негосударственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
свято-филаретовский православно-христианский институт
Б. А. Воскресенский
ОСНОВЫ ПСИХИАТРИИ
Учебник для студентов теологического, религиоведческого
и других гуманитарных направлений и специальностей
высших учебных заведений
часть 1
понятие психического расстройства
расстройства ощущений и восприятий
расстройства мышления
Свято-Филаретовский
православно-христианский институт
Москва • 2016
Стр.1
УДК 616.89
ББК 56.1-923
В 76
Рекомендовано ученым советом СФИ
Рецензенты:
М. Е. Бурно, доктор медицинских наук, профессор кафедры психотерапии
и сексологии ГБОУ ДПО РМАПО Министерства здравоохранения России
Д. М. Гзгзян, канд. филологических наук, магистр богословия, профессор,
зав. кафедрой богословских дисциплин и литургики CФИ
Ю. С. Савенко, канд. медицинских наук, президент Независимой
психиатрической ассоциации
В оформлении книги использованы графические работы студентов медиков,
студентов психологов и студентов высших духовных учебных заведений,
выполненные при подготовке зачетных работ по психиатрии
Воскресенский Борис Аркадьевич
В 76 Основы психиатрии : Учебник для студентов теологического, религиоведческого
и других гуманитарных направлений и специальностей
высших учебных заведений. Ч. 1 : Понятие психического расстройства.
Расстройства ощущений и восприятий. Расстройства мышления. — М. :
Свято-Филаретовский православно-христианский институт, 2016. — 224 с.
ISBN 978-5-89100-131-2
Учебник подготовлен на основе курса лекций в Свято-Филаретовском православно-христианском
институте и многолетнего опыта клинической —
консультативной и лечебно-диагностической — работы с душевнобольными
— верующими (преимущественно православными) и связанной с ней
научной и просветительской деятельностью. В настоящей, первой части
дается понятие психического расстройства, обсуждаются причины психических
нарушений и принципы их классификации, описываются две наиболее
яркие по проявлениям группы психопатологических феноменов,
традиционно определяемые в психиатрии как расстройства чувственного
познания (ощущений и восприятий) и мышления.
ISBN 978-5-89100-131-2
© Воскресенский Б. А., 2016
© Оформление. Свято-Филаретовский
православно-христианский
институт, 2016
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
От автора 7
Введение 9
Раздел 1 • Человек, психика, психическое расстройство 13
1. Определение психики. От панпсихизма к трихотомии 13
2. Лексика и семантика как обоснование клиницизма. Языковая
модель человека 28
3. Понятие психического расстройства. Расстройства продуктивные
и негативные, психотические и непсихотические 35
4. Взаимоотношения дух-душа-тело в норме и патологии 42
Контрольные вопросы 44
Раздел 2 • Психиатрия — психология — вера 45
1. Отрасли психологии. Клиническая (медицинская) психология 45
2. Психотерапия. Клинический и неклинический подход 47
3. Священник — психиатр — психолог 48
4. Проблема религиозности врача-психиатра 50
Контрольные вопросы 53
Раздел 3 • Причины психических расстройств.
