Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634942)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Методология научного исследования: методические рекомендации (110,00 руб.)

0   0
Первый авторРоманов Дмитрий Владимирович
ИздательствоРИЦ СГСХА
Страниц33
ID349948
АннотацияМетодические рекомендации по дисциплине «Методология научного исследования» содержат дидактическое сопровождение, позволяющее аспирантам, изучающим данный курс готовиться к практическим занятиям, а также к итоговой аттестации.
Кому рекомендованоУчебное издание предназначено для аспирантов, обучающихся по всем направлениям подготовки, а также для широкого круга лиц, проявляющих интерес к проблематике научного исследования (уровень подготовки кадров высшей квалификации).
Романов, Д. В. Методология научного исследования: методические рекомендации / Д. В. Романов .— Самара : РИЦ СГСХА, 2014 .— 33 с. — URL: https://rucont.ru/efd/349948 (дата обращения: 02.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Самарская государственная сельскохозяйственная академия» Д. В. Романов Методология научного исследования Методические рекомендации Кинель РИЦ СГСХА 2014 1 УДК 378 ББК 74.58 Р-69 Романов, Д. <...> Методические рекомендации по дисциплине «Методология научного исследования» содержат дидактическое сопровождение, позволяющее аспирантам, изучающим данный курс готовиться к практическим занятиям, а также к итоговой аттестации. <...> Учебное издание предназначено для аспирантов, обучающихся по всем направлениям подготовки, а также для широкого круга лиц, проявляющих интерес к проблематике научного исследования (уровень подготовки кадров высшей квалификации). <...> © Романов Д. В., 2014 © ФГБОУ ВПО Самарская ГСХА, 2014 2 Предисловие Курс «Методология и методы научного исследования» предназначен для аспирантов, обучающихся по всем научным специальностям и направлениям в аспирантуре ФГБОУ ВПО Самарской ГСХА. <...> Целью курса является формирование у аспирантов системы знаний, умений и навыков в области организации и проведения научного исследования, которые позволят сформировать компетенции, определяемые стандартами подготовки аспирантуры. <...> Вооружение аспирантов знаниями основ методологии, методов и основополагающих понятий научного исследования. <...> В результате освоения данного курса, аспирант должен: - знать структуру и содержание понятийно-категориального научного аппарата и методы проведения научного исследования; - уметь наблюдать и анализировать изучаемые явления, изучать и обобщать научный опыт, определять актуальную проблему исследования, ее цели и задачи, формулировать гипотезу; - владеть первичными навыками проведения научного эксперимента, интерпретирования результатов проведенного исследования, обобщения исследовательских материалов. <...> Методологические <...>
Методология_научного_исследования_методические_рекомендации.pdf
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Самарская государственная сельскохозяйственная академия» Д. В. Романов Методология научного исследования Методические рекомендации Кинель РИЦ СГСХА 2014 1
Стр.1
УДК 378 ББК 74.58 Р-69 Романов, Д. В. Р-69 Методология научного исследования : методические рекомендации / Д. В. Романов. – Кинель : РИЦ СГСХА, 2014. – 32 с. Методические рекомендации по дисциплине «Методология научного исследования» содержат дидактическое сопровождение, позволяющее аспирантам, изучающим данный курс готовиться к практическим занятиям, а также к итоговой аттестации. Учебное издание предназначено для аспирантов, обучающихся по всем направлениям подготовки, а также для широкого круга лиц, проявляющих интерес к проблематике научного исследования (уровень подготовки кадров высшей квалификации). © Романов Д. В., 2014 © ФГБОУ ВПО Самарская ГСХА, 2014 2
Стр.2
