Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

Содержание профессиональной деятельности муниципальных служащих (110,00 руб.)

0   0
Первый авторХаидов Сергей Курбанович
ИздательствоИздательство ТГПУ им.Л.Н.Толстого
Страниц35
ID338213
АннотацияИздание посвящено анализу специфики профессиональной деятельности муниципальных служащих. Пособие адресовано психологам, акмеологам, научным работникам, а также аспирантам, магистрам и студентам психологических специальностей.
ISBN978-5884-22-572-5
Хаидов, С.К. Содержание профессиональной деятельности муниципальных служащих / С.К. Хаидов .— Тула : Издательство ТГПУ им.Л.Н.Толстого, 2015 .— 35 с. — ISBN 978-5884-22-572-5 .— URL: https://rucont.ru/efd/338213 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Министерство образования и науки Российской Федерации ФГБОУ ВПО «Тульский педагогический университет им. <...> Л. Н. Толстого» С. К. Хаидов СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ Учебно-методическое пособие Тула Тульский полиграфист 2015 ББК 88.5я73 Х15 Рецензенты: доктор психологических наук С. В. Пазухина (Тульский государственный педагогический университет им. <...> Л. Н. Толстого); кандидат психологических наук М. А. Басин (Тульский государственный педагогический университет им. <...> ISBN 978-5-88422-572-5 Издание посвящено анализу специфики профессиональной деятельности муниципальных служащих. <...> Пособие адресовано психологам, акмеологам, научным работникам, а также аспирантам, магистрам и студентам психологических специальностей. <...> Хаидов, 2015 2 Психологическое содержание профессиональной деятельности муниципального служащего хоть и соответствует психологическому содержанию деятельности государственного служащего, однако, различие в близости к социальным слоям населения, не вхождение муниципальной власти в структуру государственной власти требует, по мнению исследователя, объединение акмеологических теорий личностно-профессионального развития государственных служащих с концепцией личностнопрофессионального развития муниципальных служащих, как представителей органов местного самоуправления для выявления факторов и путей оптимизации развития их личности и профессионализма в деятельности органов местного самоуправления. <...> Анализ научной литературы показывает, что профессиональная деятельность муниципальных служащих изучена недостаточно. <...> Эмпирические исследования, проведенные в закрытых административно-территориальных образованиях Мурманской области [24], позволили сделать вы3 вод о существовании общности психологических характеристик в профессиональной деятельности гражданских государственных служащих и муниципальных служащих. <...> Общности определяются: профессиональной <...>
Содержание_профессиональной_деятельности_муниципальных_служащих.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации ФГБОУ ВПО «Тульский педагогический университет им. Л. Н. Толстого» С. К. Хаидов СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ Учебно-методическое пособие Тула Тульский полиграфист 2015
Стр.1
ББК 88.5я73 Х15 Рецензенты: доктор психологических наук С. В. Пазухина (Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого); кандидат психологических наук М. А. Басин (Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого) Хаидов, С. К. Х15 Содержание профессиональной деятельности муниципальных служащих: Учеб.-метод. пособие / С. К. Хаидов. – Тула: Тул. полиграфист, 2015. – 34 с. ISBN 978-5-88422-572-5 Издание посвящено анализу специфики профессиональной деятельности муниципальных служащих. Пособие адресовано психологам, акмеологам, научным работникам, а также аспирантам, магистрам и студентам психологических специальностей. ББК 88.5я73 ISBN 978-5-88422-572-5 © C. К. Хаидов, 2015 2
Стр.2
Психологическое содержание профессиональной деятельности муниципального служащего хоть и соответствует психологическому содержанию деятельности государственного служащего, однако, различие в близости к социальным слоям населения, не вхождение муниципальной власти в структуру государственной власти требует, по мнению исследователя, объединение акмеологических теорий личностно-профессионального развития государственных служащих с концепцией личностнопрофессионального развития муниципальных служащих, как представителей органов местного самоуправления для выявления факторов и путей оптимизации развития их личности и профессионализма в деятельности органов местного самоуправления. Любая профессиональная деятельность представляет собой систему, основой которой являются материальные, предметно-инструментальные структуры, которые в ходе исторического развития профессии образуют свое культурно-идеологическое, духовное отражение в сознании общества и социально-профессиональной группы. В результативной основе деятельности соединяются и технологически организуются ее предмет, продукт и средства труда. Они отражаются в сознании субъекта в виде целей, ценностей, идеалов профессии и его методологических установках. Относительно друг друга материальная и духовная стороны деятельности находятся по отношению друг к другу в состоянии двухсторонней регулятивной связи. Анализ научной литературы показывает, что профессиональная деятельность муниципальных служащих изучена недостаточно. Эмпирические исследования, проведенные в закрытых административно-территориальных образованиях Мурманской области [24], позволили сделать вы3
Стр.3
