Министерство образования и науки Российской Федерации
Федерально государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Московский государственный лингвистический университет»
Евразийский лингвистический институт в г. Иркутске (филиал)
Кафедра педагогики и лингводидактики
К. М. КУРАЕВА
Организация разработки основной образовательной программы в
дошкольной образовательной организации для детей с туберкулезной
интоксикацией
Выпускная квалификационная работа студента группы ЕАЛИ 1 – 7 - 96
Направление подготовки: 44.04.01 Педагогическое образование профильной
направленности. Управление образовательными системами
Научный руководитель: Жданко Татьяна Александровна, к.п.н., доцент кафедры
педагогики и лингводидактики
Заведующий кафедрой
__________
(дата)
(дата)
____________
(подпись)
Заведующий выпускающей кафедрой
__________
____________
(подпись)
, к.п.н., доцент
, к.п.н., доцент
Иркутск 2016 г.
Стр.1
СОДЕРЖАНИЕ
Введение …………………………………………………………................
3
Глава 1. Теоретические основы организации разработки ООП и части
формируемой участниками образовательных отношений в дошкольной
образовательной организации…………………………………………...… 9
1.1.Структура и содержательная характеристика ООП (части, формируемая
участниками образовательных отношений) в
ДОО………………………………..…………………………………… 9
1.2. Научно-методологические подходы к разработке и реализации
части ООП формируемой участниками образовательных
отношений……………………………………………..…………….…. 17
Выводы по главе 1………………………………………………………. 33
Глава 2. Разработка ООП (части формируемой участниками образовательных
отношений) по основным видам деятельности…………………... 35
2.1. Структура и содержание части ООП, формируемой участниками
образовательных отношений ООП в МКДОУ №15 г. Тайшет в
группах оздоровительной направленности для детей с туберкулезной
интоксикацией в соответствии с требованиями
ФГОС ДО……………………………………………………...…..……. 35
2.2. Опыт реализации части ООП, формируемой участниками образовательных
отношений в МКДОУ №15 г.Тайшет в группах оздоровительной
направленности для детей с туберкулезно интоксикацией……………………………………………………………………....
51
Выводы по главе 2……………………………………................…....... 68
Заключение…………………………………………………………………… 70
Список литературы………………………………………………………….. 74
Приложение 1. Приказ от 16.04.2014 г. № 51…………………………….. 83
Приложение 2. Положение о рабочей группе ……………………..……… 84
Приложение 3. Анкета для родителей……………………………………... 87
Приложение 4. Итоги анкетирования родителей………………………….. 89
Приложение 5. Анкетирование педагогов…………………………………. 90
Приложение 6. Мониторинг развития обучающихся…………………….. 93
Приложение 7. Проблемно-ориентированный анализ работы ДОУ за
2013-2014 учебный год……………………………………………………… 95
Приложение 8. Итоговый тест «Готовность детей к школьному обучению»…………………………………………………………………………..
107
Приложение
9. Годовой план работы……………………………………… 110
Приложение 10. Основные направления программы «Здоровье» и их
содержание…………………………………………………………………... 111
Приложение 11. Диагностический инструментарий……………………… 118
Приложение 12. Журнал здоровья…………………………………………. 120
Стр.2
3
ВВЕДЕНИЕ
В сфере образования России произошла смена базовой образовательной
структуры с вступлением в силу Федерального закона «Об образовании в
Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ, где определенно место и
статус дошкольного образования как первого звена в общей системе образования.
Возникла необходимость в освоении новых моделей управления в системе
дошкольного образования с появлением принципиально нового документа
– Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного
образования (ФГОС ДО), утвержденного Приказом Минобрнауки
РФ «Об утверждении Федерального государственного образовательного
стандарта дошкольного образования» от 17.10.2013 г. № 1155, регулирующего
деятельность дошкольных образовательных организаций (ДОО). В условиях
реализации новых задач, стоящих сегодня перед образованием и связанных
с развитием обучающегося, возникает потребность в новом содержании
и формах, организации педагогического управления на всех его уровнях.
