МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Московский государственный лингвистический университет»
Евразийский лингвистический институт в г. Иркутске (филиал)
Кафедра педагогики и лингводидактики
Петухова Надежда Сергеевна
Китаеязычные экранные искусства как средство формирования
медиакультуры учащихся в системе дополнительного образования (на
примере языковой школы)
Выпускная квалификационная работа студента
группы ЕАЛИ1-4-98
Направление подготовки:
44.03.01 Педагогические образование
Направленность (профиль):
Проектно-исследовательская деятельность инновационные технологии
организации
Научный руководитель:
к.п.н., доц., каф. педагогики и лингводидактики
Ямушева И.В.
____________ «____» ______________ 2016 г.
(подпись)
Заведующий кафедрой:
К.п.н., доцент
Жданко Т.А.
____________ «____» ______________ 2016 г.
(подпись)
Заведующий выпускающей кафедрой педагогики и лингводидактики к.п.н.,
доцент
Жданко Т.А.
____________ «____» ______________ 2016 г.
(подпись)
Иркутск 2016
Стр.1
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1 . ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
МЕДИАКУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ НА МАТЕРИАЛЕ КИТАЕЯЗЫНЫХ
ЭКРАННЫХ ИСКУССТВ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ………………………………………………………………….…12
1.1. Формирование медиакультуры личности учащегося в системе
дополнительного образования в отечественной и зарубежной педагогической
мысли.………………………………...........................................................................12
1.2. Модель формирования медиакультуры личности учащегося в системе
дополнительного образования ………………………………………………………25
1.3. Особенности восприятия учащимися китаеязычных экранных
искусств в процессе формировании медиакультуры личности учащегося в системе
дополнительного образования……………………..……………………………….33
Выводы по главе 1……………………………………………………………………41
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО
РЕАЛИЗАЦИИ МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ МЕДИАКУЛЬТУРЫ
УЧАЩЕГОСЯ НА МАТЕРИАЛЕ ЭКРАННЫХ ИСКУССТВ В СИСТЕМЕ
Д О П О Л Н И Т Е Л Ь Н О Г О О Б Р АЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ
ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ «HI SCHOOL»)…………………………….43
2.1. Диагностика исходного состояния медиакультуры учащихся в условиях
дополнительного образования (на примере языковой школы «Hi school»)………43
2.2. Описание реализации модели формирования медиакультуры учащегося на
материале экранных искусств в системе дополнительного образования (на примере
лингвистической школы «Hi school»)………………………………………………55
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по проверке
модели формирования медиакультуры учащегося на материале экранных искусств
в системе дополнительного образования (на примере лингвистической школы «hi
school»)...........................................................................................................................63
Выводы по главе 2…….…………………………………………………………..….70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..…..73
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………….……..78
Стр.2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования.
Условия динамичности
информационных потоков и технологического прогресса, изменения
социокультурной ситуации, создания единого мирового информационного
пространства, основы которого составляют медиа, язык, культура
детерминируют формирование у человека медакультуры. В современном
обществе обстоятельства складываются так, что человек с малых лет
вынужден общаться с медиа. В настоящий момент школьник должен быть
готов решать учебные задачи в условиях информационного общества,
осуществлять культуросообразные виды деятельности: поиск, отбор,
использование, критический анализ, оценка информации; создание и
передача медиатекстов. В силу этих обстоятельств на образование в целом и
на дополнительное образование в частности, возложена серьезная миссия:
помочь молодому поколению в формировании медиакультуры.
Сформировать у учащегося культуру отношения к медиа , умение
воспринимать и создавать собственные медиапродукты можно с помощью
медиаобразования. Медиаобразование может осуществляться как в рамках
отдельного предмета в школе, так, и интегрировано в другие дисциплины. На
наш взгляд особым потенциалом в данной области обладает
медиаобразование в процессе обучения иностранным языкам, которое решая
свои задачи, выбирает разные средства, в том числе на материале экранных
искусств. В настоящий момент, когда высокий процент
общеобразовательных школ и языковых центров России, учитывая
современную социокультурную ситуацию, в перечень изучаемых
иностранных языков включает языки восточные, в том числе и китайский.
