Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.
Социология медицины

Социология медицины №1 2015 (469,50 руб.)

0   0
Страниц66
ID340627
АннотацияОснован в 2002 г. Главный редактор журнала - Решетников Андрей Вениаминович - академик РАМН, доктор медицинских наук, доктор социологических наук, профессор, директор Научно-исследовательского института социологии медицины, экономики здравоохранения и медицинского страхования Первый Московский Государственный университет им. И.М. Сеченова. Научно-практический журнал "Социология медицины" интересен исследователям, медикам и социологам, работникам органов и учреждений здравоохранения всех рангов, менеджерам всех уровней, преподавателям, а также аспирантам, ординаторам и студентам гуманитарных вузов. На страницах журнала представлены материалы, охватывающие широкий круг научно-практических вопросов: теоретические аспекты социологии медицины, результаты медико- социологических исследований, связанных с изучением демографических процессов и структуры заболеваемости, закономерностей формирования и сохранения здоровья человека с учетом условий его труда и быта, с анализом условий и факторов, влияющих на здоровье различных социально-демографических и профессиональных групп населения, а также деятельности по охране здоровья населения. В рамках журнала нашли развитие рубрики "Теория и методология", "Социология медицинской профессии", "Социология пациента", "Социологические аспекты деятельности здравоохранения", "Медико-социологические исследования" и другие. Являясь, по существу, первым и единственным специализированным изданием по научной специальности 14.02.05 - социология медицины (медицинские и социологические науки), журнал публикует материалы и научные результаты диссертаций на соискание ученых степеней доктора и кандидата наук по указанной специальности. Материалы, публикуемые в журнале, в обязательном порядке проходят внутреннее рецензирование.
Социология медицины : Научно-практический журнал .— Москва : Издательство "Медицина" .— 2015 .— №1 .— 66 с. : ил. — URL: https://rucont.ru/efd/340627 (дата обращения: 19.04.2024)

Также для выпуска доступны отдельные статьи:
СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ СТУДЕНТОВ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ КАК КРИТЕРИЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ МЕДИЦИНСКИМ ВУЗОМ / Решетников (250,00 руб.)
АНАЛИЗ ПРАВОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ВРАЧЕЙ ЭКСТРЕННОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ / Лядова (250,00 руб.)
ВЛИЯНИЕ РЕЛИГИОЗНОСТИ НА ОТНОШЕНИЕ РОССИЯН К ЗДОРОВЬЮ / Дубограй (250,00 руб.)
УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ РОССИЯН КАЧЕСТВОМ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ В СИСТЕМЕ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ / Решетников (250,00 руб.)
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИНЦИПОВ РАННЕГО ВЫЯВЛЕНИЯ ЗАБОЛЕВАНИЯ И СТАНДАРТИЗАЦИИ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ПРИ РАКЕ ПРЕДСТАТЕЛЬНОЙ ЖЕЛЕЗЫ / Войтко (250,00 руб.)
МЕДИКО-СОЦИАЛЬНАЯ ЗНАЧИМОСТЬ СТАЦИОНАРЗАМЕЩАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ПРИМЕРЕ ДИАГНОСТИКИ И ЛЕЧЕНИЯ КИСТЫ БЕЙКЕРА / Чернядьев (250,00 руб.)
УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ПАЦИЕНТОВ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩЬЮ В ЦЕНТРАХ ЗДОРОВЬЯ ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ ЧУВАШИИ / Коробов (250,00 руб.)
ЭВОЛЮЦИЯ ОТНОШЕНИЯ К УЧАСТИЮ В КЛИНИЧЕСКИХ ИСПЫТАНИЯХ АНТИ-ВИЧ/СПИД-ВАКЦИН В ПОПУЛЯЦИИ И РАЗВИТИЕ ПОДХОДОВ К ФОРМИРОВАНИЮ КОГОРТ ДОБРОВОЛЬЦЕВ / Жукова (250,00 руб.)
СТОМАТОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ШКОЛЬНИКОВ И СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ ЕГО УЛУЧШЕНИЯ / Аванесян (250,00 руб.)