Проблемами организации педагогическим процессом в образовательных
организациях занимаются такие ученые, как В. П. Симонова, Ю. В. Васильева,
В. И. Зверев, А. Н. Орлова, Т. И. Шамова, М. М. Поташник,
П. И. Третьяков, И. К. Шалаев и др. Идеи менеджмента в образовательном
процессе рассматривалась зарубежными авторами: И. Ансоф, Ж. Блондель,
В. Зигерт, Р. Михельс, К. Ханди и др.
В данное время утрачивают силу Приказ Минобрнауки РФ «Об утверждении
и введении в действие федеральных государственных требований к
структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»
от 23.11.2009 г. № 655 и Приказ Минобрнауки РФ «Об утверждении
федеральных государственных требований к условиям реализации основной
общеобразовательной программы дошкольного образования» от 20.07.2011 г.
№ 2151. Со вступлением в силу Приказа Минобрнауки РФ «Об утверждении
Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного
Стр.3
4
образования» от 17.10.2013 г. № 1155 перед ДОО остро встал вопрос о необходимости
разработки основной общеобразовательной программы в части,
формируемой участниками образовательных отношений в ДОО.
На современном этапе увеличение эффективности организации педагогического
процесса в ДОО выступает как одна из приоритетных задач в системе
образования, ведущим направлением которого является организация
целостного педагогического процесса на научной основе, понимание всей его
сложности, знание механизмов и закономерностей педагогического взаимодействия,
что способствует выполнению основной задачи образования
(Л. С. Выготский, М. А. Данилов, А. В. Запорожец, В. А. Сластенин и др.).
С внедрением новых нормативных документов произошли значительные
перемены образовательной работы в ДОО, возникла необходимость в
организации разработки Основной образовательной программы (ООП), в
частности, части, формируемой участниками образовательных отношений,
что актуализирует проблему работы в ДОО. В сфере дошкольного образования
существуют разные виды примерных ООП, все они направлены на разностороннее
развитие обучающихся дошкольного возраста с учетом возрастных
и индивидуальных особенностей, а также являются руководством для
подготовки к школе на основе индивидуального подхода и детских видов деятельности
(например, ООП под редакцией Л. А. Парамоновой, В. И. Логинова,
Т. И. Бабаева, Г. Г. Григорьева, Н. Е. Вераксы и др.). При этом разработка
части, формируемая участниками образовательных отношений, ООП в
ДОО почти не рассматривается.
Исходя из опыта работы педагогов, в самостоятельном выборе структуры
и содержательном наполнении данной части программы, ориентируясь
на раннее существовавшие требования к документам подобного рода, мы
можем заметить, что такая деятельность, к сожалению, вызывает у практиков
дошкольного образования множество затруднений и вопросов.
В процессе разработки части, формируемой участниками образовательных
отношений ООП в ДОО, мы выявили ряд противоречий:
Стр.4
5
между необходимостью разработки ООП в соответствии с ФГОС ДО
и отсутствием методического сопровождения данного процесса;
между объективно обусловленной необходимостью разработки части,
формируемой участниками образовательных отношений ООП в ДОО с
учетом теоретически обоснованных принципов управленческой деятельности,
таких как гуманизация, интеграция, комплексность, и недостаточной
разработанностью научно-методологических подходов и принципов реализации
ООП (части, формируемой участниками образовательных отношений) в
ДОО;
между потребностью в разработке структуры и содержания ООП (части,
формируемой участниками образовательных отношений) и недостаточной
разработанностью содержательно-методического обеспечения данного
процесса.
Таким образом, анализ педагогической деятельности показывает, что
возникает необходимость в разработке и реализации ООП части, формируемой
участниками образовательных отношений в ДОО разного вида, что и актуализирует
тему исследования «Организация разработки основной образовательной
программы в дошкольной образовательной организации для детей
с туберкулезной интоксикацией».
