№ 3 И. И. Ильясов, А. Ю. Седлов ВНУТРЕННЯЯ МОТИВАЦИЯ ПРИ РЕШЕНИИ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАЧ: ВОЗНИКНОВЕНИЕ И ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ В ХОДЕ ОБУЧЕНИЯ ЭВРИСТИЧЕСКИМ ПРИЕМАМ В статье приводятся результаты исследования мотивационного компонента интеллектуальной активности студентов при решении творческих задач. <...> Диагностика проводилась с помощью методики «Креативное поле» Д.Б. Богоявленской до и после обучения испытуемых эвристическим приемам мышления по методике И.И. Ильясова. <...> Получены дополнительные данные о положительном влиянии внутренней (познавательной) мотивации на успешность решения творческих задач. <...> Выявлена возможность порождения внутренней мотивации и повышения ее уровня посредством обучения эвристическим приемам. <...> Ключевые слова: внутренняя и внешняя мотивация, интеллектуальная активность, эвристические приемы мышления, обучение. <...> Bogoyavlenskaya has been used before and after teaching students to implement heuristics with the help of the method developed by I.I. <...> The possibility to contribute to arising and increasing of this motivation through teaching to use heuristics has also been revealed. <...> Key words: intrinsic and extrinsic motivation, intellectual activity, heuristics of thinking, teaching. <...> Ильясов Илья Имранович — докт. психол. наук, профессор кафедры психологии образования и педагогики ф-та психологии МГУ. <...> E-mail: ilyasov-i@rambler.ru Седлов Антон Юрьевич — аспирант кафедры психологии образования и педагогики ф-та психологии МГУ. <...> E-mail: sean008@gmail.com 46 Во многих работах показана более высокая эффективность решения задач и учения, если то и другое осуществляется при внутренней (познавательной) мотивации и является для человека самоценным (Абрамова, 1980; Ананьев, 1959; Бакшаева, Вербицкий, 2006; Богоявленская, 1983, 2009; Воловикова, 1980; Пушкин, 1977; Семенов, 1990; Сухобская, Кулюткин, 1973; Тихомиров, 1974; Хекхаузен, 1986; Ярошевский, 1971). <...> Исследований ее влияния на решение продуктивных задач, в частности так называемых инсайтных (Davidson, Sternberg, 1984), или конвергентных (Guilford, 1967), или малых творческих задач «на соображение» (Гальперин, Данилова,1980) — значительно меньше. <...> Вопрос о порождении и усилении <...>