Предисловие Курс «Методология и методы научного исследования» предназначен для аспирантов, обучающихся по всем научным специальностям и направлениям в аспирантуре ФГБОУ ВПО Самарской ГСХА. Целью курса является формирование у аспирантов системы знаний, умений и навыков в области организации и проведения научного исследования, которые позволят сформировать компетенции, определяемые стандартами подготовки аспирантуры. Задачами курса является: 1. Вооружение аспирантов знаниями основ методологии, методов и основополагающих понятий научного исследования. 2. Формирование практических навыков и умений применения научных методов в ходе исследования, а также разработки программы исследования и методики его проведения. 3. Ознакомление с этическими нормами и правилами осуществления научного исследования. В результате освоения данного курса, аспирант должен: - знать структуру и содержание понятийно-категориального научного аппарата и методы проведения научного исследования; - уметь наблюдать и анализировать изучаемые явления, изучать и обобщать научный опыт, определять актуальную проблему исследования, ее цели и задачи, формулировать гипотезу; - владеть первичными навыками проведения научного эксперимента, интерпретирования результатов проведенного исследования, обобщения исследовательских материалов. 3
Стр.3
1. Содержание курса «Методология научного исследования» Раздел 1. Научные основы исследовательской деятельности Тема 1. Методологические основы научного исследования Понятие о методологии науки. Методология – учение о методах, принципах и способах научного познания. Диалектика как общая методология научного познания. Общие методологические принципы научного исследования: единство теории и практики; творческий, конкретно-исторический подход к исследуемой проблеме; принципы объективности, всесторонности и комплексности исследования; единство исторического и логического; системный подход к проведению исследования. Методологические требования к проведению научного исследования. Методологические требования к результатам исследования: объективность, достоверность, надежность, доказательность и др. Тема 2. Понятийный аппарат научного исследования, его содержание и характеристика Научное исследование как особая форма познавательной деятельности в области педагогики. Компоненты научного аппарата исследования: проблема, тема, актуальность, объект исследования, его предмет, цель, задачи, гипотеза, защищаемые положения, научная новизна, теоретическая и практическая значимость для науки и практики. Тема 3. Методика проведения научного исследования Замысел, структура и логика проведения исследования, вариативность его построения. Комплексность исследования. Содержание и характеристика основных этапов исследования, их взаимосвязь и субординация. Разработка методики проведения исследования. Критерии оценки полученных данных, их качественный и математический анализ. Основные способы обработки исследовательских данных. Особенности обработки данных, полученных различными методами. Обработка и интерпретация полученных результатов конкретного эмпирического исследования. Научные выводы. Формулирование практических рекомендаций. Использование результатов 4
Стр.4
исследования в практике. Оформление результатов научного труда. Основные требования к содержанию, логике и методике изложения исследовательского материала. Характеристика основных видов представления результатов исследования: диссертация, научный отчет, монография, автореферат, учебное пособие, статья, рецензия, методические рекомендации, тезисы научных докладов, депонированная разработка и др. Раздел 2. Формы и методы научных исследований Тема 4. Методы научного познания Метод научного познания: сущность, содержание, основные характеристики. Классификация методов научного познания: философские, общенаучные подходы и методы, частнонаучные, дисциплинарные и методы междисциплинарного исследования. Классификация методов научных исследований: эмпирические, теоретические, сравнительно-исторические, методы математической и статистической обработки и интерпретации результатов научной работы. Исследовательские возможности различных методов. Общенаучные логические методы и приемы познания (анализ, синтез, абстрагирование, идеализация, обобщение, индукция, дедукция, аналогия, моделирование и др.). Тема 5. Эмпирические методы научного исследования Взаимосвязь предмета и метода исследования. Общая характеристика эмпирических методов научного исследования. Метод изучения научной и методической литературы, архивных материалов. Этапы и приемы работы с книгой. Библиографический поиск. Методика обработки полученной информации и виды ее представления (выписка, цитаты, таблицы, диаграммы, графики). Характеристика понятий: картотека, каталог, библиография. Наблюдение как метод сбора научной информации. Сущность исследовательского наблюдения. Виды наблюдений: целенаправленное и случайное; сплошное и выборочное; непосредственное и опосредованное; длительное и кратковременное; открытое и скрытое; констатирующее и оценивающее; сплошное и выбороч5
Стр.5