Сегодня Российская Федерация поступательно выстраивает внешние
политические, социально-экономические и культурные отношения с
Китайской народной республикой (КНР). В связи с этим проблема
формирования медиакультуры учащихся на материале китаеязыных
экранных искусств приобретает особую социальную значимость.
Стр.3
Актуальность данного исследования пересекается с целями и задачами
российских и международных документов, проектов, докладов: «Концепцией
долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации
на период до 2020 года» в купе с докладом рабочей группы Совета
Федерации «Школа – 2020. Какой мы её видим?», с приоритетным
национальным проектом «Образование», с докладом общественной палаты
«Российское образование 2020: модель образования для экономики,
основанной на знаниях», Федеральный государственный стандарт
дополнительного образования подтверждает актуальность исследования на
социально-педагогическом уровне.
Научно-теоретическая база для исследования проблемы формирования
медиакультуры личности учащегося заложена в различных исследованиях
известных зарубежных ученых-медиапедагогов: Б. Бахмайер, Э. Бевор, Р.
Кьюби, Л. Мастерман, Дж. Поттер и др., а также отечественных: Л.А.
Иванова, О.Ф. Нечай, Н. П. Рыжих, А.В. Спичкин, , Ю.Н. Усов, А.В.
Федоров, Н.Ю. Хлызова и др.
Серьезный вклад в разработку проблемы исследования положили
теоретические положения о медиакомпетентности педагога И.В. Григорьевой,
Л.А. Ивановой, А.В. Федорова; о вторичной языковой личности И.И.
Халеевой; о медиакомпетентности вторичной языковой личности Н.Ю.
Хлызовой.
Высокий исследовательский интерес представляют труды, посвященные
проблеме формирования медиакультуры личности на материале экранных
искусств: Б. Бахмайер, Э. Бевор, Р. Кьюби, Л. Мастерман, Дж. Поттер, Ю.Н.
Нечай, Л.А., Усова, Н.В. Федорова.
Медиаобразование учащегося на материале экранных искусств на
сегодняшний день, хоть и современное направление, однако, уже имеет
колоссальный практический опыт. В последние годы в отечественной
педагогической науке стали появляться работы, направленные на выявление
путей, способов, средств, методов, условий формирования медиакультуры
учащихся, такие как исследования Кузьминой М.В. «Диагностика
Стр.4
формирования медиакультуры учащихся в процессе создания
образовательных
видеоматериалов»,
Кузьминой
«Видеоинформационное обеспечение учебного процесса как фактор
формирования медиакультуры учащихся»,
М.В.
Герценой А.И.
«Видеоинформационное обеспечение учебного процесса как фактор
формирования медиакультуры учащихся», Кирилловой Н.Б.
«Медиаобразование в интенциях обучения и медиакультуры» медиасреда
российской модернизации», Данные работы создают теоретикоконцептуальную
базу, сформируют круг идей, основных положений и
подходов к исследуемой проблеме.
Тогда как отдельно проблемам использования экранных искусств в
решении задач воспитания, обучения иностранным языкам в системе
школьного образования, формированию медиакультуры учащихся уделяется
немало внимания, современная педагогическая наука не дает ответа на
вопрос о том, как сформировать медиакультуру учащихся на материале
китаеязыяных экранных искусств в системе дополнительного образования.
Несмотря на отдельный опыт ученых – медиапедагогов по включению в
медиаобразования в процесс обучения иностранным языкам, систему
дополнительного образования (работа кружков и факультативов), до сих пор
в педагогической практике отсутствуют программы курсов по
формированию медиакультуры личности учащегося на материале
китаеязыяных экранных искусств в системе дополнительного образования,
что подчеркивает актуальность нашего исследования на научнометодическом
уровне.
Анализ перечисленных выше работ по теории медиаобразования,
требований ФГОС дополнительного образования, позволил выявить
основные противоречия между:
- социально-педагогического характера - между современным
социальным запросом на формирование медиакультуры учащихся в системе
дополнительного образования в процессе изучения китайского язык и его
недостаточным комплексным педагогическим обеспечением;
Стр.5
- научно-теоретического характера - между рекомендациями
образовательной политики государства, направленной на формирование
медиакультуры подрастающего поколения, и отсутствием модели
формирования медиакультуры учащихся в системе дополнительного
образования, учитывающей возможности китаеязычных экранных искусств;
- общепедагогического характера -
между необходимостью
формирования медиакультуры учащихся в системе дополнительного
образования в процессе изучения китайского языка и недостаточным
научно-теоретическим обоснованием соответствующей педагогической
деятельности, учитывающей возможности китаеязычных экранных искусств.
