МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Т.В. Жукова, Д.А. Астафьев ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ Оренбург Издательский центр ОГАУ 2014 ББК 74.00 УДК 371 Ж 86 Рекомендовано к изданию редакционно-издательским советом Оренбургского государственного аграрного университета (председатель совета – профессор В. В. Каракулев). <...> Ж 86 Педагогическое обеспечение работы с молодежью: учебно-методическое пособие / Т. В. Жукова, Д. А. Астафьев. <...> ББК 74.00 УДК 371 ISBN 978-5-88838- 857-0 © Жукова Т.В., Астафьев Д.А., 2014 © Издательский центр ОГАУ, 2014 ВВЕДЕНИЕ На сегодняшний день чрезвычайно актуальной становится проблема социального становления и развития молодого человека, приобретения им социального статуса, социального функционирования, а также поддержания достигнутых социальных характеристик в условиях нестабильности и риска российского общества. <...> Период от 14 до 30 лет (молодое поколение) – это период становления жизненных смыслов, выбора целеполагающих ценностей, и совершенно очевидно, что молодое поколение сегодняшних россиян в этом ничем не отличается от предыдущих поколений, только им намного труднее сделать свой выбор. <...> Однако в рамках социального воспитания решаются вопросы его социализации, социального развития, социального становления, социального формирования. <...> Социальная педагогика выстраивает свое воздействие во всех сферах: от социальной молодежной политики до социальной работы с конкретным молодым человеком, реализуя систему социально-педагогических отношений во всех социальных институтах государства и общества. <...> 4 РАЗДЕЛ 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ Тема 1 Теории социальной педагогики и педагогической социологии 1.1 Предмет, задачи, функции, основные <...>
Педагогическое_обеспечение_работы_с_молодёжью..pdf
ББК 74.00
УДК 371
Ж 86
Рекомендовано к изданию редакционно-издательским советом Оренбургского
государственного аграрного университета (председатель совета – профессор
В. В. Каракулев).
Одобрено и рекомендовано на заседаниях кафедры организации работы с молодежью
(протокол № 5 от 24.12.2013 г.) и учебно-методической комиссии института
управления Оренбургского государственного аграрного университета (протокол
№ 3 от 16.01.2014 г.).
Авторы:
Жукова Татьяна Владимировна,
Астафьев Дмитрий Александрович
Рецензенты:
Морозов А. И. – кандидат юридических наук, заведующий кафедрой
организации работы с молодежью института управления ОГАУ;
Ксенофонтова А. Н. – доктор педагогических наук, профессор,
заведующая кафедрой высшей педагогики
Оренбургского государственного педагогического университета
Жукова, Т.В.
Ж 86 Педагогическое обеспечение работы с молодежью: учебно-методическое пособие
/ Т. В. Жукова, Д. А. Астафьев. – Оренбург. – 2014. – 264 с.
ISBN 978-5-88838- 857-0
В пособии освещены вопросы методологии и практики педагогического обеспечения
работы с молодежью, содержания микросреды, ее социализирующее
и воспитывающее влияние на подрастающее поколение. В различных аспектах рассматривается
практика педагогического обеспечения работы с молодежью.
Учебно-методическое пособие предназначено для педагогов и студентов вузов.