РОЛИ ВРАЧА И ПАЦИЕНТА В РАЗЛИЧНЫХ МОДЕЛЯХ ИХ ОТНОШЕНИЙ / Изуткин (250,00 руб.)
СОЦИАЛЬНЫЙ ПОРТРЕТ ПАЦИЕНТА С ПРИОБРЕТЕННОЙ БЕСПОМОЩНОСТЬЮ / Чижова (250,00 руб.)
СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ В АКУШЕРСТВЕ И ГИНЕКОЛОГИИ / Ковалева (250,00 руб.)
АНАЛИЗ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦЕНТРОВ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ ИНФОРМИРОВАННОСТИ ПАЦИЕНТОВ / Тарасов (250,00 руб.)
НОВАЯ ПРОБЛЕМАТИКА В СОЦИОЛОГИИ МЕДИЦИНЫ (Рецензия на монографию Н.Н. Седовой, Г.Ю. Щекина «Медицинский туризм: история, теория, практика». Москва, ООО Издательская группа «Юрист», 2014 г.) / Навроцкий (250,00 руб.)
ХРОНИКА / (250,00 руб.)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

И. М. СЕЧЕНОВА Научно-исследовательский институт социологии медицины, экономики здравоохранения и медицинского страхования организован в 2011 г. по инициативе и под руководством академика РАН А.В. <...> Структура НИИ социологии медицины, экономики здравоохранения и медицинского страхования включает дирекцию и 3 научных подразделения: ● отдел социологии медицины; ● отдел экономики здравоохранения и медицинского страхования; ● лаборатория медико-социологического мониторинга. <...> Основная задача Института – координация научно-исследовательской деятельности и повышение уровня качественных и количественных медико-социологических и социально-экономических исследований по принципиально новым направлениям в области социологии медицины, экономики здравоохранении и медицинского страхования. <...> Одним из основных направлений Института является подготовка менеджеров здравоохранения по направлениям: социология медицины и экономика здравоохранения. <...> На базе Института проводятся научно-практические конференции, научные сессии, заседания Исследовательских комитетов «Социология медицины» и «Социология здоровья и здравоохранения» Российского общества социологов, осуществляются совместные научно-практические разработки с кафедрами более 70 медицинских вузов страны, ведущими НИИ РАМН. <...> Индекс 81769 для индивидуальных подписчиков Индекс 81770 для предприятий и организаций ПАСПОРТ СПЕЦИАЛЬНОСТИ НАУЧНЫХ РАБОТНИКОВ ШИФР СПЕЦИАЛЬНОСТИ: 14.02.05 СОЦИОЛОГИЯ МЕДИЦИНЫ Формула специальности изучение с использованием социологических подходов роли и места системы охраны здоровья в жизни общества и представлений различных слоев общества о влиянии социально-экономических факторов на состояние общественного здоровья и организацию медицинской помощи с целью выработки дополнительных социально-психологических мер по профилактике, сохранению и укреплению здоровья, работоспособности и продлению жизни граждан <...>
Социология_медицины_№1_2015.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Социология_медицины_№1_2015.pdf
Препарат REFNOT® зарегистрирован в 2009 году как противоопухолевое и иммуномодулирующее средство по показаниям «рак молочной железы в комплексной терапии с химиопрепаратами» и «в качестве иммуномодулятора при меланоме в диссеминированной стадии заболевания». Принципиально важной особенностью препарата Рефнот® является то, что он может применяться не только в комбинации с химиотерапией, но и в монотерапии как лекарство прямого противоопухолевого действия. Препарат Рефнот® может применяться длительно, не вызывая клинически значимых побочных эффектов, при этом сохраняя свою эффективность. Эта особенность препарата дает основания предположить, что впервые в мире заболевания раком могут быть переквалифицированы из смертельно опасных болезней в хронические. Препарат REFNOT® можно купить в специализированных аптеках по рецепту врача Том 14 Volume 14 1 Производитель ООО Рефнот-Фарм, 119121, г. Москва, ул. Смоленская, 7, тел. 8495 374-8766, e-mail: info@refnot.ru, интернет адрес: www.refnot.ru 2015 Cover_  2015.indd 2-3 Cover_  2015.indd 2-3 05.07.2015 15:20:56 05.07.2015 15:20:56 sociology of medicine Реклама
Стр.1