Обозначенные противоречия определяют проблему исследования: как
должна быть организована модель формирования медиакультуры учащихся
средствами китаеязычных экранных искусств в системе дополнительного
образования?
Указанная проблема определила выбор темы исследования.
Объект исследования:
деятельность организаций системы
дополнительного образования по медиаобразованию учащихся.
Предмет исследования: процесс формирования медиакулльтуры
учащихся в системе дополнительного образования (на примере языковой
школы) средствами китаеязычных экранных искусств.
Цель исследования заключается в теоретическом обосновании и
проверке модели формирования медиакультуры учащегося в системе
дополнительного образования (на примере языковой школы) средствами
китаеязычных экранных искусств.
Гипотеза исследования: формирование медиакультуры учащихся
средствами китаеязычных экранных искусств будет эффективным, если:
- рассматривать данный процесс как последовательное обеспечение
учителями формирования у учащихся мотивов медиакультурной
деятельности, готовности и способности самостоятельно выбирать объекты
медиакультуры;
Стр.6
принципов,
- осуществлять этот процесс на основе методологических подходов,
определяющих системно-деятельностный, личностноориентированный,
комплексный, культурологический подход;
- в педагогической деятельности будут сочетаться взаимообусловленные
методы и способы обучения, выполнение различных видов медиаориентированных
заданий в рамках реализации программы курса
дополнительного образования «Китайский язык на материале китаеязычных
экранных искусств».
Реализация поставленной цели и гипотезы исследования предполагает
решение следующих задач исследования:
1. Раскрыть сущность понятия «медиакультура учащегося» в
педагогических и психологических исследованиях.
2. Определить содержание, структуру, критерии и показатели
медиакультуры личности учащегося в системе дополнительного образования.
3. Рассмотреть возможности китаеязычных экранных искусств в процессе
формирования медиакультуры учащегося.
4. Спроектировать, описать реализацию и экспериментально проверить
модель формирования медиакультуры личности учащегося средствами
китаеязычных экранных искусств в системе дополнительного образования.
5. Разработать и описать реализацию программы курса дополнительного
образования «Китайский язык на материале китаеязычных экранных
искусств».
Методологической основой настоящего исследования явились:
- методологические подходы: информационный подход (И.В. Роберт,
Э.П.Семенюк, У.Рейтман, А.Н.Кочергин);
А.И.Ракитов,
стемнодеятельностный
подход (А. Г. Асмолов, Л. В. Занков, А. М. Кондаков, А. Н.
Леонтьев, А. В. Хуторской и др.); методологические принципы
педагогического исследования (В.И. Загвязинский, В.В. Краевский).
В теоретической основе исследования лежат: теория развития
личности (Б.Г. Ананьев, А. Маслоу и др.), теория деятельности (Л.С.
Рубинштейн, М.С. Каган и др.); работы посвященные моделированию как
Стр.7
методу познания (Р. Буш, А.В. Веденов, Б.А. Глинский, И.Б. Новик, В.А.
Штофф и др.); идеи по проектированию моделей медиакультуры человека
(Н.Б. Кириллова) исследования, раскрывающие сущность идеи интеграции в
образовании (В.В. Давыдова, А.Я. Данилюк, В.С. Леднева, В.И. Максимова,
М.И. Махмутова, Т. Фоменко).
Методы исследования определялись характером задач, решаемых на
различных этапах исследования, и применялись комплексно. В ходе работы
использовались следующие методы:
- теоретические (изучение и анализ нормативно-правовых документов,
регулирующих вопросы образовательной политики; педагогической,
психологической, социологичекой, методической научной литературы по
проблеме исследования; анализ понятийно-терминологической системы;
сравнение, анализ, обобщение; моделирование и проектирование);
- эмпирические (изучение и обобщение педагогического опыта,
анкетирование, беседа, экспериментальная работа).