Принципы классификации 54
1. «Расстройство» и «болезнь» 54
2. Основные группы психических расстройств 55
3. Антагонизм гуманистического и клинического подходов 60
4. Практически значимые аспекты классификации
психических расстройств 61
Контрольные вопросы 62
Раздел 4 • Общая психопатология 63
1. Понятия симптома и синдрома 63
2. Психология ощущений и восприятий 64
3. Расстройства ощущений 66
3.1. Количественные 66
3.2. Качественные (сенестопатии) 69
Стр.3
Контрольные вопросы 72
4. Расстройства восприятий 72
4.1. «Искажения» (психосенсорные расстройства) 73
4.2. «Ошибки» (иллюзии) 76
4.3. «Обманы» (галлюцинации) 79
4.4. Иллюзорно-галлюцинаторные расстройства
религиозного содержания 85
4.5. Отношение больных к галлюцинаторным переживаниям 89
5. Псевдогаллюцинации 91
5.1. Понятие. Клинические проявления 91
5.2. Общение с больными с галлюцинаторными
расстройствами 97
6. Взаимосвязь клинических форм расстройств ощущений
и восприятий 98
7. Диагностические задачи 100
8. Расстройства мышления 101
8.1. Психология мышления. Основные группы расстройств 101
8.2. Формальные расстройства мышления 103
8.3. Расстройства мышления по содержанию 107
8.3.1. Навязчивости (обсессии) 108
8.3.1.1. Основные клинические формы 109
8.3.1.2. Диагностические и культурно-исторические аспекты 113
8.3.1.3. Подходы к помощи больным с навязчивостями 115
8.3.2. Сверхценные идеи 117
8.3.2.1. Основные клинические формы 117
8.3.2.2. Диагностические и культурно-исторические аспекты 122
8.3.3. Бред 125
8.3.3.1. Определение 125
8.3.3.2. Механизмы бредообразования 128
8.3.3.3. Отграничение бреда от верований, заблуждений,
ошибок суждения 139
8.3.3.4. Синдромы бредовых расстройств 143
8.3.3.4.1. Паранойяльный синдром 144
8.3.3.4.2. Галлюцинаторно-параноидный синдром.
Синдром психического автоматизма 145
8.3.3.4.2.а. Клиническая картина 145
8.3.3.4.2.б. Психические автоматизмы
и проблема свободы воли 159
8.3.3.4.3. Парафренный синдром 165
Стр.4
8.3.3.5. Некоторые особо значимые варианты
бредовых расстройств 170
8.3.3.5.1. Бред порчи, воздействия, овладения и одержимости 172
8.3.3.5.2. Бред особого значения 174
8.3.3.5.3. Бред инсценировки (интерметаморфозы) 175
8.3.3.5.4. Антагонистический (манихейский) бред 176
8.3.3.5.4.а. Клиническая картина 177
8.3.3.5.4.б. Духовные аспекты феномена
антагонистического бреда 179
8.3.3.5.5. Бред метаморфозы 188
8.3.3.5.6. Прочие варианты бреда 190
8.3.3.6. Динамика бредовых расстройств 191
8.3.3.7. Общение с бредовыми больными 192
8.3.3.8. Бредовые расстройства и современность 196
8.3.4. Расстройства мышления по содержанию —
заключение 201
Контрольные задачи 203
9. Ипохондрия и дисморфофобия-дисморфомания 204
9.1. Ипохондрия 205
9.2. Дисморфофобия-дисморфомания 208
Заключение 212
Рекомендуемая литература 213
Список таблиц и схем 216
Предметный указатель 217
Стр.5
ОТ АВТОРА
Преподавание курса клинической психиатрии — сложная, по-своему
необычная задача для любого берущегося за это учебного заведения.
Трудности, возникающие на этом пути, многообразны. Применительно
к медицине их сформулировал выдающийся мыслитель ХХ века
К. Ясперс, врач-психопатолог и философ-экзистенциалист: «Психиатрия
вводит врача в мир, лежащий по ту сторону уже знакомых ему
дисциплин. Основой его образования служат главным образом химия,
физика и физиология; психиатрия же предполагает совершенно
иную основу. Вот почему психиатрия, практикуемая врачами без
гуманитарной подготовки, не производит впечатления полноценной
систематически разработанной научной дисциплины» 1
. В Свято-Филаретовском
православно-христианском институте этот недостаток
сведен до минимума, поскольку преподавание психиатрии ведется на
кафедре философии и гуманитарных дисциплин.