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ СОЦИОЛОГИИ МЕДИЦИНЫ, ЭКОНОМИКИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ ПЕРВОГО МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМ. И. М. СЕЧЕНОВА Научно-исследовательский институт социологии медицины, экономики здравоохранения и медицинского страхования организован в 2011 г. по инициативе и под руководством академика РАН А.В. Решетникова в составе Первого Московского государственного медицинского университета им. И.М. Сеченова. Структура НИИ социологии медицины, экономики здравоохранения и медицинского страхования включает дирекцию и 3 научных подразделения: ● отдел социологии медицины; ● отдел экономики здравоохранения и медицинского страхования; ● лаборатория медико-социологического мониторинга. Возглавляет институт академик РАН, д-р мед. наук, д-р социол. наук, заслуженный работник здравоохранения Российской Федерации, профессор А.В. Решетников. Основная задача Института – координация научно-исследовательской деятельности и повышение уровня качественных и количественных медико-социологических и социально-экономических исследований по принципиально новым направлениям в области социологии медицины, экономики здравоохранении и медицинского страхования. Фундаментальные и прикладные медико-социологические и социально-экономические исследования Института направлены на получение новых знаний об основных закономерностях функционирования и развития медицины как социального института; на формирование ценностных отношений у различных слоев населения к здоровью, болезни и медицинскому обслуживанию, медицине и организации здравоохранения; на разработку и внедрение в практику здравоохранения социально-экономических мероприятий по дальнейшему улучшению состояния здоровья населения и организации медицинской помощи. Одним из основных направлений Института является подготовка менеджеров здравоохранения по направлениям: социология медицины и экономика здравоохранения. Научно-исследовательская дея - тельность Института опирается на принципы: единства и активного взаимодействия научно-исследовательской и образовательной деятельности; концентрации усилий и ресурсов на приоритетных, социально значимых и недостаточно освоенных направлениях социологии медицины; поддержки ведущих ученых, научных коллективов, научных и научно-педагогических школ, способных обеспечить опережающий уровень образования и научных исследований в области социологии медицины; доведения результатов исследований до пользователей через обеспечение издательской деятельности и возможностей сети Интернет; ориентации научных коллективов на проведение полного цикла исследований и разработок, заканчивающихся созданием готовой продукции; развития многообразия форм организации в системе образования; интеграции в российское и международное научно-образовательное сообщество. На базе Института проводятся научно-практические конференции, научные сессии, заседания Исследовательских комитетов «Социология медицины» и «Социология здоровья и здравоохранения» Российского общества социологов, осуществляются совместные научно-практические разработки с кафедрами более 70 медицинских вузов страны, ведущими НИИ РАМН. Индекс 81769 для индивидуальных подписчиков Индекс 81770 для предприятий и организаций ПАСПОРТ СПЕЦИАЛЬНОСТИ НАУЧНЫХ РАБОТНИКОВ ШИФР СПЕЦИАЛЬНОСТИ: 14.02.05 СОЦИОЛОГИЯ МЕДИЦИНЫ Формула специальности изучение с использованием социологических подходов роли и места системы охраны здоровья в жизни общества и представлений различных слоев общества о влиянии социально-экономических факторов на состояние общественного здоровья и организацию медицинской помощи с целью выработки дополнительных социально-психологических мер по профилактике, сохранению и укреплению здоровья, работоспособности и продлению жизни граждан; функционирования и развития социальных процессов, протекающих в системе здравоохранения, ее институтах и в медицине как социальном институте. Содержанием данной специальности является Области исследований циального института: медицина как целостная система, социальные связи, социальное взаимодействие, социальные отношения, изучение медицины и здравоохранения с позиций социального детерминизма; формирование социологических концепций развития медицины и здравоохранения. Изучение социальной гармонизации деятельности здравоохранения. Научное обоснование по вопросам социологии организации здравоохранения, медицинского персонала (его социальной роли и положения), медицинской профессии, пациента, здоровья и болезни. 2. Изучение медицины (социального института) как субсистемы социальной системы: взаимодействие с экономической сферой общества, воздействие общества на развитие медицины, изучение влияния глобализации социальных процессов на медицину. 