Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Экономика, управление и организация сельскохозяйственного производства: методические указания для практических занятий (220,00 руб.)

0   0
Первый авторПенкин Анатолий Алексеевич
ИздательствоРИЦ СГСХА
Страниц76
ID343413
АннотацияМетодические указания содержат теоретический материал, список рекомендованной учебной литературы, контрольные вопросы.
Кому рекомендованоУчебное издание предназначено для аспирантов, обучающихся по направлению подготовки 38.06.01 Экономика (уровень подготовки кадров высшей квалификации).
Пенкин, А.А. Экономика, управление и организация сельскохозяйственного производства: методические указания для практических занятий / А.А. Пенкин .— Самара : РИЦ СГСХА, 2014 .— 76 с. — URL: https://rucont.ru/efd/343413 (дата обращения: 26.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Самарская государственная сельскохозяйственная академия» А. А. Пенкин Экономика, управление и организация сельскохозяйственного производства Методические указания для практических занятий Кинель РИЦ СГСХА 2014 1 УДК 631.153 ББК 65.9 (2) 23 П-75 Пенкин, А. <...> П-75 Экономика, управление и организация сельскохозяйственного производства : методические указания для практических занятий / А. А. Пенкин. <...> Методические указания содержат теоретический материал, список рекомендованной учебной литературы, контрольные вопросы. <...> Предприятие в условиях рыночной экономики Цель занятия: изучить особенности работы предприятия в условиях рыночной экономики. <...> Экономика предприятия рассматривает механизм функционирования самого предприятия как коммерческой организации, его ресурсы (оборотные средства, рабочая сила, инвестиции) и пути улучшения их использования, формы организации производства, планирование, финансы предприятия. <...> В частности, она занимается разработкой и экономическим обоснованием: организационно-правовых форм хозяйствования 4 с учетом природных, экономических и демографических условий; оптимальной производственно-отраслевой структуры сельскохозяйственного предприятия с учетом конъюнктуры рынка; методов эффективного использования земельных, материальных и трудовых ресурсов; оптимальных соотношений между составными частями производства; эффективных форм организации и оплаты труда; оптимальных размеров сельскохозяйственных предприятий с учетом природно-экономических условий; системы ведения сельского хозяйства на предприятиях различных форм собственности и хозяйствования; рациональных форм интеграции и кооперации сельскохозяйственных предприятий с предприятиями других отраслей АПК; приоритетных направлений капитальных <...>
Экономика,_управление_и_организация_сельскохозяйственного_производства_методические_указания_для_практических_занятий.pdf
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Самарская государственная сельскохозяйственная академия» А. А. Пенкин Экономика, управление и организация сельскохозяйственного производства Методические указания для практических занятий Кинель РИЦ СГСХА 2014 1
Стр.1
УДК 631.153 ББК 65.9 (2) 23 П-75 Пенкин, А. А. П-75 Экономика, управление и организация сельскохозяйственного производства : методические указания для практических занятий / А. А. Пенкин. – Кинель : РИЦ СГСХА, 2014. – 76 с. Методические указания содержат теоретический материал, список рекомендованной учебной литературы, контрольные вопросы. Учебное издание предназначено для аспирантов, обучающихся по направлению подготовки 38.06.01 Экономика (уровень подготовки кадров высшей квалификации). © ФГБОУ ВПО Самарская ГСХА, 2014 © Пенкин А. А., 2014 2
Стр.2
Предисловие Методические указания для практических занятий по дисциплине «Экономика, управление и организация сельскохозяйственного производства» составлены в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, предназначены для аспирантов, обучающихся по направлению подготовки 38.06.01 Экономика. Учебное издание освещает вопросы экономики, управления и организации сельскохозяйственного производства. Каждая работа завершается контрольными вопросами для оценки знаний. Выполнение практических занятий направлено на формирование следующих профессиональных компетенций: - готовность организовать работу исследовательского коллектива в научной отрасли, соответствующей направлению подготовки; - умение самостоятельно ставить задачи исследования наиболее актуальных проблем, имеющих значение для экономики отрасли, комплекса (кластера) или региона, грамотно планировать эксперимент (обследование предприятий) и осуществлять его на практике. 3
Стр.3
Занятие 1. Предприятие в условиях рыночной экономики Цель занятия: изучить особенности работы предприятия в условиях рыночной экономики. Экономика предприятия рассматривает механизм функционирования самого предприятия как коммерческой организации, его ресурсы (оборотные средства, рабочая сила, инвестиции) и пути улучшения их использования, формы организации производства, планирование, финансы предприятия. Любая экономическая система призвана решать следующие жизненно важные проблемы: что следует производить, какой набор товаров и услуг наиболее полно удовлетворяет потребности общества; сколько следует производить, какие ресурсы и в каком количестве целесообразно при этом использовать; как организовать производство; для кого производить (для личного потребления или для получения дохода) и как распределять произведенную продукцию. Экономика сельскохозяйственного предприятия как отраслевая наука призвана раскрыть во всей полноте систему экономических отношений как внутри предприятия, так и между ними с учетом формирования рыночной среды. Соответственно, предметом науки «Экономика сельскохозяйственного предприятия» является исследование экономических отношений между людьми и трудовыми коллективами в процессе производства продукции и между предприятиями по поводу ее распределения, обмена и потребления, а также механизма действия экономических законов и форм их проявления с учетом специфики сельского хозяйства. Первостепенной задачей сельскохозяйственного предприятия в условиях рынка является получение максимальной прибыли от хозяйственной деятельности. Можно сказать, что целью науки «Экономика сельскохозяйственного предприятия» является разработка экономических основ эффективной хозяйственной деятельности предприятия, что позволяет ему производить конкурентоспособную продукцию. Поскольку хозяйственная деятельность предприятия весьма многопланова, задачи, стоящие перед наукой «Экономика сельскохозяйственного предприятия» также очень разнообразны. В частности, она занимается разработкой и экономическим обоснованием: организационно-правовых форм хозяйствования 4
