Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634699)
Контекстум
.

Управление процессом организации взаимодействия дошкольной образовательной организации с родителями

0   0
АвторыСафонова Светлана Ивановна
ИздательствоФГБОУ ВПО "ИГЛУ"
Страниц152
ID346200
АннотацияПредставленная магистерская диссертация направлена на достижение цели теоретически обосновать, разработать и частично апробировать модель управления процессом организации взаимодействия ДОО с родителями.
Управление процессом организации взаимодействия дошкольной образовательной организации с родителями / С.И. Сафонова .— Иркутск : ФГБОУ ВПО "ИГЛУ", 2016 .— 152 с. — URL: https://rucont.ru/efd/346200 (дата обращения: 24.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский государственный лингвистический университет» Евразийский лингвистический институт в г. Иркутске (филиал) Кафедра педагогики и лингводидактики Сафоновой Светланы Ивановны Управление процессом организации взаимодействия дошкольной образовательной организации с родителями Выпускная квалификационная работа студента группы ЕАЛИ 1-5-96 Направление подготовки: 44.04.01 Педагогическое образование Направленность: Управление образовательными системами Научный руководитель: к.п.н., доцент КПиЛ, Т.А.Жданко ____________ «___» ______________ 20__ г. (подпись) Заведующий кафедрой: к.п.н., доцент КПиЛ, Т.А.Жданко ____________ «___» ______________ 20__ г. (подпись) Заведующий выпускающей кафедрой: к.п.н., доцент КПиЛ, Т.А.Жданко ____________ «___» ______________ 20__ г. (подпись) Иркутск 2016 2 СОДЕРЖАНИЕ Введение ………………………………………………………………………. <...> Научно-методологическое обоснование проблемы управления процессом организации взаимодействия дошкольной образовательной организации с родителями…………………………………………………………. <...> Научно-методологические подходы и условия управления процессом организации взаимодействия дошкольной образовательной организации с родителями…………………………………………. <...> Традиционные и инновационные формы взаимодействия дошкольной образовательной организации с родителями в МБДОУ «Детский сад № 13 «Ласточка» р. п. <...> Апробация модели управления процессом взаимодействия дошкольной образовательной организации с родителями в МБДОУ «Детский сад № 13 «Ласточка» р. п. <...> В настоящее время в проводимой образовательной политике в области дошкольного образования уделяется большое внимание проблемам семьи, особенностям семейного воспитания, организации сотрудничества семьи и образовательных организаций. <...> Важнейшим условием совершенствования системы дошкольного образования <...>
Управление_процессом_организации_взаимодействия__дошкольной_образовательной_организации_с_родителями.pdf
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский государственный лингвистический университет» Евразийский лингвистический институт в г. Иркутске (филиал) Кафедра педагогики и лингводидактики Сафоновой Светланы Ивановны Управление процессом организации взаимодействия дошкольной образовательной организации с родителями Выпускная квалификационная работа студента группы ЕАЛИ 1-5-96 Направление подготовки: 44.04.01 Педагогическое образование Направленность: Управление образовательными системами Научный руководитель: к.п.н., доцент КПиЛ, Т.А.Жданко ____________ «___» ______________ 20__ г. (подпись) Заведующий кафедрой: к.п.н., доцент КПиЛ, Т.А.Жданко ____________ «___» ______________ 20__ г. (подпись) Заведующий выпускающей кафедрой: к.п.н., доцент КПиЛ, Т.А.Жданко ____________ «___» ______________ 20__ г. (подпись) Иркутск 2016
Стр.1
2 СОДЕРЖАНИЕ Введение ………………………………………………………………………..… 3 Глава 1. Научно-методологическое обоснование проблемы управления процессом организации взаимодействия дошкольной образовательной организации с родителями…………………………………………………………...…… 9 1.1. Научно-методологические подходы и условия управления процессом организации взаимодействия дошкольной образовательной организации с родителями…………………………………………..………..…… 9 1.2. Функции управления процессом организации взаимодействия дошкольной образовательной организации с родителями……………….… 38 Выводы по главе 1…………………………………………………..…….….. 56 Глава 2. Разработка модели управления процессом взаимодействия дошкольной образовательной организации с родителями………………………….…….. 59 2.1. Структурно-функциональная характеристика модели управления процессом взаимодействия дошкольной образовательной организации с родителями на основе выстраивания субъект-субъектного взаимодействия в триаде «педагоги – родители – дети»…………………………………………………………………..……….. 59 2.2. Традиционные и инновационные формы взаимодействия дошкольной образовательной организации с родителями в МБДОУ «Детский сад № 13 «Ласточка» р. п. Белореченский Усольского района………………... 82 2.3. Апробация модели управления процессом взаимодействия дошкольной образовательной организации с родителями в МБДОУ «Детский сад № 13 «Ласточка» р. п. Белореченский Усольского района………………... 110 Выводы по главе 2…………………………………..………………..………. 132 Заключение …………………………………………………….………………….. 135 Список литературы ………………………………………………………..……… 141 Приложение ………………………………………………………………….……. 147
