Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634840)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Организация разработки основной образовательной программы в дошкольной образовательной организации для детей с туберкулезной интоксикацией

0   0
АвторыКураева Кристина Михайловна
ИздательствоФГБОУ ВПО "ИГЛУ"
Страниц121
ID346198
АннотацияЦелью представленной магистерской диссертации является научно обосновать, разработать и частично апробировать часть ООП, формируемую участниками образовательных отношений в ДОО.
Организация разработки основной образовательной программы в дошкольной образовательной организации для детей с туберкулезной интоксикацией / К.М. Кураева .— Иркутск : ФГБОУ ВПО "ИГЛУ", 2016 .— 121 с. — URL: https://rucont.ru/efd/346198 (дата обращения: 26.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Министерство образования и науки Российской Федерации Федерально государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский государственный лингвистический университет» Евразийский лингвистический институт в г. Иркутске (филиал) Кафедра педагогики и лингводидактики К. М. КУРАЕВА Организация разработки основной образовательной программы в дошкольной образовательной организации для детей с туберкулезной интоксикацией Выпускная квалификационная работа студента группы ЕАЛИ 1 – 7 - 96 Направление подготовки: 44.04.01 Педагогическое образование профильной направленности. <...> Теоретические основы организации разработки ООП и части формируемой участниками образовательных отношений в дошкольной образовательной организации…………………………………………. <...> Структура и содержательная характеристика ООП (части, формируемая участниками образовательных отношений) в ДОО………………………………. <...> Научно-методологические подходы к разработке и реализации части ООП формируемой участниками образовательных отношений……………………………………………. <...> Разработка ООП (части формируемой участниками образовательных отношений) по основным видам деятельности…………………. <...> Структура и содержание части ООП, формируемой участниками образовательных отношений ООП в МКДОУ №15 г. Тайшет в группах оздоровительной направленности для детей с туберкулезной интоксикацией в соответствии с требованиями ФГОС ДО……………………………………………………. <...> Опыт реализации части ООП, формируемой участниками образовательных отношений в МКДОУ №15 г.Тайшет в группах оздоровительной направленности для детей с туберкулезно интоксикацией……………………………………………………………………. <...> Возникла необходимость в освоении новых моделей управления в системе дошкольного образования с появлением <...>
Организация_разработки_основной_образовательной_программы_в_дошкольной_образовательной_организации_для_детей_с_туберкулезной_интоксикацией.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации Федерально государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский государственный лингвистический университет» Евразийский лингвистический институт в г. Иркутске (филиал) Кафедра педагогики и лингводидактики К. М. КУРАЕВА Организация разработки основной образовательной программы в дошкольной образовательной организации для детей с туберкулезной интоксикацией Выпускная квалификационная работа студента группы ЕАЛИ 1 – 7 - 96 Направление подготовки: 44.04.01 Педагогическое образование профильной направленности. Управление образовательными системами Научный руководитель: Жданко Татьяна Александровна, к.п.н., доцент кафедры педагогики и лингводидактики Заведующий кафедрой __________ (дата) (дата) ____________ (подпись) Заведующий выпускающей кафедрой __________ ____________ (подпись) , к.п.н., доцент , к.п.н., доцент Иркутск 2016 г.
