучающихся по направлениям подготовки 06.06.01 Биологические науки; 19.06.01 Промышленная экология и биотехнологии; 35.06.01 Сельскохозяйственные науки; 35.06.04 Технологии, средства механизации и энергетическое оборудование в сельском, лесном и рыбном хозяйстве; 36.06.01 Ветеринария и зоотехния; 38.06.01 Экономика (уровень подготовки кадров высшей квалификации). © ФГБОУ ВПО Самарская ГСХА, 2014 © Филатов Т. В., 2014 2
Стр.2
Предисловие Методические указания по дисциплине «История и философия науки» на формирование у аспирантов системы компетенций для решения профессиональных задач адекватного понимания природы науки, специфики ее исторической эволюции, смысла и концептуального своеобразия научной деятельности. Обучаемые также должны уяснить себе место науки в современном обществе, ее социальный и ценностный статус. В методических указаниях представлены вопросы к семинарским занятиям, рассмотрение которых направлено на формирование следующих профессиональных компетенций (в соответствии с ФГОС ВПО и требованиями к результатам освоения ОПОП): - способность к критическому анализу и оценке современных научных достижений, генерированию новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях; - способность проектировать и осуществлять комплексные исследования, в том числе междисциплинарные, на основе целостного системного научного мировоззрения с использованием знаний в области истории и философии науки. Методика изучения курса «История и философия науки» предусматривает усвоение теоретических аспектов в форме лекционных занятий и углубление теоретических знаний на семинарских занятиях, а также самостоятельную работу аспирантов по изучению отдельных тем. Условием успешного освоения данной дисциплины является посещение лекционных занятий, регулярная работа аспирантов на семинарских занятиях, выполнение индивидуальных заданий по разделам дисциплины, подготовка и защита реферата по истории той отрасли науки, в которой специализируется аспирант. 3
Стр.3
Занятие 1. Наука как предмет философии науки Теоретический материал. Три аспекта бытия науки: наука как познавательная деятельность, как социальный институт, как особая сфера культуры. Определение науки. Основные признаки науки: позитивность, непротиворечивость, внутренняя связность. Сравнение науки и морали. Сравнение науки и философии. Сравнение науки и религии. Наука как познавательная деятельность. Наука как социальный институт. Наука как особая сфера культуры. Современная философия науки как изучение общих закономерностей научного познания в его историческом развитии и изменяющемся социокультурном контексте. Понятие философии науки. Основные исторически-деятельностные разновидности философии науки. Понятия для усвоения: наука, мораль, философия, философия науки. Контрольные вопросы 1) Каковы основные признаки науки? 2) В чем причины конфликта науки и морали? 3) Является ли философия наукой? 4) В чем причины исторического противостояния науки и религии? 5) В чем специфика науки как познавательной деятельности? 6) В чем специфика науки как социального института? 7) В чем специфика науки как особой сферы культуры? Занятие 2. Историческое изменение представлений о науке Теоретический материал. Эволюция подходов к анализу науки. Секст Эмпирик. Вильям Оккам. Рене Декарт. Френсис Бэкон. Позитивистская традиция в философии науки. Инструментализм Бриджмена. Логико-эпистемологический подход к исследованию науки. Кумулятивная модель процесса научного познания. Гипотетико-дедуктивная модель процесса научного познания. Классический верификационизм. Расширение поля философ4
Стр.4
ской проблематики в постпозитивистской философии науки. Переоценка значения эмпирических свидетельств. Механистический характер процесса познания. Игнорирование общетеоретического и общекультурного контекстов. Концепция К. Поппера. Проблема психоанализа. Фальсификация как критерий демаркации. Схема процесса научного познания по Попперу. Эволюция марксизма от науки к утопии. Фаллибилизм. Концепция И. Лакатоса. История науки и ее рациональные реконструкции. Методология исследовательских программ. Специфика конкурирования исследовательских программ. Концепция Т. Куна. Парадигма. Феномен нормальной науки. Случайные открытия. Рост числа аномалий. Научная революция. Гештальтпереключение. Утверждение новой парадигмы. Концепция П. Фейерабенда. Полиферация. Методологическое принуждение. Борьба плюрализма и монизма. Перманентная революция в науке. Концепция М. Полани. Неявное знание. Методология подражания. Социологический и культурологический подходы к исследованию развития науки. Наукометрия. Метод «цитат-индекс». Метод «контент-анализ». Тезаурусный и сленговый методы. Проблема интернализма и экстернализма в понимании механизмов научной деятельности. Понятия для усвоения: кумулятивизм, критерий демаркации, верификационизм, фальсификационизм, фаллибилизм, конвенционизм. Контрольные вопросы 1) В чем специфика критики науки Секстом Эмпириком? 2) В чем методологический смысл принципа простоты Вильяма Оккама? 3) Сравните методы Рене Декарта и Френсиса Бэкона. 4) Сравните кумулятивную и гипотетико-дедуктивную модели процесса научного познания. 5) Сформулируйте основные положения классического верификационизма. 6) Сформулируйте основные положения концепции К. Поппера. 7) Сформулируйте основные положения концепции И. Лакатоса. 8) Сформулируйте основные положения концепции Т. Куна. 9) Сформулируйте основные положения концепции П. Фейерабенда. 10) Сформулируйте основные положения концепции М. Полани. 11) Дайте характеристику основным наукометрическим методам. 5
Стр.5

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.