Стр.4
с учетом природных, экономических и демографических условий; оптимальной производственно-отраслевой структуры сельскохозяйственного предприятия с учетом конъюнктуры рынка; методов эффективного использования земельных, материальных и трудовых ресурсов; оптимальных соотношений между составными частями производства; эффективных форм организации и оплаты труда; оптимальных размеров сельскохозяйственных предприятий с учетом природно-экономических условий; системы ведения сельского хозяйства на предприятиях различных форм собственности и хозяйствования; рациональных форм интеграции и кооперации сельскохозяйственных предприятий с предприятиями других отраслей АПК; приоритетных направлений капитальных вложений в сельское хозяйство; эффективной системы управления предприятием; экономического механизма функционирования сельскохозяйственных товаропроизводителей в условиях рыночных отношений. В условиях рыночной экономики важнейшими задачами предприятия являются: обеспечение финансовой устойчивости, то есть способности расплачиваться по своим обязательствам собственными средствами или за счет кредита; получение максимальной прибыли при минимальных затратах труда и средств на единицу продукции; обеспечение потребителей продукцией предприятия в соответствии с заключенными договорами; обеспечение работников предприятия заработной платой, создание для них нормальных условий труда и возможностей профессионального роста; охрана окружающей среды (земли, воздушного и водного бассейнов); решение социальных вопросов трудового коллектива. Контрольные вопросы 1. В каких значениях используется термин «экономика»? 2. Назовите предмет и задачи науки «Экономика предприятия». 3. Как связана экономика предприятия с другими экономическими науками? 4. В чем состоит сущность предприятия как объекта и субъекта права? 5. Назовите основные признаки и задачи предприятия. 6. Что называется предпринимательством? 7. Что такое объект и субъект права собственности? 8. Какие формы собственности признаются в ГК РФ? 5
Стр.5
Занятие 2. Издержки производства и себестоимость Цель занятия: освоить понятие издержки предприятия, изучить их состав и классификацию затрат; показать пути снижения себестоимости продукции. Совокупность потребленных и перенесенных на продукцию производственных ресурсов составляет издержки ее производства. Затраты в денежном выражении, отражающие потребление вводимых факторов производства (экономических ресурсов) называются издержками производства или себестоимостью продукции. Издержки производства представляют собой совокупные затраты живого и овеществленного труда на производство конкретного вида продукции. В рыночной экономике принято различать явные (прямые) и вмененные издержки производства и обращения. Классификация издержек (элементов себестоимости) на постоянные и переменные Хотя в строгом смысле издержки не бывают только постоянными или переменными, но в экономике слово «условно» не применяется. Постоянные издержки – издержки, связанные с возмещением производственных факторов, размеры которых не зависят от объема производимой продукции (арендная плата, коммунальные платежи, амортизационные отчисления при использовании линейного способа начисления амортизации и т.п.). Переменные издержки – издержки, размер которых непосредственно связан с объемом производства (заработная плата производственных рабочих, стоимость сырья и материалов и т.п.). Все производственные затраты, включаемые в себестоимость продукции, группируют по различным признакам. По роли в процессе производства их подразделяют на основные и накладные. По способу включения в себестоимость затраты делятся на прямые и косвенные. Затраты, связанные с производством и реализацией продукции (работ, услуг), при планировании, учете и калькулировании себестоимости продукции (работ, услуг) группируются по следующим статьям затрат: 1. Оплата труда с отчислениями на социальные нужды; 2. Семена и посадочный материал; 3. Удобрения минеральные 6
Стр.6
и органические; 4. Средства защиты растений и животных; 5. Корма; 6. Сырье для переработки; 7. Содержание основных средств: в том числе: а) нефтепродукты; б) амортизация (износ) основных средств; в) ремонт основных средств; г) работы и услуги; 8. Организация производства и управления; 9. Платежи по кредитам; 10. Потери от падежа животных (учет); 11. Прочие затраты. Снижение себестоимости зависит от целого ряда факторов, которые можно разделить на непосредственно зависящие от предприятия (внутренние) и внешние, не зависящие от него. Важнейшие факторы снижения себестоимости продукции – повышение урожайности сельскохозяйственных культур и продуктивности животных, экономия всех видов ресурсов, потребляемых в производстве, затраты на проведение таких видов работ, как пахота, боронование, посев, уход за посевами и др., а также затраты на уход за животными, расход поддерживающего корма, амортизация помещений и оборудования, текущий ремонт – не зависят от урожайности (продуктивности). Контрольные вопросы 1. Что представляют собой общественные издержки производства? 2. Дайте определение постоянных, переменных и валовых издержек. 3. Дайте определение себестоимости продукции. 4. Как классифицируются производственные затраты, включаемые в себестоимость? 5. Что понимают под элементами и статьями затрат? 6. Назовите статьи затрат на продукцию растениеводства. 7. В чем состоят особенности исчисления себестоимости в сельском хозяйстве? 8. Назовите основные факторы снижения себестоимости продукции в сельскохозяйственных предприятиях. Занятие 3. Трудовые ресурсы предприятия Цель занятия: освоить понятие трудовые ресурсы. Показать особенности труда в сельском хозяйстве. Показать пути повышения эффективности использования трудовых ресурсов. Проанализировать факторы повышения производительности труда. Понятия организации, нормирования труда на предприятиях. 7
Стр.7