Стр.1
СОДЕРЖАНИЕ Введение …………………………………………………………................ 3 Глава 1. Теоретические основы организации разработки ООП и части формируемой участниками образовательных отношений в дошкольной образовательной организации…………………………………………...… 9 1.1.Структура и содержательная характеристика ООП (части, формируемая участниками образовательных отношений) в ДОО………………………………..…………………………………… 9 1.2. Научно-методологические подходы к разработке и реализации части ООП формируемой участниками образовательных отношений……………………………………………..…………….…. 17 Выводы по главе 1………………………………………………………. 33 Глава 2. Разработка ООП (части формируемой участниками образовательных отношений) по основным видам деятельности…………………... 35 2.1. Структура и содержание части ООП, формируемой участниками образовательных отношений ООП в МКДОУ №15 г. Тайшет в группах оздоровительной направленности для детей с туберкулезной интоксикацией в соответствии с требованиями ФГОС ДО……………………………………………………...…..……. 35 2.2. Опыт реализации части ООП, формируемой участниками образовательных отношений в МКДОУ №15 г.Тайшет в группах оздоровительной направленности для детей с туберкулезно интоксикацией…………………………………………………………………….... 51 Выводы по главе 2……………………………………................…....... 68 Заключение…………………………………………………………………… 70 Список литературы………………………………………………………….. 74 Приложение 1. Приказ от 16.04.2014 г. № 51…………………………….. 83 Приложение 2. Положение о рабочей группе ……………………..……… 84 Приложение 3. Анкета для родителей……………………………………... 87 Приложение 4. Итоги анкетирования родителей………………………….. 89 Приложение 5. Анкетирование педагогов…………………………………. 90 Приложение 6. Мониторинг развития обучающихся…………………….. 93 Приложение 7. Проблемно-ориентированный анализ работы ДОУ за 2013-2014 учебный год……………………………………………………… 95 Приложение 8. Итоговый тест «Готовность детей к школьному обучению»………………………………………………………………………….. 107 Приложение 9. Годовой план работы……………………………………… 110 Приложение 10. Основные направления программы «Здоровье» и их содержание…………………………………………………………………... 111 Приложение 11. Диагностический инструментарий……………………… 118 Приложение 12. Журнал здоровья…………………………………………. 120
Стр.2
3 ВВЕДЕНИЕ В сфере образования России произошла смена базовой образовательной структуры с вступлением в силу Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ, где определенно место и статус дошкольного образования как первого звена в общей системе образования. Возникла необходимость в освоении новых моделей управления в системе дошкольного образования с появлением принципиально нового документа – Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО), утвержденного Приказом Минобрнауки РФ «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17.10.2013 г. № 1155, регулирующего деятельность дошкольных образовательных организаций (ДОО). В условиях реализации новых задач, стоящих сегодня перед образованием и связанных с развитием обучающегося, возникает потребность в новом содержании и формах, организации педагогического управления на всех его уровнях. Проблемами организации педагогическим процессом в образовательных организациях занимаются такие ученые, как В. П. Симонова, Ю. В. Васильева, В. И. Зверев, А. Н. Орлова, Т. И. Шамова, М. М. Поташник, П. И. Третьяков, И. К. Шалаев и др. Идеи менеджмента в образовательном процессе рассматривалась зарубежными авторами: И. Ансоф, Ж. Блондель, В. Зигерт, Р. Михельс, К. Ханди и др. В данное время утрачивают силу Приказ Минобрнауки РФ «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» от 23.11.2009 г. № 655 и Приказ Минобрнауки РФ «Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования» от 20.07.2011 г. № 2151. Со вступлением в силу Приказа Минобрнауки РФ «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного
Стр.3
4 образования» от 17.10.2013 г. № 1155 перед ДОО остро встал вопрос о необходимости разработки основной общеобразовательной программы в части, формируемой участниками образовательных отношений в ДОО. На современном этапе увеличение эффективности организации педагогического процесса в ДОО выступает как одна из приоритетных задач в системе образования, ведущим направлением которого является организация целостного педагогического процесса на научной основе, понимание всей его сложности, знание механизмов и закономерностей педагогического взаимодействия, что способствует выполнению основной задачи образования (Л. С. Выготский, М. А. Данилов, А. В. Запорожец, В. А. Сластенин и др.). С внедрением новых нормативных документов произошли значительные перемены образовательной работы в ДОО, возникла необходимость в организации