Федеральный
научный центр гигиены
им. Ф. Ф. Эрисмана
Журнал «Здравоохранение
Российской Федерации»
представлен в следующих
международных
информационно-справочных
изданиях: International Aerospace
Abstracts, Ulrich's International
Periodicals Directory, National
Library of Medicine PubMed,
OCLC Russian Academy
of Sciences Bibliographies.
ЛР № 010215 от 29.04.97 г.
АДРЕС РЕДАКЦИИ:
109029, Москва, ул. Скотопрогонная,
д. 29/1, подъезд 15.
ПОЧТОВЫЙ АДРЕС:
115088, Москва,
ул. Новоостаповская, д. 5,
строение 14.
ОАО «Издательство "Медицина"»
Тел: 8-495-678-63-95
E-mail: zdrav-rf@inbox.ru
Зав. pедакцией Т. М. КУРУШИНА
ОТДЕЛ РЕКЛАМЫ:
Тел./факс 8-495-678-64-84
E-mail: oao-meditsina@mail.ru
www.medlit.ru
Ответственность за
достоверность информации,
содержащейся в рекламных
материалах, несут рекламодатели.
Редактор Е.И. Константинова
Художественный редактор
А.В. Минаичев
Технический редактор
Т.В. Нечаева
Корректор А.В. Малахова
Переводчик В.С. Нечаев
Верстка О.В. Устинкова
Сдано в набор 24.02.2014.
Подписано в печать 12.04.2014.
Формат 60 Ч 88 ⅛.
Печать офсетная. Печ. л. 7,00.
Усл. печ. л. 6,86. Уч.-изд. л. 7,83.
Заказ 217.
Подписной тираж номера 547 экз.
Отпечатано в ООО «Подольская
Периодика», 142110, г. Подольск,
ул. Кирова, 15
Все права защищены.
Ни одна часть этого издания не может
быть занесена в память компьютера
либо воспроизведена любым способом
без предварительного письменного
разрешения издателя.
МОСКВА 2014
Издательство «Медицина»
РЕДАКЦИОННЫЙ СОВЕТ
И.П. Артюхов – д-р мед наук, проф. (Красноярск), Н.Ф.Герасименко –
д-р мед. наук, проф., акад. РАН (Москва), А.Я. Гриненко – д-р мед. наук,
проф., акад. РАН (Санкт-Петербург), Г.И. Гусарова – канд. мед. наук
(Самара), И.М. Ибрагимов – засл. врач (Махачкала, Республика Дагестан),
В.А. Медик – д-р мед. наук., проф., член-корр. РАМН (Великий Новгород),
Г.И. Мендрина – д-р мед. наук, проф. (Томск), И.Ф. Серегина – д-р мед.
наук, проф. (Москва), Р.У. Хабриев – д-р мед. наук, проф,. акад. РАН
(Москва), М.И. Чубирко – д-р мед. наук, проф. (Воронеж),
Ю.Г. Элланский – д-р мед. наук, проф. (Ростов-на-Дону)
ЗДРАВООХРАНЕНИЕ
РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
ДВУХМЕСЯЧНЫЙ
НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ
Основан в 1957 г.
3
МАЙ–ИЮНЬ
РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ
В.Г. Запорожченко – канд. мед. наук (зам. главного редактора),
А.Е. Иванова – д-р эконом. наук, проф., В.А. Полесский – канд.
мед. наук (ответственный секретарь), В.И. Стародубов – д-р мед.
наук, проф., акад. РАН, В.Н. Шабалин – д-р мед. наук, проф.,
акад. РАН, Т.С. Шушкова – д-р мед. наук, проф.
Стр.1
Federal Research Center
of Hygiene aſt er F.F. Erismana
Journal is indexed in:
International Aerospace Abstracts,
Ulrich's International Periodicals
Directory, National Library of
Medicine PubMed, OCLC Russian
Academy of Sciences Bibliographies.