Цель исследования: научно обосновать, разработать и частично апробировать
часть ООП, формируемую участниками образовательных отношений
в ДОО.
Объект исследования: организация разработки части ООП в ДОО.
Предмет исследования: процесс разработки ООП, части, формируемой
участниками образовательных отношений в ДОО.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что процесс разработки
ООП (части, формируемой участниками образовательных отношений) в
ДОО будет эффективным, если:
– охарактеризованы научно-методологические подходы к разработке
ООП (части, формируемой участниками образовательных отношений);
Стр.5
6
– разработана структура и содержание ООП (части, формируемой
участниками образовательных отношений) в МКДОУ № 15 г. Тайшета (в
группах оздоровительной направленности для детей с туберкулезной интоксикацией,
часто болеющих с приоритетным направлением деятельности по
проведению профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур)
в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
Задачи исследования:
1.
Дать сущностную характеристику ООП и части, формируемой
участниками образовательного процесса в ДОО.
2. Охарактеризовать научно-методологические подходы к разработке
ООП (части, формируемой участниками образовательных отношений).
3.
Разработать структуру и содержание ООП (части, формируемой
участниками образовательных отношений) в МКДОУ № 15 г. Тайшета в
группах оздоровительной направленности для детей с туберкулезной интоксикацией,
часто болеющих с приоритетным направлением деятельности по
проведению профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур
в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
4. Апробировать ООП – часть, формируемую участниками образовательных
отношений в МКДОУ № 15 г. Тайшета.
Методологическая основа исследования:
– теоретико-методологические основы управления образовательной организцией
(В. Г. Афанасьев, М. К. Бочаров, Д. М. Гвишиани, Т. И. Заславская,
Г. Х. Попов, А. И. Пригожин, А. М. Омаров, Э. Г. Юдин) и менеджмента
(М. Альберт, М. Вудкок, М. Х. Мескон, Ф. А. Тейлор, Г. Форд, Д. Френсис,
Ф. Хедоури, Г. Эмерсон и др.);
– современные подходы к организации научно-методической работы в
образовательной организации (В. И. Зверева, Ю. А. Конаржевский,
В. П. Симонов, А. П. Ситник, П. И. Третьяков, Л. И. Филатова,
Т. И. Шамова и др.).
Стр.6
7
– основы управления дошкольным образованием (К. Ю. Белая,
Е. Ю. Демурова, А. К. Бондаренко, Т. С. Комарова, Н. А. Короткова,
Л. Г. Семушина, Р. Я. Спружа, Р. Б. Стеркина и др.).
Методы исследования: теоретические (анализ и обобщение управленческой,
психолого-педагогической литературы); социологические (беседа,
опрос, тестирование, анкетирование).
Этапы исследования:
1 этап (2013-2014) – поисково-теоретический: на этом этапе происходило
изучение проблем организации структуры и содержания части, формируемой
участниками образовательных отношений ООП ДОО, уточнялись
цель, объект, предмет и гипотеза исследования, выявлялся уровень готовности
руководителя и педагогов в разработке ООП в ДОО.
2 этап (2014-2015) – опытно-экспериментальный: на этом этапе проводилась
разработка структуры и содержание ООП части, формируемой участниками
образовательных отношений, в ходе которой выявлялась эффективность
внесенных в педагогический процесс изменений.
3 этап (2015-2016) – заключительный: на этом этапе проходила частичная
апробация и обобщение результатов исследования.
Научная новизна исследования заключается в обеспечении методического
сопровождения разработки ООП части, формируемой участниками
образовательных отношений в ДОО.
Теоретическая значимость состоит в том, что разработанная часть
ООП, формируемая участниками образовательных отношений в МКДОУ
№ 15 г. Тайшета, основана на использовании принципов управленческой деятельности,
таких как гуманизация, интеграция, индивидуализация, комплексность,
что, по нашему мнению, обогащает теорию управления ДОО в
современных условиях.
