МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Московский государственный лингвистический университет»
Евразийский лингвистический институт в г. Иркутске (филиал)
Кафедра педагогики и лингводидактики
Семенова Ирина Сергеевна
ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
В КЛАССАХ С ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИМ УКЛОНОМ
В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ
Выпускная квалификационная работа студента группы ЕАЛИ9-7-45
Направление подготовки/ специальность: 45.04.02 Лингвистика
Направленность (профиль): Инновации в обучении языку и культуре
Научный руководитель:
канд. пед. наук, доцент, доцент кафедры педагогики и лингводидактики
Казанцева А.А.
____________ «___» ______________ 20__ г.
(подпись)
И. о. заведующего кафедрой:
канд. пед. наук, доцент Жданко Т.А.
____________ «___» ______________ 20__ г.
(подпись)
И.о. заведующего выпускающей кафедрой педагогики и лингводидактики
канд. пед. наук, доцент Жданко Т.А.
____________ «___» ______________ 20__ г.
(подпись)
Иркутск 2016
Стр.1
2
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. Теоретические основы формирования учебной компетенции
на уроках английского языка в классах с физико-математическим
уклоном……………………………………………………………………7
1.1 Сущностная характеристика учебной компетенции в контексте
современного языкового образования ……………………………………7
1.2 Особенности преподавания английского языка в классах с физикоматематическим
уклоном …………………………………………………10
1.3 Учебная компетенция и ее значимость для организации самостоятельной
работы на уроках английского языка в классах с физикоматематическим
уклоном………………………………………………...14
Выводы по главе 1 ……………………………………………………………..17
ГЛАВА 2. Процесс формирования учебной компетенции на уроках
английского языка в классах с физико-математическим
уклоном…………………………………………………………...………18
2.1 Современные технологии формирования учебной компетенции на уроках
иностранного (английского) языка в классах с физико-математическим
уклоном …………………………………………………………………...18
2.2 Этапы формирования учебной компетенции на уроках иностранного
(английского) языка в классах с физико-математическим уклоном…..25
2.3 Методические рекомендации по организации работы на уроках
английского языка с УМК для общеобразовательных классов New
Millennium English в старших классах с физико-математическим
уклоном по формированию учебной компетенции ……………....……29
Выводы по главе 2 …………………………………………………………….54
Заключение………………………………………………………...……………55
Библиографический список……………………………..…………..…..……56
Стр.2
3
ВВЕДЕНИЕ
Исходя из преобразований и изменений в образовании, на данный
момент школа является главным фактором формирования актуальных
жизненных установок личности. Переориентация образования на приоритет
развития способов самостоятельного получения знаний обусловливает
постановку проблемы учебной компетенции, как личностно-осмысленного
опыта успешной реализации познавательной деятельности, подразумевая под
этим опытом обладание обучающимися комплексным алгоритмом,
интегрирующим набор взаимосвязанных смысловых ориентаций, знаний,
навыков и умений,
позволяющих
эффективно
организовать
самоуправляемую деятельность по разрешению учебно-познавательных
задач, которой сопутствует овладение необходимыми для их разрешения
знаниями и умениями по нахождению, обработке и последующему
применению информации.
В магистерской диссертации рассматривается вопрос формирования
учебной компетенции на уроках английского языка в классах с физикоматематическим
уклоном, так как рассмотрение данного аспекта является
важным в рамках профильного обучения для обеспечения «формирования
готовности обучающихся к самосовершенствованию и беспрерывному
образованию, активной учебно-познавательной деятельности обучающихся»,
а также освоение «способности к построению индивидуальной
образовательной траектории», которые прописаны в федеральных
государственных стандартах второго поколения и необходимы для их
осуществления [27].
Актуальность настоящего исследования обусловлена, прежде всего,
тем, что учебная компетенция является фактором академической
мобильности, т.е. успешности учебы в школе и готовности продолжения
обучения в учреждениях профессионального образования; фактором
профессиональной мобильности личности, обеспечивающей реализацию
современной политики непрерывного образования; а также фактором,
Стр.3
4
повышающим результативность работы школы, призванной осуществлять
программу общего образования.
В рамках изучения иностранного языка, учебная компетенция – это
способность и готовность к эффективному осуществлению учебной
деятельности при овладении иностранным языком как учебной дисциплиной.
Она призвана рационализировать процесс овладения иноязычным общением
в старших классах с физико-математическим уклоном.
Исследованиями возможности формирования учебной компетенции на
уроках английского языка в различных аспектах посвящены работы
Елашкиной Н.В., Денисовой С.А., Роготнева Н. С., Шамардина Т.В., Ятаева
Е.В., Якиманская И.С., Бондаревская Е.В., Коряковцева Н.Ф. и др. Данными
авторами были разработаны методики и технологии формирования учебной
компетенции на основе современных информационных и коммуникационных
технологий, при обучении чтению на иностранном языке, в условиях
дистанционного обучения, но ни одна найденная нами работа этих или
других авторов не рассматривает формирование учебной компетенции в
профильных (физико-математических) классах старшей школы.
Объектом исследования является процесс обучения английскому
языку в классах с физико-математическим уклоном в рамках реализации
федеральных государственных образовательных стандартов второго
поколения.
Предметом исследования является формирование учебной
компетенции в процессе обучения английскому языку в классах с физикоматематическим
уклоном в рамках реализации федеральных
государственных образовательных стандартов второго поколения.
Целью исследования
является
теоретическое обоснование
эффективности и разработка алгоритма формирования учебной компетенции
на уроках английского языка в классах с физико-математическим уклоном.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
Стр.4
5
1. Рассмотреть сущность и лингводидактическую значимость учебной
компетенции.
2. Обосновать роль учебной компетенции при организации
самостоятельной работы.
3. Выявить особенности преподавания английского языка в классах с
физико-математическим уклоном.
4. Рассмотреть современные технологии формирования учебной
компетенции на уроках английского языка в классах с физикоматематическим
уклоном.
5. Разработать методические рекомендации по организации
формирования учебной компетенции на уроках английского языка в классах
с физико-математическим уклоном в рамках реализации федеральных
государственных образовательных стандартов второго поколения.
Научная новизна данного исследования заключается в уточнении и
конкретизации основных положений теории формирования учебной
компетенции применительно к старшим классам с физико-математическим
уклоном.
Практическая ценность проведенного исследования заключается в
возможности использования материалов исследования и разработанных
методических рекомендаций по организации работы на уроках английского
языка в классах с физико-математическим уклоном по формированию
учебной компетенции при дальнейшей работе с обучающимися старшей
школы.
Теоретическая значимость заключается в возможности дальнейшего
использования полученных результатов в исследованиях формирования
учебной компетенции в профильных классах старшей школы в рамках
реализации федеральных государственных образовательных стандартов
второго поколения.
Структура работы традиционна. Работа состоит из введения, двух
глав, выводов после каждой из глав, заключения и библиографического
Стр.5