ZDRAVOOKHRANENIYE
ROSSIYSKOY
FEDERATSII
(HEALTH CARE OF THE RUSSIAN FEDERATION)
SCIENTIFIC PRACTICAL JOURNAL
ISSUED ONCE IN TWO MONTHS
Published since 1957
3
MAY—JUNE
EDITORIAL BOARD
V.G. Zaporozhchenko – MD, PhD (assistant editor-in-chief:);
A.E. Ivanova – Doctor of economic sciences, Prof.; V.A. Polesskiy –
MD, PhD (editorial secretary); V.I. Starodubov – MD, PhD, DSc,
Prof., Academician of RAS; V.N. Shabalin – MD, PhD, DSc, Prof.,
Academician of RAS; T.S. Shushkova – MD, PhD, DSc, Prof.
EDITORIAL COUNCIL
I.P. Artyukhov – MD, PhD, DSc, Prof. (Krasnoyarsk);
N.F. Gerasimenko – MD, PhD, DSc, Prof., Academician of RAS (Moscow);
A.Ya. Grinenko – MD, PhD, DSc, Prof., Academician of RAS
(Saint-Petersburg); G.I. Gusarova – MD, PhD (Samara); I.M. Ibragimov –
MD (Makhachkala, Republic of Dagestan); V.A. Medik – MD, PhD, DSc, Prof.,
corresponding member of RAMS (Velikiy Novgorod); G.I. Mendrina – MD,
PhD, DSc, Prof. (Tomsk); I.F. Seregina – MD, PhD, DSc, Prof., (Moscow);
R.U. Khabriev – MD, PhD, DSc, Prof., Academician of RAS;
M.I. Chubirko – MD, PhD, DSc, Prof. (Voronezh); Yu.G. Ellanskiy – MD,
PhD, DSc, Prof. (Rostov-na-Donu)
MOSCOW 2014
Izdatel'stvo «Meditsina»
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
Кучма В.Р., Макарова А.Ю., Рапопорт И.К. Медицинское
обеспечение детей в образовательных учреждениях в
Российской Федерации: проблемы и пути решения .........
Чойнзонов Е.Л., Писарева Л.Ф., Одинцова И.Н., Ананина
О.А., Бояркина А.П. Состояние онкологической службы
в Сибири и на Дальнем Востоке .........................................
Богданова Е.Н., Баланцев Г.А., Никишова Е.И., Елисеев
П.И., Марьяндышев А.О., Господаревская Е., Сквайер
С.Б. Методология разработки унифицированной системы
оценки уровня жизни больных туберкулезом ..............
Сазонова Н.В., Овчинников Е.Н., Воронович Е.А., Голобокова
И.А. Система менеджмента качества Центра
Илизарова как один из основных элементов управления
учреждением здравоохранения ..........................................
Милосердов М.А., Маслова Н.Н. Анализ вызовов скорой
медицинской помощи по поводу острой цереброваскулярной
патологии в динамике за пять лет в г. Смоленске
Поляков К.И., Кутлумуратов А.Б., Вайсбейн И.З., Попов
М.С. Об изменении выживаемости больных со злокачественными
новообразованиями молочной железы в Калининградской
области .......................................................
Кунгуров Н.В., Сырнева Т.А., Зильберберг Н.В., Малишевская
Н.П., Уфимцева М.А. Инновационный опыт организационно-методической
работы по предупреждению
распространения инфекций, передающихся половым путем,
в Уральском федеральном округе ..............................
Северина О.Г., Ненашева Н.В., Черкашина И.В., Александров
А.В., Романов А.И., Зборовская И.А. Качество
жизни как маркер эффективности применения общей
магнитотерапии в реабилитации больных ревматоидным
артритом ...............................................................................
Шабунова А.А., Корчагина П.С. Влияние самосохранительных
компонентов на наличие хронических заболеваний и
самооценку здоровья населения ........................................
Боев В.С. Кадровые проблемы в системе здравоохранения
промышленно-развитого городского округа ......................
Захаров Н.Б. Совершенствование оказания стационарной
психиатрической помощи в Кировской области ................
Обзоры
Турсунов Р.А. Значение полового пути передачи в развитии
эпидемии ВИЧ-инфекции ....................................................