разработки Основной образовательной программы (ООП), в частности, части, формируемой участниками образовательных отношений, что актуализирует проблему работы в ДОО. В сфере дошкольного образования существуют разные виды примерных ООП, все они направлены на разностороннее развитие обучающихся дошкольного возраста с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, а также являются руководством для подготовки к школе на основе индивидуального подхода и детских видов деятельности (например, ООП под редакцией Л. А. Парамоновой, В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Г. Г. Григорьева, Н. Е. Вераксы и др.). При этом разработка части, формируемая участниками образовательных отношений, ООП в ДОО почти не рассматривается. Исходя из опыта работы педагогов, в самостоятельном выборе структуры и содержательном наполнении данной части программы, ориентируясь на раннее существовавшие требования к документам подобного рода, мы можем заметить, что такая деятельность, к сожалению, вызывает у практиков дошкольного образования множество затруднений и вопросов. В процессе разработки части, формируемой участниками образовательных отношений ООП в ДОО, мы выявили ряд противоречий:
Стр.4
5  между необходимостью разработки ООП в соответствии с ФГОС ДО и отсутствием методического сопровождения данного процесса;  между объективно обусловленной необходимостью разработки части, формируемой участниками образовательных отношений ООП в ДОО с учетом теоретически обоснованных принципов управленческой деятельности, таких как гуманизация, интеграция, комплексность, и недостаточной разработанностью научно-методологических подходов и принципов реализации ООП (части, формируемой участниками образовательных отношений) в ДОО;  между потребностью в разработке структуры и содержания ООП (части, формируемой участниками образовательных отношений) и недостаточной разработанностью содержательно-методического обеспечения данного процесса. Таким образом, анализ педагогической деятельности показывает, что возникает необходимость в разработке и реализации ООП части, формируемой участниками образовательных отношений в ДОО разного вида, что и актуализирует тему исследования «Организация разработки основной образовательной программы в дошкольной образовательной организации для детей с туберкулезной интоксикацией». Цель исследования: научно обосновать, разработать и частично апробировать часть ООП, формируемую участниками образовательных отношений в ДОО. Объект исследования: организация разработки части ООП в ДОО. Предмет исследования: процесс разработки ООП, части, формируемой участниками образовательных отношений в ДОО. Гипотеза исследования: мы предполагаем, что процесс разработки ООП (части, формируемой участниками образовательных отношений) в ДОО будет эффективным, если: – охарактеризованы научно-методологические подходы к разработке ООП (части, формируемой участниками образовательных отношений);
Стр.5
6 – разработана структура и содержание ООП (части, формируемой участниками образовательных отношений) в МКДОУ № 15 г. Тайшета (в группах оздоровительной направленности для детей с туберкулезной интоксикацией, часто болеющих с приоритетным направлением деятельности по проведению профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур) в соответствии с требованиями ФГОС ДО. Задачи исследования: 1. Дать сущностную характеристику ООП и части, формируемой участниками образовательного процесса в ДОО. 2. Охарактеризовать научно-методологические подходы к разработке ООП (части, формируемой участниками образовательных отношений). 3. Разработать структуру и содержание ООП (части, формируемой участниками образовательных отношений) в МКДОУ № 15 г. Тайшета в группах оздоровительной направленности для детей с туберкулезной интоксикацией, часто болеющих с приоритетным направлением деятельности по проведению профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур в соответствии с требованиями ФГОС ДО. 4. Апробировать ООП – часть, формируемую участниками образовательных отношений в МКДОУ № 15 г. Тайшета. Методологическая основа исследования: – теоретико-методологические основы управления образовательной организцией (В. Г. Афанасьев, М. К. Бочаров, Д. М. Гвишиани, Т. И. Заславская, Г. Х. Попов, А. И. Пригожин, А. М. Омаров, Э. Г. Юдин) и менеджмента (М. Альберт, М. Вудкок, М. Х. Мескон, Ф. А. Тейлор, Г. Форд, Д. Френсис, Ф. Хедоури, Г. Эмерсон и др.); – современные подходы к организации научно-методической работы в образовательной организации (В. И. Зверева, Ю. А. Конаржевский, В. П. Симонов, А. П. Ситник, П. И. Третьяков, Л. И. Филатова, Т. И. Шамова и др.).
