Осип Мандельштам. <...> Это тем более замечательно, что Чаадаев не был
деятелем: профессиональным писателем или трибуном. <...> Но, как бы сознавая,
что его личность не принадлежит ему, а должна перейти в потомство, он
относился к ней с некоторым смирением: что бы он ни делал,- казалось, что
он служил, священнодействовал. <...> Все те свойства, которых была лишена русская жизнь, о которых
она даже не подозревала, как нарочно соединялись в личности Чаадаева:
огромная
внутренняя
дисциплина, высокий интеллектуализм, нравственная
архитектоника
и холод маски, медали, которым окружает себя человек,
сознавая, что в веках он - только форма, и заранее подготовляя слепок для
своего бессмертия. <...> Еще более необычным для России был дуализм Чаадаева, ясное им
различение материи и духа. <...> В младенческой стране, стране полуживой материи
и полумертвого духа, седая антиномия косной глыбы и организующей идеи была
почти неизвестна. <...> Россия, в глазах Чаадаева, принадлежала еще вся целиком к
неорганизованному миру. <...> Идея
организовала
его личность, не только ум, дала этой личности строй,
архитектуру, подчинила ее себе всю без остатка и, в награду за абсолютное
подчинение, подарила ей абсолютную свободу. <...> Глубокая гармония, почти слияние нравственного и умственного
элемента придают личности Чаадаева особую устойчивость. <...> Трудно сказать где кончается умственная и где начинается нравственная личность Чаадаева,
до такой степени они близятся к полному слиянию. <...> Сильнейшая потребность ума
была для него в то же время и величайшей нравственной необходимостью. <...> Я говорю о потребности единства, определяющей строй избранных
умов. <...> О чем же мы станем беседовать? - спрашивал он Пушкина в одном
из своих писем.- У меня, вы знаете, всего одна идея, и если бы ненароком в
моем
мозгу
оказались
еще
какие-нибудь идеи, они, конечно, тотчас
прилепились бы к той одной: удобно ли это для вас? <...> Что же такое прославленный <...>
Осип_Мандельштам._Петр_Чаадаев.pdf
Осип Мандельштам. Петр Чаадаев
Эссе
----------------------------------------------------------------Оригинал
находится здесь: Библиотека Александра Белоусенко, 7
октября 2003.
Источник: Осип Мандельштам; "Выпрямительный вздох"; Стихи, проза.
Издательство: "Удмуртия", Ижевск, 1990.
----------------------------------------------------------------I
След,
оставленный Чаадаевым в сознании русского общества,- такой
глубокий и неизгладимый, что невольно возникает вопрос: уж не алмазом ли
проведен он по стеклу? Это тем более замечательно, что Чаадаев не был
деятелем: профессиональным писателем или трибуном. По всему своему складу
он был "частный" человек, что называется "privatier". Но, как бы сознавая,
что его личность не принадлежит ему, а должна перейти в потомство, он
относился к ней с некоторым смирением: что бы он ни делал,- казалось, что
он служил, священнодействовал.
Все те свойства, которых была лишена русская жизнь, о которых
она даже не подозревала, как нарочно соединялись в личности Чаадаева:
огромная внутренняя дисциплина, высокий интеллектуализм, нравственная
архитектоника и холод маски, медали, которым окружает себя человек,
сознавая, что в веках он - только форма, и заранее подготовляя слепок для
своего бессмертия.
Еще более необычным для России был дуализм Чаадаева, ясное им
различение материи и духа. В младенческой стране, стране полуживой материи
и полумертвого духа, седая антиномия косной глыбы и организующей идеи была
почти неизвестна. Россия, в глазах Чаадаева, принадлежала еще вся целиком к
неорганизованному миру. Он сам был плоть от плоти этой России и посмотрел
на себя, как на сырой материал. Результаты получились удивительные. Идея
организовала его личность, не только ум, дала этой личности строй,
архитектуру, подчинила ее себе всю без остатка и, в награду за абсолютное
подчинение, подарила ей абсолютную свободу.
Глубокая гармония, почти слияние нравственного и умственного
элемента придают личности Чаадаева особую устойчивость. Трудно сказать -
где кончается умственная и где начинается нравственная личность Чаадаева,
до такой степени они близятся к полному слиянию. Сильнейшая потребность ума
была для него в то же время и величайшей нравственной необходимостью.
Я говорю о потребности единства, определяющей строй избранных
умов.
"О чем же мы станем беседовать? - спрашивал он Пушкина в одном
из своих писем.- У меня, вы знаете, всего одна идея, и если бы ненароком в
моем мозгу оказались еще какие-нибудь идеи, они, конечно, тотчас
прилепились бы к той одной: удобно ли это для вас?"
Что же такое прославленный "ум" Чаадаева, этот "гордый" ум,
почтительно воспетый Пушкиным, освистанный задорным Языковым, как не
слияние нравственного и умственного
начала - слияние, которое столь
характерно для Чаадаева и в направлении которого, совершался рост его
личности.
С этой глубокой, неискоренимой потребностью единства, высшего
исторического синтеза родился Чаадаев в России. Уроженец равнины захотел
дышать воздухом альпийских вершин и, как мы увидим, нашел его в своей
груди.
II
Стр.1