51
CONTENTS
4
10
14
19
24
28
Kungurov N.V., Syrneva T.A., Zilberberg N.V., Malyshevskaya
N.P., Ufi mtseva M.A. An innovative experience in organizing
systematic efforts to prevent spreading of sexually
transmitted infections in the Ural federal district
34
37
40
44
47
Severina O.G., Nenasheva N.V., Cherkashina I.V., Aleksandrov
A.V., Romanov A.I., Zborovskaya I.A. Quality of life
as a marker of effectiveness in the application of general
magnetotherapy for rehabilitation of patients with rheumatoid
arthritis
Shabunova A.A., Korchagina P.S. The impact of self-preserving
components of behavior on the presence of chronic diseases
and health self-reports in the population
Boyev V.S. Human resource issues in public health system of a
highly industrialized municipal district
Zakharov N.B. The development of inpatient psychiatric care in
Kirov region
Reviews
Tursunov R.A. The signifi cance of sexual transmission in the
development of HIV-infection
Kuchma V.R., Makarova A.Yu., Rappoport I.K. Health care of
children in educational facilities of the Russian Federation:
problems and means of resolution
Choinzonov E.L., Pisareva L.F., Odintsova I.N., Ananina
O.A., Boyarkina A.P. The state of oncological service in Sibe
ria and Far East
Bogdanova E.N., Balantsev G.A., Nikishova E.I., Eliseyev
P.I., Mariyandyshev A.O., Gospodarevskaya E., Skuire
S.B. Methodology of developing a unifi ed system for evaluation
of living standards
Sazonova N.V., Ovchinnikov E.N., Voronovich E.A., Golobokova
I.A. A system of quality management in Ilizarov
Center as one of the key components in health care facility
management
Miloserdov M.A., Maslova N.N. An analysis of calls for emergency
care ambulance because of acute cerebrovascular
pathology in fi ve-year dynamics in Smolensk
Polyakov K.I., Kutlumuratov A.B., Vaysbein I.Z., Popov M.S.
Changes in survival rates for patients with malignant neoplasms
of mammary glands in Kaliningrad region
Журнал «Здравоохранение Российской Федерации» входит
в Перечень ведущих научных журналов и изданий ВАК,
в которых должны быть опубликованы основные результаты
диссертаций на соискание ученой степени кандидата и доктора наук.
ОАО «Издательство "Медицина"», 2014
3
Стр.3
© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2014
УДК 614.2:616-053.2-084]:371.7
КУЧМА В.Р.1
, МАКАРОВА А.Ю.2
, РАПОПОРТ И.К.1
Медицинское обеспечение детей в образовательных учреждениях
в Российской Федерации: проблемы и пути решения
1НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАН, 105064, г. Москва; 2
ГОУ ВПО Первый Московский
медицинский университет им. И.М. Сеченова Минздрава России, 119992, г. Москва
Предметом исследования стало медицинское обеспечение детей в образовательных учреждениях
(ОУ). Задача исследования — оценка медицинского обеспечения детей в ОУ, включая кадровый потенциал
медицинских работников в субъектах РФ, путем анкетирования. Анкета включала сведения
о формах и методах медицинского обеспечения, сведения об укомплектованности медицинскими
кадрами в ОУ. Анализ проводился по 15 субъектам РФ из Центрального, Северо-Западного, Дальневосточного,
Приволжского, Северо-Кавказского федеральных округов. Результаты исследования
свидетельствуют о том, что в ОУ число детей, приходящихся на 1 ставку врача-педиатра и медицинской
сестры, превышает норматив. В дошкольных ОУ нагрузка на врачей превышает норматив
в 2—9 раз, нагрузка на медицинских сестер — в 2—39 раз; в школах нагрузка на врачей выше должного
показателя в 2—28 раз, на медицинских сестер — в 1,2—2,4 раза. В большинстве субъектов
РФ врачи-педиатры вынуждены работать со значительной нагрузкой, выполняя работу на 1,5—3
ставки. Соотношение числа врачей и медицинских сестер в ОУ свидетельствует о сохраняющейся
негативной тенденции сокращения числа врачей-педиатров по отношению к числу среднего медицинского
персонала. Медицинский персонал отделений организации медицинской помощи детям в
ОУ недостаточно исполняет свои функциональные обязанности по вопросам контроля за условиями
обучения и воспитания, физкультурно-оздоровительной работой, трудовым обучением, организацией
и качеством питания; в недостаточной мере проводит профилактическую и оздоровительную
работу среди учащихся и воспитанников. Повышение квалификации медицинского персонала
нуждается в совершенствовании.