В основе книги лежит опыт собственной клинической — консультативной
и лечебно-диагностической работы с душевнобольнымиверующими
(преимущественно православными) и связанной с ней
научной и преподавательской деятельности, руководство методологическим
семинаром «Психиатрия и проблемы духовной жизни», проведение
конференций и семинаров, посвященных этой проблеме. Именно
поэтому в учебник включены некоторые результаты собственных
научных исследований по обсуждаемой проблеме. Они неоднократно
представлялись на научных конференциях Свято-Филаретовского
института и различных медицинских учреждений. Целостный курс
предполагается представить в форме нескольких последовательных
книг-выпусков. В настоящей, первой части дается понятие психического
расстройства, обсуждаются причины психических нарушений
и принципы их классификации, описываются две наиболее яркие по
проявлениям группы психопатологических феноменов, традиционно
определяемые в психиатрии как расстройства чувственного познания
(ощущений и восприятий) и мышления. Последующие выпуски (части)
предполагается посвятить расстройствам эмоций, интеллекта,
1. Ясперс К. Общая психопатология. М. : Практика, 1997. С. 64.
Стр.7
8
памяти, воли, влечений, сознания. В них будут рассмотрены отдельные
группы психических расстройств, обусловленных теми или иными
причинными факторами и обстоятельствами возникновения, подходы
к лечению, психотерапевтической помощи, реабилитационным мероприятиям.
Предполагается уделить внимание особенностями нервнопсихических
расстройств, значимым для церковно-общинной жизни,
проблемам ложной мистики и юродства, индуцированным психозам
(«психической заразительности», выражаясь архаическим психиатрическим
языком), проблеме нормы психики, месту психической патологии
и роли врача-психиатра в культурной истории человечества.
Может показаться, что приводимые в учебнике клинические описания
иногда излишне подробны. Но автору хотелось представить
психопатологические переживания не как собрание нелепостей, произвольно
объединяемых врачом в «диагноз», а как упорядоченные,
почти закономерные проявления по-особому (болезненно) организованной
психической деятельности. Только при таком подходе историко-культурные
параллели нормы и патологии, попытки духовного
осмысления душевных расстройств могут оказаться убедительными.
Автор будет рад, если представляемый труд окажется полезным и
для приверженцев других конфессий, деноминаций, вероисповеданий,
хотя опыт работы с ними у него невелик. Однако эти надежды
представляются небезосновательными, потому что психиатрия, будучи
одной из отраслей медицины, не имеет барьеров подобного рода.
Со смешанным чувством — светлых воспоминаний и горькой печали
— автор мысленно благодарит безвременно ушедшую Марию
Георгиевну Гальченко, совместно с которой делались первые шаги по
созданию учебного курса, явившегося основой для написания настоящего
учебника.
Стр.8
ВВЕДЕНИЕ
«Содержание» — это каждый раз человеческая жизнь,
а «форма» — напоминание обо «всем»,
об «универсуме», о «Божьем мире»…
Сергей Аверинцев 1
В последние два с половиной десятилетия в нашем обществе произошли
коренные изменения духовной атмосферы, системы ценностей.
Одно из направлений этих сдвигов — оживление религиозности,
причем это не только обращение к традиционному православию,
но и повышенный, порой доходящий до экзальтации интерес к нетрадиционным
для России воззрениям и практикам.
Путь вхождения в Церковь, в веру часто бывает длителен и сложен.
Изменившийся взгляд на мир и бытие, новые чувства, мысли, возникающие
в ходе этого перерождения, иногда могут удивлять самого новообращенного,
а у окружающих вызывать беспокойство за его психическое
здоровье. Перед психиатром и психотерапевтом эти коллизии
по-новому ставят вопрос о норме и патологии, об особенностях нервно-психических
расстройств у душевнобольных-верующих, о целебно-психотерапевтическом
(или, быть может, разрушительном для психики
— такой подход чаще всего предполагается по отношению к так
называемым деструктивным культам 2
) воздействии веры. Вместе с тем
самоочевидно, что психически нездоровые лица встречаются в церковной
ограде по крайней мере ничуть не реже, чем в атеистической жизни.