Стр.6
7 – основы управления дошкольным образованием (К. Ю. Белая, Е. Ю. Демурова, А. К. Бондаренко, Т. С. Комарова, Н. А. Короткова, Л. Г. Семушина, Р. Я. Спружа, Р. Б. Стеркина и др.). Методы исследования: теоретические (анализ и обобщение управленческой, психолого-педагогической литературы); социологические (беседа, опрос, тестирование, анкетирование). Этапы исследования: 1 этап (2013-2014) – поисково-теоретический: на этом этапе происходило изучение проблем организации структуры и содержания части, формируемой участниками образовательных отношений ООП ДОО, уточнялись цель, объект, предмет и гипотеза исследования, выявлялся уровень готовности руководителя и педагогов в разработке ООП в ДОО. 2 этап (2014-2015) – опытно-экспериментальный: на этом этапе проводилась разработка структуры и содержание ООП части, формируемой участниками образовательных отношений, в ходе которой выявлялась эффективность внесенных в педагогический процесс изменений. 3 этап (2015-2016) – заключительный: на этом этапе проходила частичная апробация и обобщение результатов исследования. Научная новизна исследования заключается в обеспечении методического сопровождения разработки ООП части, формируемой участниками образовательных отношений в ДОО. Теоретическая значимость состоит в том, что разработанная часть ООП, формируемая участниками образовательных отношений в МКДОУ № 15 г. Тайшета, основана на использовании принципов управленческой деятельности, таких как гуманизация, интеграция, индивидуализация, комплексность, что, по нашему мнению, обогащает теорию управления ДОО в современных условиях. Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанные структура и содержание ООП части, формируемой участниками об
Стр.7
8 разовательных отношений, могут использоваться при организации образовательного процесса в ДОО. База исследования: МКДОУ № 15 г. Тайшета Иркутской области в группах оздоровительной направленности для детей с туберкулезной интоксикацией, часто болеющих с приоритетным направлением деятельности по проведению профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур с 10.09.2014 г. по 20.03.2016 г. Очередность поставленных в работе задач соответствуют структуре исследования, которая включает в себя введение, две главы, заключение, список литературы и одиннадцать приложений, дополняющех основной текст.
Стр.8
9 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАЗРАБОТКИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ, ЧАСТИ ФОРМИРУЕМОЙ УЧАСТНИКАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 1.1. Структура и содержательная характеристика ООП и части формируемой участниками образовательных отношений в дошкольной образовательной организации Определяя сущность понятия «основная общеобразовательная программа», первоначально обратимся к сущности термина «программа». В словаре А. М. Прохорова понятие «программа» рассматривается как объявление, предписание, распоряжение. Понятие определялось несколькими трактовками, имеющими общий смысл: программа представляет пошаговый способ в определении какого-либо действия, план деятельности работ, конечной целью должна быть реализация в организации или отдельного деятеля, соотносимая с каким-либо идеалом, предполагающая разные пути своего достижения и не содержащая изначальных гарантий своей реализуемости [74]. В соответствии с положениями Закона Российской Федерации «Об Образовании в Российской Федерации» (2012), образовательная программа является нормативно-управленческим документом образовательной организации, которая характеризует специфику содержания образования и особенности организации учебно-воспитательного процесса. Согласно ст. 2 п. 9 данного закона образовательная программа представляется комплексом основных характеристик образования, охватывающим объем, планируемые результаты, организационно-педагогические условия, формы аттестации, который представлены в виде учебного плана, календарного
Стр.9
10 учебного графика, рабочих программ, учебных предметов, прочих компонентов, а кроме того оценочных и методических материалов [2]. Анализ научной педагогической литературы позволил нам выявить, что существуют различные трактовки понятия «образовательная программа». Так, в представлении С. А. Кузьмина, «образовательная программа» – нормативно-управленческий документ, аргументирующий выбор цели, содержания, применяемых методов и технологий, форм организации воспитательнообразовательного процесса в каждой конкретной образовательной организации (далее – ДОО) [36]. По определению К. Ю. Белой, «основная общеобразовательная программа», рассматривается как обязательный документ в ДОО, определяющий специфику организации воспитательно-образовательного процесса, содержание, формы, с учетом ФГОС ДО [20]. Данное определение наиболее полно представлено у Л. М. Денякина, который считает, что основная образовательная программа в дошкольной образовательной организации (ООП в ДОО) является, прежде всего, ансамблем определенного содержания образования, средством педагогической коммуникации, содержащим формы, методы и средства обучения и воспитания, а также кадровые и материальные условия для реализации образовательных потребностей обучающихся, что является для нас более развернутым [28]. Рассматривая теоретические подходы по разработке ООП, мы обнаружили, что у ученых (Ю. В. Васильева, А. Н. Орлова, М. М. Поташник, В. П. Симонова и др.) отсутствует единая точка зрения по определению сущности понятия «образовательная программа», однако, определена суть программы, которая состоит в организации благоприятных условий для полноценного, всестороннего становления психических и физических качеств обучающихся в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями [48, с. 256]. Таким образом, на основе анализа трактовок сущности понятия «образовательная программа», мы пришли к выводу, что при ее разработке все
Стр.10