Таким образом, в большинстве субъектов РФ не уделяется должного внимания медицинскому
обеспечению детей в ОУ, не выполняется приказ Минздравсоцразвития РФ от 16 апреля 2012 г.
№ 366н "Об утверждении порядка оказания педиатрической помощи", что требует вмешательства
Минздрава России и соответствующих надзорных органов.
Ключевые слова : медицинское обеспечение; образовательные учреждения.
HEALTH CARE OF CHILDREN IN EDUCATIONAL FACILITIES OF THE RUSSIAN FEDERATION:
PROBLEMS AND MEANS OF RESOLUTION
Kuchma V.R.1
, Makarova A.Yu.2
1
2
, Rappoport I.K.1
Research Institute of Hygiene and Children’s and Adolescents’ Health protection of the Russian Academy
of Medical Sciences, 105064, Moscow, Russia
First Moscow I.M. Sechenov State Medical University of the Ministry of Health of the Russian
Federation, 119992, Moscow, Russia
The article considers results of studying the health care of children in educational institutions including
medical staff potential in various subjects of the Russian Federation. A sociological questionnaire technique
was applied. The questionnaire included data concerning forms and methods of health care and manning
of medical personnel in education institutions. The analysis was performed in 15 federal areas, including
Central, North-Western, Far Eastern, Privolzhskiy, and North Caucasian federal districts of the Russian
Federation. The study data is evidencing that the number of children in educational institutions being due
to one staff of pediatrician or medical nurse exceeds the standard. In pre-school educational facilities
physician’s load exceeds the standard 2-9 times. Medical nurse’s load exceeds the standard one 2-39 times.
In schools physician’s load exceeds a proper standard 2-28 times and medical nurse’s load 1.2-2-4 times.
In most subjects of the Russian Federation pediatricians are to work with signifi cant overload fulfi lling
jobs for 1.5-3 staffs. The physicians/medical nurses ratio in educational institutions refl ects continuing
negative trend of decrease in the number of pediatricians in comparison with the number of paramedical
personnel. Health offi cials in departments for organizing health care of children in educational institutions
insuffi ciently implement their functional responsibilities concerning the issues of control of conditions
of education and training, organization and quality of nutrition, physical culture and health promoting
activities, career education, preventive and health improvement. The enhancement in qualifi cation of
medical personnel requires serious development.
Key words: health care; educational facilities.
Медицинское обеспечение детей в образовательных
учреждениях (ОУ) должно быть нацелено на решение
задачи по охране и укреплению здоровья детского населения,
включать комплекс современных профилактических
и оздоровительных технологий, гигиеническое
обучение и воспитание.
4
Результаты профилактических осмотров в ОУ, данные
научных исследований последних лет свидетельствуют
о высокой распространенности функциональных
отклонений и хронических заболеваний костно-мышечной
системы (50—90%), нарушений сердечно-сосудистой
системы (35—80%), нарастающей с возрастом
Для корре спонденции: Кучма Владислав Ремирович, д-р мед. наук, проф., член-корр. РАМН; e-mail: vrkuchma@mtu-net.ru
Стр.4
школьников патологии желудочно-кишечного тракта и
органа зрения, тенденции к росту отдельных признаков
нервно-психических расстройств (18—75%) у детей и
подростков 6—17 лет [1—9].