3. Фундаментальные и прикладные исследовашения различных групп населения к социально-экономическим факторам здоровья и болезни, уровня благосостояния и здоровья. Изучение социальных факторов этиологии болезни, динамики демографических показателей. Анализ сложившихся в различных слоях общества представлений и социальных предпосылок в отношении меняющихся факторов, ния роли и места медицинской науки, изменений характера экономических связей и отношения различных групп населения к внедрению элементов коммерческой деятельности в здравоохранении, росту социально-экономической значимости медицинских услуг. 4. Исследование мнения и анализ оценок отно1. Исследования по изучению медицины как создравоохранении — влияния социального поведения и физическое, душевное и социальное благополучие пациента: активность, деятельность, контакты, потребности и мотивы, самовосприятие и механизмы защиты личности. 6. Изучение особенностей управления индивидавлияющих на региональные различия в состоянии здоровья и потребности в медицинских услугах. Изучение и оценка по материалам представлений о своем здоровье различных профессиональных и возрастных групп населения в связи с условиями его воспроизводства и образом жизни на уровне районов, регионов и страны в целом. 5. Исследование социальных взаимоотношений в ми, социальными группами на макро-, мезо-, микрои наноуровнях социально-экономической иерархии: методов управляющего воздействия, методов социально-психологической организации работы аппарата медицинского учреждения, общественной оценки социально-экономического статуса ЛПУ и системы взаимоотношений в медицинском коллективе: социально-психологическое восприятие экономического положения медицинского работника, динамика отношений врач—врач, врач—средний медперсонал, врач—пациент и другие виды; запросов социальной гармонизации практического здравоохранения (на уровне ЛПУ) — механизмы конкретного взаимо действия современного общества, отрасли и пациента. 7. Исследование сферы социальных процессов и отношений: тенденции в деятельности по социальной профилактике болезней, изучение закономерностей активного, целенаправленного формирования здорового образа жизни людей в условиях современного общества, структуры связи, механизмы функционирования и эффективность различных мероприятий общественных организаций по охране здоровья людей. 8. Исследование теоретических и практических науки. подходов качества жизни в связи с деятельностью системы охраны здоровья. Отрасль наук: медицинские и социологические ISSN 1728-2810. Социол. мед. 2015; 14 (1): 1—64. тересов субъектов и участников обязательного медицинского страхования. 10. Изучение с использованием социологических аспектов социально-психологической поддержки сбалансированной трансформации здравоохранения из непроизводственной сферы в производственную (индустриализация технологий производства и социологизация предоставления медицинских услуг). 9. Исследование по вопросам гармонизации инCover_  2015.indd 4-5 Cover_  2015.indd 4-5 05.07.2015 15:20:57 05.07.2015 15:20:57
Стр.2
Министерство образования и науки Российской Федерации The Ministry of Education and Science of the Russian Federation ГБОУ ВПО Первый Московский государственный медицинский университет им. И. М. Сеченова Росздрава The I.M.Sechenov First Moscow State Medical University of Roszdrav Том 14 ОАО «Издательство "МЕДИЦИНА"» The MEDITSINA Publishing House sociology of medicine sociologiya meditsiny выходит один раз в полугодие. Основан в 2002 г. The biannual theoretical and practical journal. Founded in 2002 1 2015 акад. РАН, доктор мед. наук, доктор социол. наук, проф. Главный редактор — А. В. Решетников, Заместитель главного редактора — С. А. Ефименко, доктор социол. наук, проф. Ответственный секретарь — Н. Н. Богачанская РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ: А. И. Антонов, доктор филос. наук, проф., Г. Н. Голухов, член-корр. РАН, доктор мед. наук, проф., И. В. Журавлева, доктор социол. наук, В. А. Мансуров, доктор филос. наук, проф., П. Н. Морозов, доктор мед. наук, проф., Н. В. Присяжная, канд. социол. наук, А. С. Свинтицкий, доктор мед. наук, проф., Н. Н. Седова, доктор филос. наук, доктор юридич. наук, проф., В. Ю. Семенов, доктор мед. наук, проф., В. И. Стародубов, акад. РАН, доктор мед. наук, проф., В. И. Шамшурин, доктор