Стр.2
3 ВВЕДЕНИЕ В ряду многих революций, произошедших в XX в. (социальных, технических, информационных и др.), одна из наиболее значительных – управленческая. Именно в этом веке управление, особенно социальными системами, стало интенсивно развивающейся областью профессиональной деятельности. Образовательная отрасль выполняет социальный заказ общества, который не остается неизменным, меняясь в разные времена с различной скоростью. Изменения, произошедшие в социально-экономической и политической жизни России конца столетия, потребовали корректировки и определения новых концептуальных подходов к целям, содержанию и организации образования. Это, в свою очередь, вызывает необходимость переосмысления управленческих функций, целесообразность построения такой управленческой модели образовательной системы, которая смогла бы обеспечить ее переход из режима простого функционирования в режим развития. В настоящее время в проводимой образовательной политике в области дошкольного образования уделяется большое внимание проблемам семьи, особенностям семейного воспитания, организации сотрудничества семьи и образовательных организаций. Важнейшим условием совершенствования системы дошкольного образования поэтому является системная деятельность педагогов, ориентированная на освоение новых форм взаимодействия с родителями. Организация взаимодействия дошкольной образовательной организации (ДОО) с родителями будет способствовать формированию их педагогической грамотности, окажет положительное влияние на качество воспитания и развития дошкольников через создание лучших условий для личностного развития, позволит реализовать личностно-ориентированный подход в образовательном процессе ДОО, даст возможность самосовершенствования педагогов. В современных условиях семья выступает важнейшим общественным институтом. Это уникальная подсистема государства, способная успешно решать специфические функции по воспроизводству населения
Стр.3
4 и социализации новых поколений. Не зря в Указе Президента РФ «Об основных направлениях государственной семейной политики» от 14.05.1996 г. № 712 говорится о том, что цель государственной семейной политики заключается в обеспечении государством необходимых условий для реализации семьей ее функций и повышения качества жизни семьи. Одной из основных функций семьи является воспитательная. Это подтверждается Федеральным законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ, в котором прописано о том, что родители являются первыми педагогами (ст. 18 п. 1) [37]. Именно родители обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте. Значение семьи в воспитании ребенка ставит перед обществом вопрос о ее готовности к своей воспитательной функции, об уровне педагогической культуры родителей как главных воспитателей ребенка, так как одной из основных задач, стоящих перед ДОО, является взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), утвержденный Приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 г. № 1155, отражает согласованные социокультурные, общественно-государственные ожидания относительно уровня дошкольного образования, которые в свою очередь являются ориентирами для учредителей ДОО, специалистов системы образования, семей воспитанников и широкой общественности. Одно из направлений – создание образовательной среды, которая составляет систему условий социализации и развития детей, включая социальные формы сотрудничества и общения, ролевые и межличностные отношения всех участников образовательного процесса, включая педагогов, детей, родителей, администрацию, поэтому государственный заказ на развитие конструктивного взаимодействия семьи и образовательного учреждения, информирование родителей должен в достаточной степени реализоваться в теории и практике дошкольного образования.