Дети нередко с дошкольного возраста находятся в условиях
чрезмерной учебной нагрузки, нерационального
питания, резко сниженного объема двигательной активности,
экологического неблагополучия, имеют рисковые
формы поведения, психоэмоциональное напряжение
[10—13]. Поэтому большинство обучающихся нуждаются
в систематической профилактической и оздоровительной
работе, которую необходимо обеспечить в ОУ [6, 11].
Задачей настоящего исследования стала оценка медицинского
обеспечения детей в ОУ, включая кадровый
потенциал медицинских работников в субъектах РФ.
Материалы и методы
Мы разработали специальную анкету для опроса органов
управления здравоохранения субъектов РФ, которая
включала сведения о формах и методах медицинского
обеспечения несовершеннолетних (кем оказывается
медицинская помощь, осуществляются медицинские
осмотры, вакцинопрофилактика, контроль за условиями
обучения, питания, оздоровительная работа и др.), а также
сведения об обеспеченности медицинскими кадрами
в ОУ (дошкольные ОУ (ДОУ), школы, учреждения начального
и среднего профессионального образования
(УНСПО)). Анкеты были разосланы в органы исполнительной
власти субъектов РФ. Получены сведения от 18
субъектов из Центрального, Северо-Западного, Дальневосточного,
Приволжского, Северо-Кавказского федеральных
округов.
Анализ проводили по 15 субъектам РФ, так как сведения
по Ярославской области и Республике Саха (Якутия)
представлены только по ДОУ; Хабаровский край
прислал сведения только по г. Хабаровску. Информация
субъектов РФ содержит данные по разному количеству
ОУ: от 71 в Ненецком автономном округе до 3354 в Московской
области.
Результаты и обсуждение
При анализе состояния медицинского обеспечения в
субъектах РФ установили, что медицинскую помощь несовершеннолетним
в период обучения в ОУ оказывают
преимущественно врачи и средний медицинский персонал
медицинских организаций — сотрудники отделений
организации медицинской помощи детям в ОУ (ОМПДОУ).
Однако в отдельных ОУ, в основном в ДОУ, продолжает
работать медицинский персонал, состоящий в
штате ОУ.
В Московской, Калужской, Смоленской, Тамбовской,
Сахалинской, Саратовской, Ульяновской областях, Республике
Марий Эл, Карачаево-Черкесской Республике,
Ненецком автономном округе медицинскую помощь несовершеннолетним
оказывают совместно врачи-педиатры
и медицинские сестры — сотрудники медицинских
организаций. В Ярославской, Мурманской, Хабаровской
областях, республиках Саха (Якутия) и Башкортостан
медицинскую помощь в школах осуществляют только
врачи-педиатры медицинских организаций, к которым
прикреплены ОУ. В то же время в ДОУ Ярославской,
Мурманской, Московской областей (в 63% ДОУ), Воронежской
области (ДОУ в сельской местности) медицинскую
помощь детям обеспечивают преимущественно
медицинские сестры. В сельских ОУ Воронежской,
Сахалинской, Свердловской, Ульяновской областей, республиках
Коми, Саха (Якутия), Марий Эл, КарачаевоЧеркесской
в оказании медицинской помощи участвуют
фельдшеры фельдшерско-акушерских пунктов (ФАП), а
в Республике Марий Эл — также семейные врачи.
В большинстве регионов профилактические осмотры
обучающихся и воспитанников проводят с привлечением
врачей-специалистов и медицинского персонала медицинских
организаций, за исключением Ярославской
и Сахалинской областей, в которых осмотры осуществляет
медицинский персонал, состоящий в штате ОУ.
Медсестры ОУ участвуют в проведении профилактических
осмотров в ДОУ Ненецкого автономного округа, а
также в УНСПО Республики Саха (Якутия). Профилактические
осмотры детей, обучающихся в сельских ОУ
Свердловской области, Хабаровского края, Республики
Башкортостан, осуществляют наряду с врачами-педиатрами
фельдшеры ФАП.
Вакцинопрофилактику детей в ОУ почти во всех
регионах проводит персоналом медицинских организаций.
Исключение составляют республики Коми, Саха
(Якутия), Башкортостан, а также Сахалинская область
и Ненецкий автономный округ, где в ряде учреждений
вакцинацию обеспечивают медицинские сестры, состоящие
в штате ОУ.
