Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634757)
Контекстум
.

Волшебные сказки Лидии Чарской

0   0
Первый авторНиконенко
Издательство[Б.и.]
Страниц4
ID3456
АннотацияОб авторе (Чарская Лидия Алексеевна).
Кому рекомендованоОб авторе
Никоненко, Ст. Волшебные сказки Лидии Чарской : Очерк / Ст. Никоненко .— : [Б.и.], 1994 .— 4 с. — Критика .— URL: https://rucont.ru/efd/3456 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Существуй в ту пору книга рекордов Гиннеса, Лидия Чарская наверняка бы туда попала. <...> Причем Лидия Чарская успевала не только писать книги, но и выступать на сцене Александринского театра в Петербурге, где она проработала четверть века! <...> Они о быте, о мальчиках и девочках, юношах, девушках преимущественно, но многие герои писательницы мечтают о том, чтобы их жизнь преобразилась, перестала быть серой, будничной, то есть, в общем-то, о том, чтобы в их судьбу пришла сказка. <...> А после революции ее книги даже изымали из библиотек. <...> Вот так и случилось, что последняя книга писательницы при жизни вышла в 1918 году, хотя прожила она еще двадцать лет. <...> Известно настоящее имя писательницы - Лидия Алексеевна Чурилова (урожденная Воронова). <...> Известно также, что уже в десять лет будущая писательница сочиняла стихи, а в пятнадцать лет начала вести дневник, который впоследствии помогал ей достоверно воссоздавать обстановку женских институтов - учебных заведений для девочек, типы педагогов и учащихся. <...> Лидия Воронова окончила Павловский институт в Петербурге, а вспыхнувшая в раннем детстве любовь к театру привела ее на сцену Александринского театра. <...> С начала века одна за другой стали появляться книги писательницы Лидии Чарской (такой она себе выбрала псевдоним) - повести для детей, для юношества, сказки, сборники рассказов, пьес, стихов. <...> И следует сказать, что, видимо, самым значительным произведением ее стала небольшая публицистическая книжка в полтора десятка страниц, вышедшая в 1909 году, "Профанация стыда", книжка в защиту детей от взрослых, книжка, резко и страстно осуждающая применение телесных наказаний в учебных заведениях дореволюционной России. <...> В этой книжке запечатлены все лучшие душевные свойства Чарской, которые и побуждали ее писать для детей и о детях: уважение к личности ребенка, стремление уберечь ребенка от зла, воспитать в нем доброту, отзывчивость, человечность, веру в светлое начало в мире, любовь к труду <...>
Волшебные_сказки_Лидии_Чарской.pdf
Ст. Никоненко. Волшебные сказки Лидии Чарской ----------------------------------------------------------------------Чарская Л. Волшебная сказка. Повести. - М., Пресса, 1994. OCR & SpellCheck: Zmiy (zmiy@inbox.ru), 23 июня 2003 года ----------------------------------------------------------------------Видимо, самой волшебной (если можно так выразиться) сказкой является то, что была некогда, теперь почти уже в незапамятные времена, такая писательница, как Лидия Чарская, которая за пятнадцать лет выпустила около восьмидесяти книг. Существуй в ту пору книга рекордов Гиннеса, Лидия Чарская наверняка бы туда попала. Причем Лидия Чарская успевала не только писать книги, но и выступать на сцене Александринского театра в Петербурге, где она проработала четверть века! А в содержании произведений Лидии Чарской ничего волшебного нет. Они о быте, о мальчиках и девочках, юношах, девушках преимущественно, но многие герои писательницы мечтают о том, чтобы их жизнь преобразилась, перестала быть серой, будничной, то есть, в общем-то, о том, чтобы в их судьбу пришла сказка. При жизни, да и после смерти, Чарская многократно подвергалась разгромной критике. А после революции ее книги даже изымали из библиотек. Вот так и случилось, что последняя книга писательницы при жизни вышла в 1918 году, хотя прожила она еще двадцать лет. Вот так и случилось, что сведения о ней весьма скудны. Неизвестны ни точная дата ее рождения (1875 или 1876), ни место рождения (Кавказ или Петербург), неизвестны точная дата смерти (1937 или 1938) и место (предположительно - Крым). Известно настоящее имя писательницы - Лидия Алексеевна Чурилова (урожденная Воронова). Известно также, что уже в десять лет будущая писательница сочиняла стихи, а в пятнадцать лет начала вести дневник, который впоследствии помогал ей достоверно воссоздавать обстановку женских институтов - учебных заведений для девочек, типы педагогов и учащихся. Лидия Воронова окончила Павловский институт в Петербурге, а вспыхнувшая в раннем детстве любовь к театру привела ее на сцену Александринского театра. С начала века одна за другой стали появляться книги писательницы Лидии Чарской (такой она себе выбрала псевдоним) - повести для детей, для юношества, сказки, сборники рассказов, пьес, стихов. И следует сказать, что, видимо, публицистическая книжка в полтора десятка страниц, вышедшая в 1909 году, - "Профанация стыда", книжка в защиту самым значительным произведением ее стала небольшая детей от взрослых, книжка, резко и страстно осуждающая применение телесных наказаний в учебных заведениях дореволюционной России. В этой книжке запечатлены все лучшие душевные свойства Чарской, которые и побуждали ее писать для детей и о детях: уважение к личности ребенка, стремление уберечь ребенка от зла, воспитать в нем доброту, отзывчивость, человечность, веру в светлое начало в мире, любовь к труду, привить маленькому человеку простые и вековые моральные нормы - не убей, не укради, возлюби ближнего своего... Простой язык, бесхитростные сюжеты, доступные пониманию юного читателя ситуации и взаимоотношения персонажей в произведениях Чарской снискали ей дотоле невиданную популярность у тех, кому были адресованы повести и рассказы писательницы - у детей и подростков. Взрослому читателю такая популярность была непонятна. Они искали объяснение этому явлению и зачастую сказывались несправедливыми к писательнице. Уместно привести эпизод из книги писателя Леонида Борисова "Родители, наставники, поэты...", где он описывает посещение книжного склада, где некоторое время работал, Марией Федоровной Андреевой, знаменитой актрисой, женой Горького (в эпизоде присутствует также известный театральный критик Кугель). Борисов предложил актрисе посмотреть книги Чарской, сохранившиеся в изобилии на книжном складе дореволюционного издательства:
Стр.1