Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 471231)
Консорциум Контекстум Информационная технология сбора цифрового контента

Этическое воспитание младших школьников: Учебно-методическое пособие.

0   0
Первый авторЛопаткина А. К.
Страниц52
ID347
АннотацияРешается круг проблем, связанных с нахождением ребенка внутри семейного и школьного коллективов. Содержится разработка уроков по этике для учащихся первого класса. Тематические рахделы учебного курса охватывают широкий круг проблем. Подбор произведений обусловлен необходимостью вызывать определенный нравственный резонанс, который позволяет, не нарушая художественной условности, обратиться к реальностям жизни, раскрывающим духовный рост ребенка. При этом художественный материал не превращается в иллюстрацию абстрактных этических понятий, а играет роль организующего центра урока. Для учителей начальных классов.
ISBN--5-7779-0486-6
УДК37
ББК4421.355я7
Лопаткина, А.К. Этическое воспитание младших школьников: Учебно-методическое пособие. / А.К. Лопаткина .— 2004 .— 52 с. — ISBN --5-7779-0486-6

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Министерство образования и науки Российской Федерации Омский государственный университет УДК 37 ББК 4421.355я7 Л 771 Рекомендовано к изданию редакционно-издательским советом ОмГУ Научный редактор доктор филологических наук, профессор Н.А. Павлова Рецензент доктор педагогических наук, профессор Ю.П. Дубенский Л 771 Этическое воспитание младших школьников: Учебно-методическое пособие для учителей начальных классов / Сост. <...> ISBN 5-777-9-0486-6 ЭТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Работа направлена на реализацию основной задачи образовательной системы начальной школы – интеллектуальное и нравственное развитие учащихся. <...> Уроки этики для младших школьников – это прежде всего уроки самопознания, открытия себя, своего человеческого статуса. <...> Содержатся разработки уроков по этике для учащихся первого класса. <...> Тематические разделы учебного курса этики охватывают широкий круг проблем. <...> Подбор произведений обусловлен необходимостью вызывать определенный нравственный резонанс, который позволяет, не нарушая художественной условности, обратиться к реальностям жизни, раскрывающим духовный рост ребенка. <...> При этом художественный материал не превращается лишь в иллюстрацию абстрактных этических понятий, а играет роль организующего центра урока. <...> Один из путей нравственного образования и воспитания младших школьников – преподавание сквозного курса «Этика». <...> Организация специальной работы над разъяснением сущности моральных норм и нравственных отношений дает возможность формирования у младших школьников способности понимать нравственную необходимость, лично следовать тем или иным нормам морали, реалистически оценивать создавшуюся жизненную ситуацию, последствия поступка. <...> Моральные требования, являясь своеобразным регулятором поведения человека в семье и в общественных местах, в труде и в быту, в науке и в других сферах, находят свое выражение в обычаях <...>
Этическое_воспитание_младших_школьников_Учебно-методическое_пособие..pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации Омский государственный университет УДК 37 ББК 4421.355я7 Л 771 Рекомендовано к изданию редакционно-издательским советом ОмГУ Научный редактор доктор филологических наук, профессор Н.А. Павлова Рецензент доктор педагогических наук, профессор Ю.П. Дубенский Л 771 ЭТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Учебно-методическое пособие Этическое воспитание младших школьников: Учебно-методическое пособие для учителей начальных классов / Сост. А.К. Лопаткина. – Омск: Омск. гос. ун-т, 2004. – 103 с. ISBN 5-777-9-0486-6 Работа направлена на реализацию основной задачи образовательной системы начальной школы – интеллектуальное и нравственное развитие учащихся. Уроки этики для младших школьников – это прежде всего уроки самопознания, открытия себя, своего человеческого статуса. Решается круг проблем, связанных с нахождением ребенка внутри семейного и школьного коллективов. Содержатся разработки уроков по этике для учащихся первого класса. Принципиально значимым является способ воздействия на личность ребенка посредством художественных произведений. Тематические разделы учебного курса этики охватывают широкий круг проблем. Подбор произведений обусловлен необходимостью вызывать определенный нравственный резонанс, который позволяет, не нарушая художественной условности, обратиться к реальностям жизни, раскрывающим духовный рост ребенка. При этом художественный материал не превращается лишь в иллюстрацию абстрактных этических понятий, а играет роль организующего центра урока. Для учителей начальных классов. УДК 37 ББК 4421.355я7 Издание ОмГУ Омск 2004 ISBN 5-777-9-0486-6 2 © Омск. госуниверситет, 2004
Стр.1