К функциональным обязанностям медицинского персонала,
работающего в ОМПДОУ, относятся проведение
гигиенического образования и воспитания обучающихся,
контроль за условиями обучения, воспитания,
физкультурно-оздоровительной работы, трудового обучения,
контроль за условиями и качеством питания, обеспечение
профилактической и оздоровительной работы
в ОУ. Эти обязанности в основном выполняют медицинские
работники Воронежской, Смоленской, Тамбовской,
Сахалинской, Свердловской, Ульяновской областей, Республик
Коми и Карачаево-Черкесской.
Эпизодическое исполнение обязанностей чаще всего
наблюдается в вопросах контроля за физкультурно-оздоровительной
работой (Калужская область, сельские местности
Ярославской области, УНСПО Мурманской, Саратовской
областей и Республики Саха (Якутия)). В Хабаровском
крае контроль за физкультурно-оздоровительной
работой не проводится в сельских ОУ и УНСПО.
Изредка осуществляется контроль за трудовым обучением
в Калужской области, Хабаровском крае, Республике
Марий Эл, Ненецком автономном округе, УНСПО
Мурманской области и Республики Башкортостан.
Недостаточный контроль за условиями обучения и
воспитания в ОУ Республики Марий Эл, сельских районов
Ярославской области, а также в УНСПО Саратовской
области и Республики Башкортостан. В ряде ОУ
Республики Башкортостан, Республики Саха (Якутия),
Ярославской области не в полной мере осуществляется
профилактическая и оздоровительная работа среди учащихся
и воспитанников.
В учреждениях среднего профессионального образования
Московской области контроль за условиями
обучения, воспитания, физкультурно-оздоровительной
работы, условиями и качеством питания проводится
эпизодически. Это связано с тем, что в учреждениях
среднего профессионального образования Московской
области подростки в возрасте до 18 лет составляют не
более 15% всех учащихся учреждений и выделить штатные
должности врача и медицинской сестры на 50—70
несовершеннолетних не представляется возможным.
Результаты анализа обеспеченности медицинскими
кадрами отделений ОМПДОУ в субъектах РФ показали,
5
Стр.5
что в ОУ всех представленных субъектов, за исключением
Ненецкого автономного округа, количество детей,
приходящихся на 1 штатную должность врача-педиатра,
превышает соответствующий норматив (табл. 1).
В соответствии с приказом Минздравсоцразвития
РФ от 16 апреля 2012 г. № 366н "Об утверждении порядка
оказания педиатрической помощи" 1 штатная должность
врача-педиатра приходится на 180—200 детей в
яслях (ясельные группы детских садов), или на 400 дошкольников,
посещающих детские сады, или на 1000
обучающихся в общеобразовательных ОУ и УНСПО.
Число детей, которых должна обслуживать 1 медицинская
сестра, меньше, чем у врача: 1 штатная должность
медицинской сестры приходится на 100 детей в яслях
(ясельные группы детских садов), или на 100 дошкольников,
посещающих детские сады, или на 500 обучающихся
в общеобразовательных ОУ и УНСПО.
Малое число врачей-педиатров, оказывающих помощь
в ДОУ, наблюдается в Калужской и Ульяновской
областях, в Республике Башкортостан (нагрузка на врача-педиатра
в ДОУ превышена в 5 раз), Республике Марий
Эл (нагрузка на врача-педиатра в ДОУ превышена
в 9 раз). В Сахалинской, Свердловской, Мурманской
областях, республиках Коми, Карачаево-Черкесской нагрузка
на врача-педиатра в ДОУ выше норматива в 3—4
раза, в Московской, Воронежской, Тамбовской областях
— в 2 раза (табл. 2).