Их воцерковление — проблема, требующая особого, в том числе и
медицински направляемого подхода. Всем — и клирику, и мирянину,
и священнику, и прихожанину, и специалисту-психиатру необходимо
уметь разбираться в этих порой очень запутанных ситуациях, чтобы,
следуя своей вере, человечности, профессиональному долгу, не обидеть
других, сохранить их душевное здоровье, не оказаться втянутым
1. Аверинцев С. Сердца горестные заметы // Он же. Связь времен : Собрание
сочинений / Под ред. Н. П. Аверинцевой и К. Б. Сигова. Киев : Дух i
Лiтера, 2005. С. 410.
2. Термин «тоталитарные секты», бывший в ходу в середине 90-х годов прошлого
века, сегодня не употребляется. В правовом поле он отсутствует.
Стр.9
10
в идеологические спекуляции. Напомним, что понятие «диссидент» возникло
в недрах межрелигиозной, межконфессиональной борьбы. А путь
к переосмыслению этого понятия краток, опасен и очень нам знаком.
Попытки научного рассмотрения психической жизни, особенно
тех ее проявлений, в которых сказываются убеждения, верования,
идеалы, могут вызвать недоверие и по другой причине. Имеется в
виду присущее некоторым людям опасение разрушить неформализуемый
в своей основе духовный опыт естественно-научным подходом к
проблеме, эмпирически-позитивистской доказательностью. Предвидя
подобную настороженность, выдающийся американский психолог
В. Джемс еще столетие назад предупреждал о том, что «мы должны
бороться с инстинктивным отвращением, какое мы испытываем при
виде того, как разум превращает предметы нашего благоговейного
почитания в объекты научных наблюдений и исследований» 3
С другой стороны, в условиях декларируемой «само собой разуме.
ющейся»
для россиянина религиозности может возникнуть стремление
перевести науку о душевных болезнях на язык Писания, полностью
растворить ее в практике Предания, христианского духовного
опыта, аскетики и мистики. Эта позиция может быть определена как
по меньшей мере упрощенная, односторонняя, а по большому счету
— трагически недостаточная, в каких-то случаях в ней можно усмотреть
и элемент конъюнктурности.
Но вместе с тем научная рефлексия всегда явно или опосредованно
связана с жизнью. Поэтому уместно будет вспомнить название одного
из первых отечественных учебников психических расстройств
П. П. Малиновского — «Помешательство, описанное так, как оно
является врачу в практике» (1847). Эти соображения оправдывают
обсуждение некоторых духовных, а говоря приземленным светским
языком, культурно-исторических и общественно значимых аспектов
отдельных вариантов психопатологических расстройств. Обсуждается
проблема места психиатра в человеческом обществе.
В настоящем курсе психические расстройства рассматриваются с
позиций трихотомической концепции личности, соответствующей
христианскому пониманию устроения человека. Цель курса — раскрыть
некоторые аспекты взаимоотношений духовного и душевного,
проявляющиеся в форме психической патологии.
3. Джемс В. Многообразие религиозного опыта. СПб. : Андреев и сыновья,
1992. С. 24.
Стр.10
11
Построение книги следует традиционному плану изложения клинических
дисциплин. Вначале излагаются некоторые исходные понятия,
затем элементы общей психопатологии (симптомы и синдромы),
частные формы заболеваний, подходы к лечебно-реабилитационной
помощи душевнобольным верующим. Изложение имеет клиническую
направленность, т. е. основным предметом рассмотрения являются
болезненные — психопатологические переживания. Описание
тяжелых, неблагоприятно протекающих вариантов психических заболеваний,
редко встречающихся вне стен медицинских учреждений,
представляется необходимым для формирования эталона того или
иного психического расстройства, своеобразной точки отсчета, нужной
для распознавания тонких, амбулаторных клинических картин,
нередко внешне тесно связанных с житейскими обстоятельствам, духовными
исканиями 4
.
Наряду с клиническими иллюстрациями — выдержками из историй
болезни — в значительном количестве приводятся цитаты из
беллетристики — поэзии и прозы. В некоторых случаях они в художественной
форме, но при этом достоверно воспроизводят болезненные
переживания и этим в какой-то мере компенсируют невозможность
личного общения читателя с больными, в других демонстрируют своеобраз
ную аналогию нормальных и патологических переживаний 5
Данный учебник предназначен в первую очередь для студентов
.