социол. наук, канд. филос. наук, проф., Р. В. Шурупова, доктор социол. наук, канд. филос. наук, проф. РЕДАКЦИОННЫЙ СОВЕТ: МОСКВА MOSCOW В. И. Петров, акад. РАН, доктор мед. наук, А. Ф. Сокол, доктор мед. наук, доктор социол. наук, проф., Ж. Т. Тощенко, член-корр. РАН, доктор филос. наук, проф. Volume 14 The Editor-in-Chief — A. V. Reshetnikov, academician of RAS, M.D., Soc.D., Prof. Associate Editor-in-Chief — S. A. Efi menko, Soc.D, Prof. Executive Secretary — N. N. Bogatchanskaya EDITORIAL BOARD: A. I. Antonov, Ph.D., Prof., G. N. Golukhov, corresponding member of RAMS, M.D., Prof., I. V. Juravleva, Soc.D., V. A. Mansurov, Ph.D., Prof., P. N. Morozov, M.D., Prof., N. V. Prisiyajnaya, Cand. Sc. (Sociology), A. S. Svintitskiy, M.D., Prof., N. N. Sedova, Ph.D., S.J.D., Prof., V.Yu. Semenov, M.D., Ph.D., DSc., Prof., V. I. Starodubov, academician of RAS, M.D., Prof., V. I. Shamshurin, Soc.D., Cand.Sc. (Philosophy), Prof., R. V. Shurupova, Soc.D., Cand.Sc. (Philosophy), Prof. EDITORIAL COUNCIL: V. I. Petrov, academician of RAS, M.D., A. F. Sokol, M.D., Soc.D., Prof., J. T. Toschenko, corresponding member of RAS, Ph.D., Soc.D., Prof. НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ
Стр.3
СОДЕРЖАНИЕ Социология медицинской профессии Решетников А.В., Присяжная Н.В., Богачанская Н.Н., Павлов С.В., Казакова А.А. Социологическая оценка удовлетворенности студентов качеством образовательных услуг как критерий эффективности управления медицинским вузом . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Лядова М.А., Тучик Е.С., Лядова А.В. Анализ правовой грамотности врачей экстренной медицинской помощи . . . . . . . . Социология здоровья и болезни Дубограй Е.В., Присяжная Н.В. Влияние религиозности на отношение россиян к здоровью . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Качество медицинской помощи Решетников А.В., Стадченко Н.Н., Соболев К.Э. Удовлетворенность россиян качеством медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования . . . . . . . . Войтко Д.А. Использование принципов раннего выявления заболевания и стандартизации медицинской помощи при раке предстательной железы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Медико-социологические исследования Чернядьев С.А., Чернооков А.И., Сивкова Н.И., Жиляков А.В., Коробова Н.Ю. Медико-социальная значимость стационарзамещающих технологий на примере диагностики и лечения кисты Бейкера . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Коробов Л.Н., Любовцева Е.В., Наумова Е.А., Павлова И.Ю., Галкина Т.А. Удовлетворенность пациентов медицинской помощью в центрах здоровья для взрослых Чувашии . . . Жукова Е.В., Лебедева Н.Н., Орлова-Морозова Е.А., Серков И.Л., Каминский Г.Д., Пронин А.Ю., Ефименко С.А., Гудима Г.О., Решетников А.В., Хаитов Р.М. Эволюция отношения к участию в клинических испытаниях анти-ВИЧ/ СПИД-вакцин в популяции и развитие подходов к формированию когорт добровольцев . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Аванесян Р.А., Исенов С.К. Стоматологическое здоровье школь - ников и социальные факторы его улучшения . . . . . . . . . . Врач—пациент Изуткин Д.А. Роли врача и пациента в различных моделях отношений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Социология пациента Чижова В.М., Богатырев А.А. Социальный портрет пациента с приобретенной беспомощностью . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Ковалева М.Д., Бондаренко А.С., Шестаков А.С. Социальные проблемы профилактики в акушерстве и гинекологии . . . Тарасов В.В., Мусина Н.З. Анализ зарубежного опыта деятельности центров фармацевтической информации как условие повышения информированности пациентов . . . . . . . . Рецензии Навроцкий Б.А., Кантемирова Г.А. Новая проблематика в социологии медицины . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Хроника 62 64 49 54 58 45 30 34 19 26 13 CONTENTS Sociology of medical profession 3 10 Reshetnikov A.V., Prisiajnaia N.V., Bogachanskaia N.N., Pavlov S.V., Kazakova A.A. The sociological evaluation of students' satisfaction of quality of educational services as a criterion of effectiveness of management of medical university Liadova M.A., Tuchik E.S., Liadova A.V. The analysis of law literacy of physicians of emergency medical care Sociology of health and disease Dubograii E.V., Prisiajnaia N.V. The impact of religiosity on attitude of citizen of Russia to health Quality of medical care Reshetnikov A.V., Stadtchenko N.N., Sobolev K.E. The satisfaction citizen of Russia with quality of medical care in system of mandatory medical insurance Voitko D.A. The implementation of principles of early detection of disease and standardization of medical care under cancer of prostate Medical sociological studies Tcherniadiev S.A., Tchernookov A.I., Sivkova N.I., Jiliakov A.V., Korobova N.Yu. The medical social signifi cance of hospital substitute technologies exemplifi ed by diagnostic and treatment of Baker's cyst Korobov L.N., Lubovtseva E.V., Naumova E.A., Pavlova I.Yu., Galkina T.A. The satisfaction of patients with medical care in health centers for adults of Chuvashia 38 41 Jukova E.V., Lebedeva N.N., Orlova-Morozova E.A., Serkov I.L., Ka minskii G.D., Pronin A.Yu., Efi menko S.A., Gudima G.O., Re shetnikov A.V., Haitov R.M. The evolution of attitude to participation in clinical trials of anti-HIV/AIDS vaccines in population and development of approaches to formation of volunteers cohorts Avanesian R.A., Isenov S.K. The stomatological health of school chil dren and social factors of its amelioration Physician—patient Izutkin D.A. The role of physician and patient in various relationship models Sociology of patient Chijova V.M., Bogatirev A.A. The social portrait of patient with acquired helplessness Kovaleva M.D., Bondarenko A.S., Shestakov A.S. The social problems of prevention in obstetrics and gynecology Tarasov V.V., Musina N.Z. The analysis of international experience of functioning of centers of pharmaceutical information as condition of increasing of awareness of patients Reviews Navrotskii B.A., Kantemirova G.A. The new problematics in sociology of medicine Chronicle © ОАО «Издательство "Медицина"», 2015 2
Стр.4
СОЦИОЛОГИЯ МЕДИЦИНЫ, № 1, 2015 СОЦИОЛОГИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПРОФЕССИИ © КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2015 УДК 614.23:378.661 Решетников А.В.1 , Присяжная Н.В.1 , Богачанская Н.Н.1 , Павлов С.В.1 , Казакова А.А.2 СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ СТУДЕНТОВ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ КАК КРИТЕРИЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ МЕДИЦИНСКИМ ВУЗОМ НИИ социологии медицины, экономики здравоохранения и медицинского страхования ГБОУ ВПО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова, 119991, г. Москва, Россия; 2 1 МИД Росии, 119105, Москва, Россия Для корре спонденции: Решетников Андрей Вениаминович, niisocmed@mail.ru В статье раскрывается влияние перехода к рыночным отношениям на трансформацию структуры и динамики образоввательных процессов, повышение требований к системе образования, изменение административно-управленческих подходов к организации деятельности высшей школы. В новых социально-экономических условиях одним из основных индикаторов эффективности вуза выступает удовлетворенность потребителей качеством предоставляемых услуг. На основе результатов изучения уровня удовлетворенности студентов составляющими образовательного процесса показано, что высокую эффективность управления деятельностью вуза может обеспечить только движение к конвергентности содержания образовательных программ высшей школы, уровня профессиональных компетенций студентов-выпускников и требований рынка труда. Ключевые слова: медицинское образование; качество образовательных услуг; удовлетворенность студентов образованием; эффективность управления медицинским вузом. Reshetnikov A.V.1 , Prisiajnaia N.V.1 Для цитирования: Социология медицины. 2015; 14 (1): 3—9. , Bogachanskaia N.N.1 , Pavlov S.V.1 , Kazakova A.A.2 THE SOCIOLOGICAL EVALUATION OF STUDENTS' SATISFACTION OF QUALITY OF EDUCATIONAL SERVICES AS A CRITERION OF EFFECTIVENESS OF MANAGEMENT OF MEDICAL UNIVERSITY 1 The research institute of sociology of medicine, health care economics and medical insurance of the I.M. Sechenov fi rst Moscow state medical university of Minzdrav of Russia, 119991, Moscow, Russia; 2 The ministry of foreign affairs of Russia, 125212 Moscow, Russia The article reveals impact of transition to market relationships on transformation of both structure and dynamics of education processes, increase of requirements to education system and alteration of