В школах всех анализируемых субъектов РФ количество
обучающихся, приходящихся на 1 должность врача-педиатра,
также значительно превышает норматив
(см. табл. 1). Самое большое число учащихся, обслуживаемых
1 врачом-педиатром, наблюдается в Калужской
области. В Карачаево-Черкесской Республике нагрузка
превышена в 11 раз, Республике Марий Эл — в 22 раза,
Сахалинской области и Республике Башкортостан — в
5—6 раз. В остальных субъектах нагрузка на врача-педиатра
в ОУ превышена в 2—4 раза. Данные анализа
показывают, что в субъектах РФ имеет место крайне
низкое обеспечение обучающихся врачами-педиатрами
отделений ОМПДОУ.
Тревожная ситуация сложилась в отношении обеспечения
врачами несовершеннолетних в УНСПО. По данным,
представленным из Сахалинской и Свердловской
областей, на территориях отсутствуют ОУ этого типа. В
ряде субъектов РФ (Тамбовская, Мурманская области,
республики Коми, Марий Эл, Карачаево-Черкесская,
Ненецкий автономный округ) в УНСПО врачи-педиатры
не работают. В Московской области педиатры осуществляют
деятельность только в учреждениях начального
профессионального образования, а в Ульяновской —
только в учреждениях среднего профессионального образования.
Однако врачей-педиатров, работающих в указанных
ОУ, крайне мало. В остальных анализируемых
субъектах РФ нагрузка на 1 врача-педиатра превышена
в 16-28 раз (например, в Республике Башкортостан) и в
4-6 раза в Воронежской области. В Саратовской и Ульяновской
областях в учреждениях среднего профессионального
образования нагрузка на 1 врача превышена в
3 раза (см. табл. 2).
В ОУ субъектов РФ укомплектованность физическими
лицами составляет менее 75% штатных должностей, предназначенных
для врачей-педиатров. Укомплектованность
врачебных должностей физическими лицами в большинстве
субъектов РФ неудовлетворительная. Так, достаточное
число физических лиц, работающих на 1 штатную
должность врача-педиатра, имеется в Карачаево-Черкесской
Республике и Ненецком автономном округе. В Воронежской,
Смоленской, Тамбовской областях число физических
лиц, работающих врачами-педиатрами в отделениях
ОМПДОУ, составляет 70% штатного расписания, в
Московской, Саратовской, Ульяновской областях — 50%.
Все это указывает на то, что врачи-педиатры вынуждены
Та блица 1
Укомплектованность врачами-педиатрами детских отделений ОМПДОУ в субъектах РФ
Количество детей на 1 врача-педиатра
Всего
Субъект РФ
Московская область
Воронежская область
Калужская область
Смоленская область
Тамбовская область
Республика Коми
Мурманская область
Ненецкий автономный
округ
Сахалинская область
Свердловская область
Республика Башкортостан
Республика Марий Эл
Саратовская область
Ульяновская область
Карачаево-Черкесская
Республика
6
детских
учреждений
3354
1454
647
772
785
648
528
71
338
2642
4259
554
1452
903
309
ДОУ школа
666,5 1552
925,7 2301,8
2117,3 27 780
557,5 1441,5
816,1 3303,6
1155 3190
1646,2 2103
373,3 2727
учреждение
начального
профессионального
образования
903,5
4026
0
1107
0
0
0
0
1561,3
5641,8 —
1347,5 4411,8 —
1866 6641,3 27 904
3723 21 462
1069,6 3052,9
2174,8 4311,4
1116,8 11 560
0
1139
0
0
учреждение
среднего
профессионального
образования
0
6251
0
1490
0
0
0
0
штатные
единицы
занято
штатных
единиц
906,75
831,0
213,75 178,75
109,25 67,75
181
93,5
181
88
153,0 115,25
150,75
8,5
92
10
— 39,75
16109,3
0
2978,8
3203
0
26,75
— 419 280,75
326,25 311,0
31,75
27
223,25 159
70,75
17,5
66,5
16,5
Укомплектованность должностями врача
укопмлектованность,
%
91,6
83,6
62,0
100,0
94,1
75,3
61,0
117,6
67,3
67,0
95,3
85,0
71,2
94,0
94,3
число физических
лиц
на должности
врача
581
161
21
135
70
64
59
10
22
226
160
12
134
47
17
Стр.6