ББК 74.00
УДК 371
ISBN 978-5-88838- 857-0
© Жукова Т.В., Астафьев Д.А., 2014
© Издательский центр ОГАУ, 2014
Стр.3
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ..................................................................................................... 3
РАЗДЕЛ 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ИЗУЧЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАБОТЫ
С МОЛОДЕЖЬЮ ........................................................................................... 5
Тема 1 Теории социальной педагогики и педагогической социологии ......... 5
1.1 Предмет, задачи, функции, основные понятия социальной
педагогики и педагогической социологии, основные понятия .............. 5
1.2 Воспитание как общественное явление
и педагогический процесс ....................................................................... 16
1.3 Особенности работы специалиста по работе с молодежью,
его назначение в воспитательной работе ............................................ 17
Тема 2 Социальное воспитание в России в XIX– ХХ вв. ............................ 21
2.1 Особенности развития социальной педагогики в России ............. 21
2.2 Защита детства и социальная педагогика в России .................... 23
2.3 Исторический опыт осмысления проблем социального
воспитания .............................................................................................. 32
2.3.1 Западники и славянофилы о социальном воспитании ................ 32
2.3.2 Революционеры-демократы о социальном воспитании ............ 34
2.3.3 Классики российской педагогики о социальном воспитании .... 39
2.3.4 Православие и социальное воспитание в России ........................ 44
Тема 3 Социальное воспитание в странах Европы и США в ХХ веке ....... 48
3.1 Социальная педагогика в странах Европы и США ........................ 48
3.2 Европейские традиции в современной социальной педагогике .... 51
Тема 4 Политика советского правительства, ее влияние
на социальное воспитание ............................................................................ 56
4.1 Понятие детства. Борьба с беспризорностью. Помощь семье ... 56
4.2 Система воспитания советского человека.
Формы и методы воспитания ................................................................ 60
4.3 Социальная педагогика досуга детей и подростков ...................... 66
259
Стр.260
Тема 5 Роль среды в социализации личности .............................................. 73
5.1 Человек как объект и субъект социализации ................................ 73
5.2 Воспитание в процессе социализации ............................................. 79
5.3 Роль среды в социализации личности .............................................. 82
РАЗДЕЛ 2 ПРАКТИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ ....................................................................... 87
Тема 6 Методы социального воспитания .................................................... 87
6.1 Консультирование как метод работы с молодежью .................... 88
6.2 Методы профориентационной работы специалиста
по работе с молодыми людьми ............................................................... 90
6.3 Изотерапия как метод работы с молодежью ............................... 95
Тема 7 Работа с молодежью в семье, школе и микрорайоне ................... 100
7.1 Понятие семьи ................................................................................ 100
7.2 Методика работы специалиста по работе с молодежью
с различными категориями семей ....................................................... 105
7.3 Формы социальной работы с молодежью ..................................... 115
7.3.1 Социальные учреждения по делам молодежи как форма
социальной работы с молодежью ........................................................ 115
7.3.2 Социальные службы как форма социальной работы
с молодыми семьями .............................................................................. 117
7.3.3 Добровольческое движение как форма работы
с молодежью .......................................................................................... 131
Тема 8 Педагогическое обеспечение работы
с трудными подростками ........................................................................... 134
8.1 Трудные дети, их физические и психические особенности.
Отклонения в поведении ....................................................................... 134
8.1.1 Девиантное и делинквентное поведение человека ................... 137
8.1.2 Классификация дезадаптированных детей и подростков ...... 140
8.1.3 Основные направления деятельности специалистов,
работающих с дезадаптированными детьми и подростками ......... 146
8.2 Методы перевоспитания ............................................................... 151
260
Стр.261
Тема 9 Педагогическое обеспечение работы с больными детьми ........... 158
9.1 Характеристика социальной группы «больные дети».
Особенности работы с больными детьми .......................................... 158
9.2 Методы работы с больными детьми ............................................ 161
9.2.1 Методы социальной работы с заикающимися
подростками и взрослыми в реабилитационных центрах ................ 161
9.2.2 Социально-педагогическая работа
с детьми-инвалидами ........................................................................... 167
Тема 10 Технологии педагогического разрешения конфликтов
в молодежной среде ...................................................................................... 172
10.1 Типология специфических молодежных конфликтов ............... 172
10.2 Методика социальной профилактики ........................................ 179
10.3 Стратегии управления педагогическими конфликтами .......... 184
СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ (ГЛОССАРИЙ) .............................................. 188
ЛИТЕРАТУРА ............................................................................................ 256
261
Стр.262