Игумен Геннадий (Эйкалович) Исихазм Назовем ли мы человека воплощенным духом или воодушевленным телом, в обоих определениях мы выразим наше убеждение в том, что связь духа-души с телом имеет органический характер. <...> Не удивительно поэтому, что психическое состояние часто бывает обусловлено соматическими процессами и, наоборот, душевные процессы отражаются на нашем физическом состоянии. <...> Душа есть организующее и руководящее начало в человеке, а его тело представляет собой основу, физический базис, на котором, как на якоре, сохраняется тождество нашего я в сменяющемся калейдоскопе психических явлений. <...> Народная мудрость давным-давно выразила эту психо-соматическую взаимозависимость в своих поговорках, как, например, «в здоровом теле — здоровый дух» или «сытое брюхо к молитве (учению) глухо». <...> «Сытое брюхо» грубовато, но верно символизирует нашу плотяность, которой мы погружены в физический, материальный мир. <...> Аскеза состоит в том, чтобы воздержанием от обильной и богатой содержанием пищи усмирить наши животные инстинкты, чтобы они, на время молитвы, не мешали нам сосредоточиваться на умозрительных, духовных предметах. <...> Связь душевных и телесных процессов известна была людям с незапамятных времен. <...> Перешла ли оттуда эта традиция к нашим христианским подвижникам или они сами, опытным путем, создали психосоматическую культуру молитвы, сказать трудно. <...> Зародившись в сирийских и египетских пустынях, она со временем нашла себе прочное прибежище на Святой горе Афонской, где практиковалась в тиши монастырских и скитских келий в течение многих столетий. <...> В половине четырнадцатого века (приблизительно) о молитвенных приемах восточных православных монахов узнает калабрийский монах Варлаам и выступает с полемикой против молитвенной практики святогорцев, на защиту которых встает Григорий Палама*, сам святогорец, мистик, богослов и епископ Фессалоникийский. <...> С Афона традиция эта перешла и в русские монастыри <...>