факультетов теологии, в том числе и для православных духовных
учебных заведений, где он, полагаем, окажется полезен в качестве
серьезного добавления к курсу пастырского богословия. Кроме того,
знакомство с основами психиатрии представляется целесообразным
4. Неизбежное при этом обсуждение тех или иных событий общественной
жизни не следует воспринимать как наклеивание идеологических или
морализаторских «ярлыков». Его нужно расценивать исключительно как
учебно-методический прием.
5. Российский психиатр М. О. Шайкевич в 1904 г. писал по этому поводу:
«Как ни ценно то, что приобретено научными методами, как ни прекрасно
будущее, которое сулят нам поклонники экспериментальной психологии,
все-таки… душевная деятельность по самой своей природе такова, что без
чувственного познания через посредство образов многое останется недоступным
для упомянутых научных методов. А потому интуиция, художественное
творчество будут еще долго снабжать нас, психиатров, ценным
материалом» (Цит. по : Сироткина И. Е. Классики и психиатры : Психиатрия
в российской культуре конца XIX — начала ХХ века. М. : Новое литературное
обозрение, 2008. С. 9). В указанной книге обсуждаются и другие подходы к
использованию художественных, и в частности, литературных, произведений
при преподавании психиатрии.
Стр.11
12
при подготовке будущих социальных работников, которые в последующем,
в ходе своей профессиональной деятельности, могут встретиться
с проблемами подобного рода у тех, кому они оказывают помощь.
Учебник может использоваться студентами религиоведческих факультетов
и отделений, хотя специальный курс для этого контингента,
названный нами «Психиатрия как феномен культуры», отличается
от представляемого здесь и предполагает свои, существенно иные ракурсы
изложения материала.
Как дополнительное пособие учебник может представлять определенный
интерес для студентов медицинских институтов, врачей, клинических
психологов, всех интересующихся проблемой.
В завершение этого раздела приведем другие слова К. Ясперса, сказанные
им почти сто лет назад, в 1923 году, но трагически справедливые
и сегодня:
Я считаю абсолютно недопустимым ориентироваться на низкие уровни
понимания. Напротив, рассчитывать нужно на лучших студентов, интересующихся
предметом ради него самого, — даже если такие студенты
составляют меньшинство. Задача преподавателя — сделать из студентов
настоящих ученых. Но этому препятствуют всякого рода компилятивные
пособия, сообщающие студенту отдельные чисто внешние, не приведенные
в систему сведения, которые будто бы имеют «практическую ценность»,
нередко такое мнимое знание оказывается для практики более
опасным, нежели абсолютное незнание. Демонстрация одного только
«фасада» науки совершенно бесполезна. В наше время образование и
духовность пребывают в упадке, именно поэтому любые компромиссы с
нашей стороны недопустимы 6
.
6. Ясперс К. Общая психопатология. С. 19–20.
Стр.12
Учебник
Борис Аркадьевич Воскресенский
ОСНОВЫ ПСИХИАТРИИ
Учебник для студентов теологического, религиоведческого
и других гуманитарных направлений и специальностей
высших учебных заведений
Часть 1
Понятие психического расстройства
Расстройства ощущений и восприятий
Расстройства мышления
Выпускающий редактор Кирилл Мозгов
Редакторы Ирина Кольцова, Олеся Сидорова
Дизайнер Мария Патрушева
Верстальщик Николай Ежихин
Корректор Марина Писаревская
Свято-Филаретовский
православно-христианский институт
105062, Москва, ул. Покровка,
д. 29, нежилое помещение 2
+7 (495) 623 03 80
info@sfi.ru
www.sfi.ru
Подписано в печать 04.12.2015
Формат 84 Ч 108/32
Печать офсетная. Бумага офсетная
Объем 12 печ. л. Тираж 700 экз.
Отпечатано в типографии «Столица-Принт»
109544, Москва, ул. Рабочая, д. 93, стр. 1
Стр.224