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанные
структура и содержание ООП части, формируемой участниками об
Стр.7
8
разовательных отношений, могут использоваться при организации образовательного
процесса в ДОО.
База исследования: МКДОУ № 15 г. Тайшета Иркутской области в
группах оздоровительной направленности для детей с туберкулезной интоксикацией,
часто болеющих с приоритетным направлением деятельности по
проведению профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур
с 10.09.2014 г. по 20.03.2016 г.
Очередность поставленных в работе задач соответствуют структуре
исследования, которая включает в себя введение, две главы, заключение,
список литературы и одиннадцать приложений, дополняющех основной
текст.
Стр.8
9
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ
РАЗРАБОТКИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ,
ЧАСТИ ФОРМИРУЕМОЙ УЧАСТНИКАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
ОТНОШЕНИЙ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ОРГАНИЗАЦИИ
1.1. Структура и содержательная характеристика ООП и части
формируемой участниками образовательных отношений в дошкольной
образовательной организации
Определяя сущность понятия «основная общеобразовательная программа»,
первоначально обратимся к сущности термина «программа».
В словаре А. М. Прохорова понятие «программа» рассматривается как
объявление, предписание, распоряжение. Понятие определялось несколькими
трактовками, имеющими общий смысл: программа представляет пошаговый
способ в определении какого-либо действия, план деятельности работ,
конечной целью должна быть реализация в организации или отдельного
деятеля, соотносимая с каким-либо идеалом, предполагающая разные пути
своего достижения и не содержащая изначальных гарантий своей
реализуемости [74].
В соответствии с положениями Закона Российской Федерации «Об
Образовании в Российской Федерации» (2012), образовательная программа
является нормативно-управленческим документом образовательной организации,
которая характеризует специфику содержания образования и
особенности организации учебно-воспитательного процесса. Согласно
ст. 2 п. 9 данного закона образовательная программа представляется
комплексом основных характеристик образования, охватывающим объем,
планируемые результаты, организационно-педагогические условия, формы
аттестации, который представлены в виде учебного плана, календарного
Стр.9
10
учебного графика, рабочих программ, учебных предметов, прочих
компонентов, а кроме того оценочных и методических материалов [2].
Анализ научной педагогической литературы позволил нам выявить, что
существуют различные трактовки понятия «образовательная программа».
Так, в представлении С. А. Кузьмина, «образовательная программа» – нормативно-управленческий
документ, аргументирующий выбор цели, содержания,
применяемых методов и технологий, форм организации воспитательнообразовательного
процесса в каждой конкретной образовательной организации
(далее – ДОО) [36].
По определению К. Ю. Белой, «основная общеобразовательная программа»,
рассматривается как обязательный документ в ДОО, определяющий
специфику организации воспитательно-образовательного процесса, содержание,
формы, с учетом ФГОС ДО [20].
Данное определение наиболее полно представлено у Л. М. Денякина,
который считает, что основная образовательная программа в дошкольной образовательной
организации (ООП в ДОО) является, прежде всего, ансамблем
определенного содержания образования, средством педагогической коммуникации,
содержащим формы, методы и средства обучения и воспитания, а
также кадровые и материальные условия для реализации образовательных
потребностей обучающихся, что является для нас более развернутым [28].
Рассматривая теоретические подходы по разработке ООП, мы обнаружили,
что у ученых (Ю. В. Васильева, А. Н. Орлова, М. М. Поташник,
В. П. Симонова и др.) отсутствует единая точка зрения по определению сущности
понятия «образовательная программа», однако, определена суть программы,
которая состоит в организации благоприятных условий для полноценного,
всестороннего становления психических и физических качеств обучающихся
в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями
[48, с. 256].
Таким образом, на основе анализа трактовок сущности понятия «образовательная
программа», мы пришли к выводу, что при ее разработке все
Стр.10