Религия и идеология В современной России происходит чудо. <...> Коммунизм осуществляет экспансию в мире и в это же время внутри него возрождается религиозное сознание, единственное, которое не может быть ассимилировано марксизмом, истолковано как его составная часть. <...> Марксизм способен обратить себе на пользу любое теоретическое и историческое толкование проблем человеческой жизни, но религиозное понимание этих проблем может только отбрасываться марксизмом и подавляться при коммунизме. <...> Тем не менее новое поколение советских людей, выросшее, воспитавшееся и получившее образование уже при коммунизме, обращается к религии. <...> В основании нашей оценки этого возрождения должны лежать не теоретические определения „истинной идеологии" и не исторические аналогии современной ситуации в России с судьбой других стран (и других Церквей), а опыт построения, укрепления и стабилизации новой коммунистической (атеистической) культуры. <...> Религиозное возрождение в России есть выражение того, как переживается этот опыт людьми, для которых коммунизм стал уже не просто идеологией, а собственной жизнью. <...> Именно это было бы концом коммунистической культуры, но, оценивая перспективы ее существования, мы должны осознать внутренние проблемы самого религиозного возрождения в России, мы должны осознать коммунизм как проблему существования нашей культуры в целом. <...> Атеистическая цивилизация имеет свои ценности и святыни. <...> Атеистическая религия коммунизма имеет своих пророков, отцов церкви, свои иконы, гробницы, мощи, священное писание, догмы, патристику, имеет свои ереси, свою ортодоксию, свой катехизис, свои преследования еретиков, свои покаяния и отречения, наконец, свою прекрасно организованную инквизицию. <...> Арон еще двадцать лет назад заметил: „Выражение „светская религия" стало банальным" 2 . <...> Называть марксизм „светской религией" (т.е. „круглым квадратом") или не называть его так — это не вопрос одних только слов <...>