Учредитель: Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический
университет им. Н. Г. Чернышевского
Журнал зарегистрирован Министерством РФ по делам печати,
телерадиовещания и средств массовой коммуникации
Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-42672
Издается с 1997 г.
Выходит четыре раза в год
Редакционный совет
Председатель совета: И. И. Катанаев, канд. физ.-мат. наук, доцент, ректор ЗабГГПУ (Чита)
Члены совета:
Н. В. Абаев, д-р ист. наук, проф., акад. АСН РАН и МАИ Нью-Йорк (Кызыл);
Ц. Батсуурь, д-р пед. наук, проф. (Улан-Батор, Монголия);
А. Буржо, д-р социал. наук, акад. Национального центра научных исследований Франции
(Париж, Франция);
Т. Ф. Кузнецова, д-р филос. наук, проф. (Москва);
Г. Ц. Пюрбеев, д-р филол. наук, проф., акад. РАЕН (Москва);
В. И. Рассадин, д-р филол. наук, проф., акад. РАЕН (Элиста);
Н. М. Сараева, д-р психол. наук, проф. (Чита);
Н. В. Языкова, д-р пед. наук, проф. (Москва)
Редактор выпуска: Т. К. Клименко, д-р пед. наук, профессор
Редакционная коллегия:
Н. Д. Субботина, д-р филос. наук, профессор;
С. Ю. Лепехов, д-р филос. наук, профессор;
Г. Д. Ахметова, д-р филол. наук,профессор;
Н. И. Виноградова, д-р психол. наук, доцент;
Т. В. Воронченко, д-р филол. наук, проф.;
М. И. Гомбоева, д-р культурологии;
Т. М. Дугаржапова, д-р филол. наук, доцент;
Д. Ц. Дугарова, д-р пед. наук, доцент;
Д. Л. Стровский, д-р полит. наук, доцент;
С.А. Михайлов, д-р полит. наук, профессор;
А. В. Константинов, д-р ист. наук, проф.;
В. И. Мерцалов, д-р ист. наук, профессор;
М. Б. Лига, д-р социол. наук, доцент;
А. В. Рогова, д-р пед. наук, проф.;
Н. М. Сараева, д-р психол. наук, проф.;
Ю. В. Иванова, д-р филос. наук;
С. И. Десненко, д-р пед. наук, доцент;
Д. В. Трубицын, канд. филос. наук, доцент;
Д. В. Сергеев, канд. культурологии, доцент;
Л. В. Разумова, канд. филол. наук;
А. Е. Горковенко, канд. филол. наук, доцент
Главный редактор объединенной редакционной коллегии: И. В. Ерофеева, д-р филол. наук, доцент.
Ответственный секретарь: Ю. В. Гаврилова
Гуманитарный вектор. – 2011. – № 1 (25).
Адрес редакции: 672007, г. Чита, ул. Бабушкина, 129
Телефон: 8 (3022) 44–04–25, факс: 8 (3022) 26–73–17. E-mail: gumvector@zabspu.ru
© Забайкальский государственный
гуманитарно-педагогический университет им. Н. Г. Чернышевского, 2011
Стр.3
Педагогика
ПЕДАГОГИКА
УДК 370.1
ББК 31.21
П. С. Атаманчук
В. В. Мендерецкий
И. В. Засанова
г. Каменец-Подольский, Украина
Инновационные схемы построения учебника
На примере созданных учебников по методике и технике учебного физического эксперимента
в статье обосновываются концептуальные основы построения инновационных произведений.
Ключевые слова: учебник, инновационные технологии, личностно ориентированное обучение,
ступенчатое образование, эталонные измерители качества знаний, объективный контроль,
управление, результативность, компетентность, мировоззрение.
P. S. Atamanchuk
V. V. Menderetsky
I. V. Zasanova
Kamenets-Podolsky, Ukraine
Innovation Schemes of Textbooks Compiling
Essential principles of innovation works compiling on the basis of the published textbooks on the
methods of study and technologies of physics experiment are discussed in the article.
Key words: textbook, innovation technologies, person-oriented technologies, teaching, gradual
education, quality standard of knowledge, objective control, management, effectiveness, competence,
world outlook.
Учебник всегда был важным средством трансляции
стандартов любой образовательной области
(содержание и образовательная среда). Однако
во многих педагогически ориентированных,
образовательно-профессиональных программах
(ОПП) и образовательно-квалификационных характеристиках
(ОКХ) прогнозируемые уровневые
профессиональные компетентности и мировоззрения
не детерминируются объективными факторами,
которые бы настраивали учебный процесс на
формирование у студента профессионально значимых
качеств. Для устранения такого противоречия
– содержание учебно-познавательной
деятельности, с одной стороны, и отсутствие
конкретизированных целей этой деятельности,
с другой, – следует ориентироваться на бинарную
целевую программу. Особенность такой
целевой программы состоит в четком определении
качественных показателей осведомленности,
которые соотносятся одновременно с содержанием
конкретной учебной дисциплины и
содержанием методической подготовки будущего
педагога. Такой подход должен пронизывать все
учебно-методические произведения по методике
обучения [1; 2; 4].
Понятно, что учебник является надежным
средством трансляции содержания и идеологии конкретного
образовательного стандарта. Авторы проекта
(рис. 1, рис. 2) учебников (1. Атаманчук П. С.,
Ляшенко А. И., Мендерецкий В. В., Николаев А. М.
Методика и техника учебного физического эксперимента
в основной школе: учебник для студентов
высших учебных заведений. – КаменецПодольский:
К-ПНУ, 2010. – 292 с., 2. Атаманчук
П. С., Ляшенко А. И., Мендерецкий В. В.,
Николаев А. М. Методика и техника учебного
физического эксперимента в старшей школе:
учебник для студентов высших учебных заведений.
– Каменец-Подольский: К-ПНУ, 2010. – 392
с.), основным назначением учебников считают
обеспечение условий формирования профессиональных
качеств будущего учителя физики. Авторы
впервые в отечественной и мировой практике
обосновали и внедрили технологию бинарных
целевых ориентаций (физика, методика физики).
Заданный подход [1–9], синтезируя в себе технологию
управленческих влияний на процедуру, выступает
надежной предпосылкой действенности
обучения (формирование компетенций и мировоззренческих
качеств будущего учителя физики).
5
Стр.6