Стр.4
5 Исходя из перечисленного, можно предположить, что для эффективного взаимодействия педагогов с родителями должна быть разработана модель, которая позволит создать благоприятные условия сопровождения семьи от первых дней посещения ребенка группы детского сада до его поступления в школу. Таким образом, актуальность данной модели состоит в том, что ее содержание отвечает требованиям обновления дошкольной образовательной стратегии, в рамках которой специалисты детского сада создают оптимальные условия для повышения культуры психолого-педагогических знаний родителей при реализации ФГОС ДО, тем самым ориентируя их на активное участие в воспитательно-образовательном процессе ДОО. Методологической основой исследования является общетеоретические положения отечественной науки, которые характеризуют особенности взаимодействия дошкольного учреждения с семьей (О. И. Давыдова, Л. Г. Богославец, А. А. Майер, Т. Н. Доронова, Р.П . Дешеулина, Е. С. Евдокимова, Н. В. Додокина), и исследования, раскрывающие содержание работы образовательного учреждения с родителями (О. Л. Зверева, Т. В. Кротова, Н. В. Микляева и др.). Рассмотрение взаимодействия семьи и дошкольного учреждения представлены в работах Е. П. Васильева, Л. Я. Верба, М. Н. Красновой, Т. К. Ростовской, H. A. Тырновой и др. В последние годы в науке и образовательной практике уделяется большое внимание проблемам семьи, родительства, сотрудничества семьи и образовательных учреждений (Т. В. Архиреева, Л. Я. Верб, Е. А. Галко, Т. М. Зенкова, И. С. Кон, Ю. Г. Королева, Е. А. Лукьяненко, Л. Р. Миронова, Н. Л. Мудрова, Р. В. Овчарова, Ю. Е. Скоромная, И. А. Стародубцева, H. A. Тырнова, Е. К. Узденова и др.). Учеными определены основные функции семьи, подходы и принципы взаимодействия с семьей, раскрываются направления, содержание, формы и методы работы с родителями [27; 29; 43; 30]. Установлено, что эффективность деятельности родителей, как и воспитателей, зависит от уровня педагогической грамотности, культуры, образованности, личностной зрелости и компетентности (Л. К. Адамова,
Стр.5
6 И. В. Гребенников, Е. А. Нестерова, С. С. Пиюкова, H. A. Стародубцева, Н. Ш. Тюрина и др.). Результаты анализа научных исследований и изменений в образовательной практике определили ряд противоречий: – между возрастающими потребностями государства и общества в педагогически грамотном родителе, способном успешно решать задачи воспитания ребенка, и недостаточной научной разработанностью теоретических и научно-методических основ развития его педагогической грамотности; – между повышающимся уровнем требований к семье в воспитании ребенка дошкольного возраста и неспособностью молодых родителей осознавать значимость данного возраста для формирования основ личности и ее социального функционирования в будущем. Объективная потребность в управлении системой организации работы с родителями и формировании их педагогической грамотности определили проблему исследования: каковы условия успешного взаимодействия ДОО с родителями по воспитанию детей дошкольного возраста. Наличие выявленных противоречий и исследовательский интерес ученых к проблеме обусловили выбор темы исследования «Управление процессом организации взаимодействия дошкольной образовательной организации с родителями». Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и частично апробировать модель управления процессом организации взаимодействия ДОО с родителями. Объект исследования: процесс управления ДОО. Предмет исследования: организация взаимодействия ДОО с родителями. Гипотеза исследования: управление процессом взаимодействия ДОО с родителями будет эффективным если: – охарактеризованы научно-методологические подходы и условия управления процессом взаимодействия ДОО с родителями;
Стр.6
7 – определен функционал ДОО (планирование, организация, мотивация, контроль) по управлению процессом взаимодействия с родителями; – разработана модель управления процессом взаимодействия ДОО с родителями, включающая следующие компоненты: целеполагающий, организационно-содержательный, оценочно-рефлексивный. В соответствии с целью и гипотезой определены задачи исследования: 1. Охарактеризовать научно-методологические подходы и условия управления процессом взаимодействия ДОО с родителями. 2. Рассмотреть функции ДОО (планирование, организация, мотивация, контроль) по управлению процессом взаимодействия с родителями. 3. Разработать модель управления процессом взаимодействия ДОО с родителями на основе выстраивания субъект-субъектного взаимодействия в триаде «педагоги – родители – дети». 4. Охарактеризовать традиционные и инновационные формы взаимодействия ДОО с родителями в МБДОУ «Детский сад № 13 «Ласточка» р.п Белореченский Усольского района. 5. Апробировать модель управления процессом взаимодействия ДОО с родителями в МБДОУ «Детский сад № 13 «Ласточка» р. п. Белореченский Усольского района. База исследования: МБДОУ «Детский сад № 13 «Ласточка» р. п. Белореченский Усольского района Иркутской области. Теоретическая значимость исследования заключается в обосновании научных положений управления процессом организации взаимодействия ДОО с родителями, обогащающих идеи управления процессом организации взаимодействия ДОО с родителями. Практическая значимость исследования заключается в разработке и реализации модели управления процессом организации взаимодействия ДОО с родителями в МБДОУ «Детский сад № 13 «Ласточка» р. п. Белореченский, позволяющей выстроить систему взаимодействия ДОО с родителями.