ВВЕДЕНИЕ Российское общество выстраивает сейчас новую шкалу ценностей, в основе которой остаются высокие морально-нравственные принципы. Общество заинтересовано в ценностном отношении к личности, развитии человеческой индивидуальности, безусловно, важным представляется вопрос о взаимодействии личности и общества. Один из путей нравственного образования и воспитания младших школьников – преподавание сквозного курса «Этика». Результат духовной активности человека и его общения – целостный образ мира, который складывается из понятий, представлений, в том числе и этических. Являясь обобщенным отражением действительности, понятия углубляются вместе с общим развитием человека. Организация специальной работы над разъяснением сущности моральных норм и нравственных отношений дает возможность формирования у младших школьников способности понимать нравственную необходимость, лично следовать тем или иным нормам морали, реалистически оценивать создавшуюся жизненную ситуацию, последствия поступка. Моральные требования, являясь своеобразным регулятором поведения человека в семье и в общественных местах, в труде и в быту, в науке и в других сферах, находят свое выражение в обычаях, традициях, моральных образцах и ориентирах. Человек не изобретает для себя свою собственную мораль, он усваивает её как «готовые» истины, проверенные до него многовековым опытом развития общественных отношений. Однако процесс принятия, усвоения и утверждения моральных норм каждым человеком имеет индивидуальный характер и определяется его психологическими особенностями и жизненным опытом. В случае внутреннего принятия человеком моральной нормы, следование ей становится потребностью, и тогда всякий раз, совершая выбор в пользу поступка, соответствующего моральным требованиям, человек демонстрирует осознание личностной значимости нравственного поведения и следует данной модели поведения по внутреннему убеждению. Необходимым условием нравственного развития ребенка является осознание им своих поступков, способность правильно оценивать и дифференцировать хорошее и плохое поведение с точки зрения его соответствия или несо3 ответствия моральным образцам. Умение соотносить совершаемый поступок с известным образцом нравственного поведения и оценивать его требует от ребенка не только знания моральных требований к поведению человека в обществе, но и определенного опыта наблюдения и оценки различных моделей поведения. Одним из источников моделей поведения человека в различных жизненных ситуациях являются произведения художественной литературы. Являясь по своей сути картиной мира, его моделью, отраженной в художественных образах, литературное произведение позволяет ребенку наблюдать проявление поступков в различных обстоятельствах, при этом описываемая в произведении жизненная ситуация получает разные оценки: со стороны автора, в поступках и поведении персонажей. Художественно созданные ситуации, по нашему мнению, выгодно отличаются от других средств формирования представлений и понятий морально-этической сферы, обладая рядом особенностей: – детской художественной литературе свойственно использование приема прямого изображения героя – описание его собственных поступков, его внешности и прямое называние черт его характера; – развернутое описание поступков персонажа раскрывает его психический облик через выделение компонентов поступка: ситуации, в которой происходит поступок и от которой он зависит, позиции героя в данной ситуации, мотивов и цели поступка, действий героя, последствий поступка; – обладая в силу возраста бедным эмоциональным опытом, дети в процессе работы с произведением активно внутренне соучаствуют с героями, сопереживают вместе с ними, что содействует развитию сочувствия к переживаниям других людей и стремлению претворить поступки восхитившего их героя в собственной жизни или в игровых действиях, в мечтах; – на уроках классного и внеклассного чтения формируется определенный багаж знаний об особенностях изображения характеров средствами художественной речи и элементарные умения анализа образов персонажей, элементов сюжета, определения темы и идейного смысла произведения. Это облегчает усвоение детьми этических понятий и формирует у учащихся более широкий взгляд на произведения, изучаемые в курсе чтения. 4
Стр.2
Персонажи текста предстают перед ребенком как личности со свойственными им психологическими особенностями и жизненным опытом, что приближает наблюдаемую ситуацию к реальной действительности и делает возможным её анализ и оценивание. Изображение типичных жизненных ситуаций в произведении выводит читателя на уровень обобщенного отражения жизни, позволяя выработать у учащихся представление о принятых в обществе моделях поведения. Именно типичность изображенной в произведении ситуации является, на наш взгляд, ее преимуществом перед жизненной ситуацией как «учебным материалом». Автор произведения не просто копирует явления действительности, он сжимает ситуацию во временном отрезке и выбрасывает все случайное, нетипичное, отвлекающее на частности и попутные отступления, неизменно присутствующие при развитии ситуации в повседневной действительности. Таким образом, анализируя искусственно созданную жизненную ситуацию, ребенок сопоставляет ее с теми моделями поведения, которые есть в его личном опыте, в результате чего его представления о нравственных нормах и правилах поведения подвергаются проверке, корректировке и переработке. При этом ребенок сам принимает решение в выборе образца поведения. Цель школьного курса этики – передать учащимся определенный багаж этических знаний как основу нравственных отношений и нравственного поведения. Данная цель реализуется в следующем содержании курса: – ознакомление детей с системой общечеловеческих норм, принципов и правил, принятых в обществе; – знакомство с основными этическими категориями и нравственными качествами человека; – формирование определенного багажа нравственных представлений и понятий как основы нравственных убеждений; – формирование у детей умения осознанно делать выбор и принимать обоснованное решение. Программа по этике строится с учетом таких дидактических принципов, как посильность и научность, доступность, связь обучения с жизнью и преемственность. В качестве основного средства обучения на уроках этики используются тексты художественных произведений, содержащие си5 туации нравственного выбора или проявления нравственных чувств и нравственных отношений. Литературное произведение – организующий центр урока. Оно является источником основной мысли, вывода или иллюстрацией конфликта. Обсуждение может развиваться как от текста, так и по направлению к тексту в зависимости от темы. Работа по произведению или по предложенной детям ситуации из жизни строится на выяснении причин возникновения конфликта, мотивов поведения персонажей, возможных путей разрешения конфликта, оценки поведения или поступка и определении каждым учащимся собственной позиции в данной предлагаемой ситуации. Красной нитью через весь курс проходит мысль: «Поступай с другими так, как хочешь, чтобы они поступали с тобой». Обязательным элементом урока является обращение к личному опыту детей и их размышлениям по обсуждаемой теме. Выявление собственной позиции в той или иной ситуации способствует формированию у учащихся уверенности в отношениях со сверстниками, умения думать в момент совершения поступка, осознанию своего собственного «Я». В процессе повседневного общения и обучения в школе ребенок получает представление об особенностях проявления человеческих качеств и черт характера. Таким образом, в его сознании накапливается информация о существенных признаках качеств личности, отражающаяся в виде этических понятий. Каждое такое понятие и категория охватывают определенное количество ситуаций, накопление которых постоянно продолжается. Понятия, как и объекты окружающего мира, находятся во взаимосвязи и взаимообусловленности, поэтому знакомство с существенными признаками какого-либо одного этического понятия неизменно выводит нас на другие, находящиеся с первым в отношениях пересечения или подчинения и т. д. Предлагаемые нами разработки уроков содержат определения понятий категорий, которые раскрываются на уроках по-разному: – формулируются учителем в процессе обсуждения темы в начале занятия или в качестве итога; – в ходе беседы или анализа ситуации учитель выводит детей на указание существенных признаков понятия, не давая при этом его определения и не употребляя термина; – учитель уточняет значение уже известных детям слов. 6
Стр.3
Все определения понятий, за исключением тех, что сопровождаются сноской, даются по «Словарю русского языка» С.И. Ожегова [18]. Структура урока определяется поставленной целью и подобранным материалом. Однако выделяются обязательные этапы: 1) введение в тему урока (вступительное слово учителя или вопросы учителя к детям с последующим обобщением ответов; работа с материалом, подготовленным детьми дома); 2) основная часть урока (включает беседу по произведению); 3) итог урока. Итог урока предлагается подвести самим детям, отвечая на вопрос учителя. Это позволяет педагогу избежать излишней назидательности, а учащимся – проявить самостоятельность в оценке и определении позиции по данному вопросу. Итог может быть сформулирован и в виде задания, выполнение которого требует использования полученных на уроке знаний. Отдельные занятия предполагают выполнение домашних заданий, цель которых – использовать полученную детьми информацию в практической деятельности или подготовить материал для следующей темы. Особо отметим, что задания в уроках 2, 18, 20 даются без каких-либо уточнений и комментариев учителя. На уроках используются и другие формы и виды деятельности: педагогические задачи, игры, игровые ситуации, изобразительная деятельность, коллективные творческие работы, написание детьми рассказов и стихов, заполнение рабочих листов, занимательный материал, создание газет по материалам творческих заданий. Работа на уроках этики опирается также на знания, получаемые на уроках чтения, русского языка, естествознания, математики, истории. Период обучения в первом классе основан на базовых знаниях об этикете, этике межличностных, внутриколлективных и внутрисемейных отношений. Дети вводятся в ситуации самопознания, поиска своего места в мире и приобщения к миру. В 1 классе предполагается знакомство с этическими понятиями «дружба», «уважение», «воспитанность», «сочувствие», «вежливость», «забота», «добро», «зло». Программа рассчитана на 30 часов. В содержании программы выделяются следующие разделы: 7 № Программа 1 Раздел: Я и моё место на Земле. Тема: Что такое этика? Тема: Кто я? Какой я? Тема: С кем я живу на этой Земле. 