administrative managerial approaches to organization of functioning of higher school. In new social economic conditions the satisfaction of consumers with quality of given services is one of basic indicators of effectiveness of university. On the basis of analysis of level of satisfaction of students with components of educational process it is demonstrated that high effectiveness of management of university functioning can be ensured by progression to convergence of content of educational programs of high school, level of professional competences of graduating students and demands of labor market. Keywords: medical education; quality; educational services; satisfaction; student; effectiveness; management; university For citation: Sociologia meditsini. 2015; 14 (1): 3—9. Социоструктурные трансформации конца XX века, повлекшие тотальные изменения на уровне всех социальных институтов, неизбежно обусловили серьезное переустройство деятельности высшей школы. В настоящий момент ведущая роль образования как социального института для государства, общества, граждан проявляется не только в поступательном накоплении высокообразованного трудового резерва для экономического развития страны и достижения показателей мирового уровня по ряду отраслей народного хозяйства, но и в формировании демографически значимой социальной группы граждан, имеющих определенный набор профессиональных знаний, умений и навыков, потенциально востребованных на современном рынке труда, а также серьезный объем социальных установок и личностных ресурсов для выстраивания стратегии успешной коммуникации в современном обществе. Безусловно, формирование высококонкурентных базовых показателей профессиональной компетентности молодых специалистов зависит в первую очередь от уровня и качества образовательных услуг учебного учреждения. Сегодня в России в системе высшего образования обучаются 5,2 млн студентов [1], при этом образование как один из ведущих социальных институтов выступает основой жизнеустройства и социально-статусного становления личности. Заметим, что высшая школа в процессе формирования профессиональных компетен3
Стр.5
СОЦИОЛОГИЯ МЕДИЦИНЫ, № 1, 2015 ций одновременно способствует воспитанию у студентов определенного «профессионального» мировоззрения и социальных установок, позволяющих в дальнейшем обеспечить наиболее эффективную адаптацию в профессиональной социально-культурной среде. Так, справедливо отмечено, что в каждом социальном институте «формируется своя подсистема социальной культуры, которая модифицирует ее ценности в данной конкретной области деятельности» [2, С. 308]. Возвращение к рыночным отношениям, повлекшее изменение динамики образовательных процессов и повышение требований к системе образования в целом, обусловило коренное изменение административноуправленческих подходов к организации деятельности вуза. В новых социально-экономических условиях одним из основных индикаторов эффективности вуза выступает удовлетворенность потребителей качеством предоставляемых услуг, а значит, справедливо утверждение А.А. Спиридоновой и Е.Г. Хомутовой, что «обострение конкуренции на российском рынке образовательных услуг выводит на первый план вопросы управления качеством вузов»[3, С. 91]. Именно поэтому данные об уровне и качестве предоставляемых образовательных услуг жизненно необходимы не только для текущей оценки эффективности деятельности, но и для перспективного развития и поддержания имиджа вуза, сохранения его положительной репутационной истории и престижа. Кроме того, одним из аспектов оценки качества образовательной деятельности высшей школы является изучение образовательного запроса потребителей для пополнения/обновления списка образовательных услуг и актуализации содержания действующих образовательных программ. Заметим, что качество образования и широкий диапазон имеющихся знаний, умений, навыков закладывают базу, константу социального благополучия человека, определяющим образом влияют на его жизненную и профессиональную траекторию развития, позволяя специалисту поступательно наращивать трудовой потенциал, объем социальных интеракций и экономические резервы, и, таким образом, получение образования можно рассматривать как социально-эффективные долгосрочные инвестиции. На взгляд Ф.