Стр.7
8 Методы исследования. Теоретические методы: изучение философской, социологической, психолого-педагогической и учебно-методической литературы по проблемам теории управления образованием; сравнительносопоставительный анализ подходов управления процессом организации взаимодействия ДОО с родителями, изучение и обобщение существующего опыта в сфере дошкольного образования в России. Эмпирические методы: изучение нормативно-правового обеспечения по управлению ДОО и процессом организации взаимодействия ДОО с родителями; прямое и включенное наблюдение за деятельностью педагогов и обучающихся, родителей; тестирование; анкетирование; интервьюирование; анализ качества работы ДОО с родителями; мониторинг качества работы ДОО. Структура исследования: исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.
Стр.8
9 ГЛАВА 1. НАУЧНО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССОМ ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ С РОДИТЕЛЯМИ 1.1. Научно-методологические подходы и условия управления процессом организации взаимодействия дошкольной образовательной организации с родителями С момента возникновения общества семья всегда была, есть и будет начальным институтом социализации и воспитания подрастающего поколения. Во все времена политические, государственные и общественные деятели, ученые, представители разных профессий указывали на неповторимую и уникальную значимость семьи и учреждения дошкольного образования как фундаментальной основы государства и общества. В современных условиях в основе философии взаимодействия семьи и ДОО лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные социальные институты призваны поддержать и дополнить их воспитательную деятельность. Это отражено в ст. 18 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» [37], где записано, что родители являются первыми педагогами, они обязаны заложить основы физического, нравственного, личностного развития ребенка. Организация и успешное осуществление этой большой и ответственной работы невозможно в отрыве от семьи [35]. В последнее время практически в каждом нормативно-правовом или методическом документе, регламентирующем деятельность ДОО, активно декларируется необходимость тесного взаимодействия, сотрудничества общественного образования с семьей, психолого-педагогического просвещения родителей [47, с.12]. В связи с обогащением науки новыми знаниями о развитии ребенка, роли семьи в его личностном становлении, феномене родитель
Стр.9
10 ства и психологии его формирования и сопровождения проблема повышения психолого-педагогической культуры приобрела новое звучание и требует более глубокой комплексной разработки. Современные исследования показывают, что осознанное включение родителей в единый, совместный с педагогами процесс воспитания ребенка позволяет значительно повысить его эффективность. В современной Концепции дошкольного образования (2012) отмечается, что одним из приоритетных направлений развития дошкольного образования является «усовершенствование работы с семьей: организация разных форм содействия семье в формировании личности ребенка; внедрение, в том числе и формирование, основ здорового образа жизни» [28; 46]. С введением ФГОС ДО на ДОО и родителей (законных представителей воспитанников) возлагаются ответственные социальные задачи. При этом основное условие ФГОС ДО – взаимодействие педагогического коллектива с родителями воспитанников посредством применения принципа «партнерство с семьей». Необходимо понимать, что именно партнерство с семьей (взаимодействие с родителями), позволяет объединить усилия для воспитания детей, создать атмосферу общности интересов, активизировать воспитательные умения родителей, подготовить их к восприятию нового опыта [53, с. 40]. Стандарт открывает широкие возможности для включения в процесс данного взаимодействия всех «заинтересованных субъектов» взрослого сообщества. В нем говорится: «Детство обеспечивается – и это главное – поддержкой семьи как ключевого института развития и социализации ребенка» [51]. Воспитательные функции ДОО и родителей различны, но для всестороннего развития личности ребенка необходимо их взаимодействие, построенное на принципе взаимопроникновения двух социальных институтов, а не на принципе параллельности. Педагогическая практика и данные научных исследований показывают, что многие семьи испытывают трудности в воспитании детей, которые объясняются личностными проблемами родителей: усталостью, психическими и физическими перенапряжениями, тревогой в
Стр.10