224 УДК 372.854:37.026.4-3: ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЕМОНСТРАЦИОННОГО ЭКСПЕРИМЕНТА В ЛЕКЦИОННОМ КУРСЕ ОБЩЕЙ И НЕОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ НЕХИМИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ Е.В. <...> Батаева, В.В. Демин, С.Ф. Дунаев (кафедра общей химии, e-mail: bataeva_e_v@mail.ru) Демонстрационный эксперимент играет существенную роль в формировании химических понятий и, изучая эту функцию демонстрационного эксперимента, можно предложить пути его модификации, лежащие в русле модернизации всего курса химии. <...> В статье обсуждаются некоторые результаты исследований эффективности демонстрационного эксперимента, проводимых на кафедре общей химии химического факультета МГУ. <...> На основании полученных данных выделено несколько наиболее существенных факторов, влияющих на запоминание опыта, адекватность наблюдения визуального сигнала и осознание цели эксперимента. <...> Это “узнавание” материала студентами, наличие в демонстрационном эксперименте кинестетической составляющей и подготовленность студентов к восприятию лекционного материала. <...> Также в статье обсуждается эффективность конкретных демонстрационных экспериментов и возможности их модификации. <...> Эффективность демонстрационного эксперимента в лекционном курсе общей и неорганической химии для студентов нехимических специальностей Общая химия для студентов естественных специальностей классических университетов, с одной стороны, является фундаментальной дисциплиной, с другой стороны, непрофильной. <...> Общая химия – один из немногих курсов, включающих демонстрационный эксперимент как неотъемлемую часть учебного процесса. <...> В настоящее время можно выделить две противоречивые тенденции, характерные для высшей школы: уменьшение времени, отводимого на лекционные курсы, и увеличение дифференцированности подготовки абитуриентов по непрофильным дисциплинам. <...> Эти изменения лежат в русле общих тенденций развития высшего образования, среди которых одна из наиболее значимых – увеличение деятельностной <...>