База исследования: фактическое название - лингвистическая школа
«Hi school», юридическое название ИП Петухова Надежда Сергеевна. В ходе
работы были обследованы 40 учащихся 7-11 лет изучающих китайский язык
от 1 до 3 лет. Работа происходила в рамках курсов: «Царство китайского
языка», «Веселый китайский. Первая ступень», «Веселый китайский. Вторая
ступень», «Веселый китайский. Третья ступень», а также в рамках клуба
«Вечера просмотров китайского кино».
Решение поставленных задач осуществлялось в три этапа:
На первом этапе (2013-2014 гг.) проводился анализ философской,
психологической и педагогической литературы, которая была необходима
для получения информации о сущности понятия «медиакультура учащегося»;
исследовались особенности процесса формирования медиакультуры
учащегося; разрабатывались теоретические позиции, формулировались цели
и задачи исследования, определялись его объект, предмет и гипотеза.
На втором этапе (2014-1015 гг.) разрабатывалась модель, критерии,
уровни, показатели формирования медиакультуры личности учащегося.
Стр.8
На третьем этапе (2015-2016 гг.) описывался процесс реализации
модели медиакультуры личности учащегося, процесс реализации программы
курса дополнительного образования «Китайский язык на материале
китаеязычных экранных искусств», обобщались и обрабатывались
полученные данные, формулировались результаты исследования, которые
вошли в содержание диссертации.
Научная новизна исследования определяется тем, что в нем:
- уточнено научное представление о процессе формирования
медиакультуры учащихся в системе дополнительного образования;
-
определены компоненты (познавательный, ценностный,
перцептивный, деятельностный), критерии и показатели медиакультуры
учащихся в системе дополнительного образования;
- выявлена совокупность взаимообусловленных методологических
подходов к формированию медиакультуры учащегося в системе
дополнительного образования (системный, личностно-ориентированный,
комплексный подход, деятельностный подход, культурологический подход),
принципов
соответствующей педагогической
деятельности
(преемственности, культуросообразности, индивидуализации, целостности
педагогических действий);
- изучены и возможности китаеязычных экранных искусств в процессе
формирования медиакультуры учащегося;
- спроектирована модель формирования медиакультуры учащихся в
системе дополнительного образования на материале китаеязычных экранных
искусств.
Теоретическая значимость работы состоит в том, что: изложены
теоретические подходы к анализу сущности понятия «медиакультуры
учащихся в системе дополнительного образования»; теоретически
обоснована модель формирования медиакультуры учащихся в системе
дополнительного образования на материале китаеязычных экранных
искусств.
Практическая значимость результатов работы заключается в том, что:
Стр.9
- разработаны диагностические методики позволяющие определение
уровней и показателей сформированности медиакультуры учащихся в
системе дополнительного образования (высокий, средний, низкий);
- созданная программа «Китайский язык на материале китаеязычных
экранных искусств», может быть использовано педагогами дополнительного
образования, высших и средних образовательных организаций с целью
организации процесса медиаобразования.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Медиакультура учащегося - это потенциальная медиаактивность
субъекта в культуросообразной медиаобразовательной среде, включающая в
себя материальные и интеллектуальные ценности в сфере медиа. Структура
медиакультуры состоит из следующих компонентов: понимание медиа,
ценностное отношение к медиа, восприятие медиа, культура передачи
информации по средствам медиа. Процесс формирования предполагает
следующие этапы: диагностирующий, аналитический, деятельностный,
рефлексивный.
2. Модель формирования медиакультуры личности учащегося на
материале китаеязычных экранных искусств предусматривает использование
учителем сочетающихся между собой способов обучения (индивидуальных,
парных, групповых); методов обучения (диалогический, проектный,
исследовательский); применение им творческих заданий, организацию им
совместной деятельности с учеником и его самостоятельной
интеллектуальной
деятельности;
инструментария, включающего критерии и показатели сформированности
медиакультуры учащегося (когнитивный, ценностный, перцептивный,
операционный)
Личное участие соискателя состоит в проведении теоретического
анализа сущности понятия «медиакультура учащегося», выявлении его
структуры, этапов формирования, показателей и уровней сформированности;
в разработке модели медиакультуры учащегося; в разработке программы
«Китайский язык на материале китаеязычных экранных искусств».
критериально-диагностического
Стр.10