2 Раздел: В мире вежливых слов. Тема: Мы живем по правилам: поведение и общение в классе. Тема: Правила на каждый день: поведение в общественных местах. Тема: «Ежели вы вежливы» (поведение в семье). Тема: «Надо, надо умываться по утрам и вечерам». 3 Раздел: Я, ты, мы. Тема: Здравствуйте, это мы! Тема: Что такое «дружба»? Тема: Дружбой нужно дорожить. Тема: Девочки, мальчики. Тема: Моя семья и я. Тема: Я в моей семье. Тема: Праздники в семье. 4 Раздел: Моё, твоё, наше. Тема: Я думаю так…(о добре и зле). Тема: Что такое «счастье»? Тема: Что я люблю. Тема: Надо и Нельзя. Тема: Мои и твои обязанности. Тема: Мои и твои вещи. 5 Раздел: Прекрасный мир вокруг нас. Тема: Люди и животные. Тема: Люди и растения. Тема: Земля – наш дом. Тема: Спасаем нашу Землю. Кол-во часов (5) 1 2 2 (6) 1 2 1 2 (8) 1 1 2 1 1 1 1 (7) 2 1 1 1 1 1 (4) 1 1 1 1 В первом разделе учащиеся знакомятся с понятиями «вежливость», «воспитанность», «уважение». Задача учителя – подвести 8
Стр.4
Содержание Введение............................................................................................................3 Раздел 1. Я И МОЕ МЕСТО НА ЗЕМЛЕ........................................................9 Урок 1. Что такое этика?..............................................................................9 Урок 2. Кто я? Какой я? (1)........................................................................11 Урок 3. Кто я? Какой я? (2)........................................................................13 Урок 4. С кем я живу на этой Земле (1)....................................................15 Урок 5. С кем я живу на этой Земле (2)....................................................16 Раздел 2. В МИРЕ ВЕЖЛИВЫХ СЛОВ.......................................................18 Урок 6. Мы живем по правилам (поведение и общение в классе).........18 Урок 7. Правила на каждый день: поведение в общественных местах (1).....................................................................................................21 Урок 8. Правила на каждый день: поведение в общественных местах (2).....................................................................................................23 Урок 9. «Ежели вы вежливы» (поведение в семье) .................................26 Урок 10. «Надо, надо умываться по утрам и вечерам» (1) .....................27 Урок 11. «Надо, надо умываться по утрам и вечерам» (2) .....................29 Раздел 3. Я, ТЫ, МЫ......................................................................................31 Урок 12. «Здравствуйте, это мы!».............................................................31 Урок 13. Что такое «дружба»?...................................................................33 Урок 14. Дружбой нужно дорожить (1)....................................................35 Урок 15. Дружбой нужно дорожить (2)....................................................37 Урок 16. Девочки, мальчики......................................................................38 Урок 17. Моя семья и я ..............................................................................40 Урок 18. Я в моей семье.............................................................................42 Урок 19. Праздники в моей семье.............................................................43 Раздел 4. МОЕ, ТВОЕ, НАШЕ......................................................................44 Урок 20. Что такое «доброта»? (1)............................................................44 Урок 21. Что такое «зло»? .........................................................................46 Урок 22. Что такое «счастье»? ..................................................................48 Урок 23. Что я люблю................................................................................50 Урок 24. Надо и нельзя ..............................................................................51 Урок 25. Мои и твои обязанности.............................................................52 Урок 26. Мои и твои вещи.........................................................................53 Раздел 5: ПРЕКРАСНЫЙ МИР ВОКРУГ НАС...........................................55 Урок 27. Люди и животные .......................................................................55 Урок 28. Люди и растения .........................................................................57 101 102 Урок 29. Земля – наш дом..........................................................................58 Урок 30. Спасаем нашу Землю..................................................................59 Приложение ....................................................................................................62 Используемая литература..............................................................................99
Стр.51
ЭТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Учебно-методическое пособие Технический редактор Н.В. Москвичёва Редактор Л.Ф. Платоненко Подписано в печать 22.07.04. Формат бумаги 60х84 1/16. Печ. л. 6,4. Уч.-изд. л. 6,4. Тираж 170 экз. Заказ 395. Издательско-полиграфический отдел ОмГУ 644077, г. Омск-77, пр. Мира, 55а, госуниверситет 103 104
Стр.52