Министерство сельского хозяйства
Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Самарская государственная
сельскохозяйственная академия»
Д. В. Романов
Методология
научного исследования
Методические рекомендации
Кинель
РИЦ СГСХА
2014
1
Стр.1
УДК 378
ББК 74.58
Р-69
Романов, Д. В.
Р-69 Методология научного исследования : методические рекомендации
/ Д. В. Романов. – Кинель : РИЦ СГСХА, 2014. –
32 с.
Методические рекомендации по дисциплине «Методология
научного исследования» содержат дидактическое сопровождение,
позволяющее аспирантам, изучающим данный курс готовиться к
практическим занятиям, а также к итоговой аттестации. Учебное
издание предназначено для аспирантов, обучающихся по всем
направлениям подготовки, а также для широкого круга лиц, проявляющих
интерес к проблематике научного исследования (уровень
подготовки кадров высшей квалификации).
© Романов Д. В., 2014
© ФГБОУ ВПО Самарская ГСХА, 2014
2
Стр.2
Предисловие
Курс «Методология и методы научного исследования» предназначен
для аспирантов, обучающихся по всем научным специальностям
и направлениям в аспирантуре ФГБОУ ВПО Самарской
ГСХА.
Целью курса является формирование у аспирантов системы
знаний, умений и навыков в области организации и проведения
научного исследования, которые позволят сформировать компетенции,
определяемые стандартами подготовки аспирантуры.
Задачами курса является:
1. Вооружение аспирантов знаниями основ методологии, методов
и основополагающих понятий научного исследования.
2. Формирование практических навыков и умений применения
научных методов в ходе исследования, а также разработки программы
исследования и методики его проведения.
3. Ознакомление с этическими нормами и правилами осуществления
научного исследования.
В результате освоения данного курса, аспирант должен:
- знать структуру и содержание понятийно-категориального
научного аппарата и методы проведения научного исследования;
- уметь наблюдать и анализировать изучаемые явления,
изучать и обобщать научный опыт, определять актуальную
проблему исследования, ее цели и задачи, формулировать
гипотезу;
- владеть первичными навыками проведения научного
эксперимента, интерпретирования результатов проведенного
исследования, обобщения исследовательских материалов.
3
Стр.3
1. Содержание курса
«Методология научного исследования»
Раздел 1. Научные основы исследовательской деятельности
Тема 1. Методологические основы научного исследования
Понятие о методологии науки. Методология – учение о методах,
принципах и способах научного познания. Диалектика как
общая методология научного познания. Общие методологические
принципы научного исследования: единство теории и практики;
творческий, конкретно-исторический подход к исследуемой проблеме;
принципы объективности, всесторонности и комплексности
исследования; единство исторического и логического; системный
подход к проведению исследования. Методологические требования
к проведению научного исследования. Методологические требования
к результатам исследования: объективность, достоверность,
надежность, доказательность и др.
Тема 2. Понятийный аппарат научного исследования,
его содержание и характеристика
Научное исследование как особая форма познавательной деятельности
в области педагогики. Компоненты научного аппарата
исследования: проблема, тема, актуальность, объект исследования,
его предмет, цель, задачи, гипотеза, защищаемые положения,
научная новизна, теоретическая и практическая значимость для
науки и практики.
Тема 3. Методика проведения научного исследования
Замысел, структура и логика проведения исследования, вариативность
его построения. Комплексность исследования. Содержание
и характеристика основных этапов исследования, их взаимосвязь
и субординация.
Разработка методики проведения исследования. Критерии
оценки полученных данных, их качественный и математический
анализ.
Основные способы обработки исследовательских данных.
Особенности обработки данных, полученных различными методами.
Обработка и интерпретация полученных результатов конкретного
эмпирического исследования. Научные выводы. Формулирование
практических рекомендаций. Использование результатов
4
Стр.4
исследования в практике.
Оформление результатов научного труда. Основные требования
к содержанию, логике и методике изложения исследовательского
материала. Характеристика основных видов представления
результатов исследования: диссертация, научный отчет, монография,
автореферат, учебное пособие, статья, рецензия, методические
рекомендации, тезисы научных докладов, депонированная
разработка и др.
Раздел 2. Формы и методы научных исследований
Тема 4. Методы научного познания
Метод научного познания: сущность, содержание, основные
характеристики.
Классификация методов научного познания: философские,
общенаучные подходы и методы, частнонаучные, дисциплинарные
и методы междисциплинарного исследования. Классификация методов
научных исследований: эмпирические, теоретические, сравнительно-исторические,
методы математической и статистической
обработки и интерпретации результатов научной работы. Исследовательские
возможности различных методов.
Общенаучные логические методы и приемы познания (анализ,
синтез, абстрагирование, идеализация, обобщение, индукция,
дедукция, аналогия, моделирование и др.).
Тема 5. Эмпирические методы научного исследования
Взаимосвязь предмета и метода исследования. Общая характеристика
эмпирических методов научного исследования.
Метод изучения научной и методической литературы, архивных
материалов. Этапы и приемы работы с книгой. Библиографический
поиск. Методика обработки полученной информации и виды
ее представления (выписка, цитаты, таблицы, диаграммы, графики).
Характеристика понятий: картотека, каталог, библиография.
Наблюдение
как метод сбора научной информации. Сущность
исследовательского наблюдения. Виды наблюдений: целенаправленное
и случайное; сплошное и выборочное; непосредственное
и опосредованное; длительное и кратковременное; открытое и
скрытое; констатирующее и оценивающее; сплошное и выбороч5
Стр.5