Э. Шереги, «жизненная траектория личности есть постоянное стремление к статусности, иными словами, стремление занять в социальной структуре общества или в экономических терминах — в общественном разделении труда — тот статус, который обеспечивает наиболее благоприятную позицию в распределении общественных благ» [4, С. 2]. Признавая, что ключевую роль в вопросах формирования трудового высокообразованного резерва страны играют именно вузы, нельзя забывать и о том, что решающее значение для получения качественной профессиональной подготовки играют личная заинтересованность студента в усвоении знаний, его мотивированность на последовательное освоение программы подготовки, осмысление новых знаний, активность на практических занятиях и в целом уровень его удовлетворенности обучением. Таким образом, общий уровень удовлетворенности потребителей образовательных услуг вуза складывается не только из объема и качества предоставляемых услуг, но и из удовлетворенности студентов своей образовательной активностью, конкурентоспособностью и перспективами реализации имеющихся профессиональных знаний, умений и навыков. 4 Не случайно в учебном процессе наиболее ярко проявляется взаимозависимость уровня удовлетворенности и мотивации: при высокой мотивированности студентов на активное освоение учебной программы, уровень их удовлетворенности обучением выше, и в равной степени удовлетворенность текущей учебной ситуацией повышает мотивированность на дальнейшее обучение [5]. Как указывает А.В. Решетников, «удовлетворенность можно рассматривать как индикатор соотношения системы потребностей и установок индивидуума, проявляющихся в его фактических требованиях, с его оценкой возможности их реализации» [2, С. 123]. Таким образом, удовлетворенность образовательными услугами потребителей будет повышаться при обеспечении возможности реализации учащимися полученных знаний, умений и навыков на высоком конкурентном уровне и с высокой долей уверенности в профессиональном мастерстве. Вместе с тем удовлетворенность — преимущественно субъективная категория, и в научной литературе нет единого подхода к ее определению. Так, Е.И. Середа и К.С. Рябова отмечают, что «ключевыми компонентами удовлетворенности в учебно-профессиональной деятельности студентов являются удовлетворенность своим положением в группе, своим состоянием во время учебы, профессиональным выбором и межличностными отношениями» [6, С. 175]. Е.Г. Блинова под удовлетворенностью студентов понимает «субъективную, эмоционально-окрашенную оценку качества тех или иных объектов, условий учебной деятельности, в том числе межличностных отношений» [7]. Н.Ю. Есенкова определяет удовлетворенность как «систему отношений студентов к процессу и содержанию учения, которая отражает особенности переживания образовательного процесса в вузе и уровень личностно-профессионального развития» [8]. А.С. Спасский выделяет в структуре удовлетворенности учебно-образовательной деятельностью три уровня: удовлетворенность социальным статусом, удовлетворенность выбранной профессией и специальностью, удовлетворенность конкретной учебно-образовательной ситуацией. Он дает такую градацию удовлетворенности учебой студента: высокая (65,6%); выше среднего (43,44%); средняя (42,19%); низкая (7,81%) [9]. Вместе с тем удовлетворенность — динамично меняющийся показатель, на колебания которого влияют не только непосредственно качество образовательных услуг, организация образовательной деятельности, сопутствующие образованию аспекты, но и общая социально-экономическая ситуация в стране, семейные и личные обстоятельства. Формирование понимания динамики и векторов колебания уровня удовлетворенности студентов высшей школы образовательными услугами, безусловно, требует детального изучения — при этом наиболее целесообразным методом регулярного мониторинга удовлетворенности потребителей образовательных услуг качеством профессиональной подготовки является социологическое исследование. Заметим, что именно социологический подход позволяет оценить всю систему взаимоотношений, выявить причинно-следственные связи как на уровне субъектных отношений, так и на уровне процессов, исследовать особенности адаптации системы высшего образования в условиях институциональных изменений. В настоящий момент ГБОУ ВПО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова является одним из наиболее из
Стр.6

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.
.