вод о существовании общности психологических характеристик в профессиональной деятельности гражданских государственных служащих и муниципальных служащих. Общности определяются: профессиональной деятельностью, осуществляемой на постоянной основе на должностях гражданской государственной и муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора; единством основных квалификационных требований к должностям муниципальной службы и государственной гражданской службы; единством требований к подготовке, переподготовке и повышению квалификации муниципальных служащих и государственных гражданских служащих; учетом стажа муниципальной службы при исчислении стажа государственной гражданской службы и учета стажа государственной гражданской службы при исчислении стажа муниципальной службы; соотносительности основных условий оплаты труда и социальных гарантий муниципальных и государственных гражданских служащих; соотносительности основных условий государственного пенсионного обеспечения граждан, проходивших муниципальную службу, и граждан, проходивших государственную гражданскую службу, а так же членов их семей в случае потери кормильца [27]. Муниципальная служба, как и государственная гражданская служба, является управленческим трудом и относится к профессии типа «человек-человек». Предметом управленческого труда являются «индивидуальное и общественное сознание других людей, а так же поведение, деятельность других людей: управленец своими действиями, своим психологическим «посылом» воздействует на сознание и поведение своих подчиненных, коллег, изменяя их представления о сторонах управленческой ситуации, побуждая их к активным действиям по 4
Стр.4
упрочению и преобразованию управленческой деятельности» [5, С. 28; 520]. Все вышесказанное позволяет рассматривать основу профессиональной деятельности муниципальных служащих через призму профессиональной деятельности гражданских государственных служащих (далее государственные служащие). Существуют различные психолого-акмеологические исследования профессиональной деятельности государственных служащих, такие как: анализ профессиональной деятельности государственных служащих на основе принципа единства личности, сознания и деятельности [10; 12; 17]; исследование субъекта деятельности в рамках комплекса наук. Данное направление систематизировано А. А. Бодалевым, К. А. Абульхановой-Славской; системы формирования и совершенствования профессионального мастерства. Данное направление описано в трудах Б. Г. Ананьева, А. А. Деркача; положение о функциональных блоках профессиональной деятельности Н. В. Кузьминой. К ним относятся: – гностический (познавательный) – анализ ситуации, формирование задачи, получение новых знаний, требующихся для решения анализа процесса решения задачи, результатов решения и сопостановления искомого результата с реальным; – проектировочный – предвидение возможных последствий от решения задач в течение обозримого времени ведения планирования; – конструктивный – композиционное построение предстоящей работы; – коммуникативный – установление наиболее целесообразных взаимоотношений с окружающими людьми в процессе непосредственного взаимодействия 5
Стр.5
с ними в ходе решения задач профессиональной деятельности; – организаторский – установление эффективных взаимодействий; – рефлексивный – самопознание, самооценка своих внутренних психических состояний; – социально-перцептивный – понимание людьми друг друга; теоретическая модель личности, позволяющая быть базой построения анализа профессиональных требований к субъекту деятельности В. Д. Шадрикова; работы В. Г. Асеева, А. К. Марковой, С. И. Съедина о подсистеме целеобразования, информационной основе деятельности (опыт, знания), профессионально важных качествах; психологическое содержание профессиональной компетентности, рассмотренное в работах А. А. Деркача, В. Г. Зазыкина, А. К. Марковой и др. Так, согласно мнению В. Г. Зазыкина, качественными характеристиками профессиональной деятельности являются: высокая продуктивность (эффективность); оптимальная интенсивность; высокая точность и надежность; высокая организованность; высокая квалификация; низкая зависимость специалиста от внешних факторов; владение современным содержанием и средством решения профессиональных задач; высокая стабильность продуктивности, точности, надежности и организованности [8; 48]; Я - концепция в структуре профессиональной деятельности, изучавшаяся В. С. Агаповым, И. Л. Фельдман и др. Акмеологический подход к исследованию профессиональной деятельности разработан и в исследованиях Э. А. Бурчан, Н. Н. Гришиной, В. М. Дъячкова, 6
Стр.6
А. В. Евсеева, Н. А. Ериной, Н. О. Коломиец, А. Э. Орбан, В. А. Толочек и др. Как отмечалось выше рассматривание профессиональной деятельности муниципальных служащих через призму профессиональной деятельности государственных служащих позволяет говорить, что профессиональная деятельность муниципальных служащих – разновидность управленческой деятельности, направленная с одной стороны на управление процессом в той или иной сфере, а с другой – на руководство людьми, обеспечивающим функционирование данной сферы. Муниципальный служащий, как управленец, как субъект деятельности, не только отвечает за свою собственную профессиональную деятельность, но и обеспечивает условия для работы других, используя многообразные методы стимулирования их активности для достижения необходимого результата профессиональной успешности и самореализации личности, что выражается и в удовлетворении своим трудом, и в стремлении к личностно-профессиональному развитию. Однако, не смотря на то, что государственную и муниципальную службу связывает много сходных черт, организационные обособленности местного самоуправления от государственной власти вызывают различия в содержании этих двух видов деятельности. Будучи разновидностью управленческой деятельности, смысл работы государственного служащего составляют интересы государства и его граждан. Профессионализм деятельности государственного служащего в первую очередь определяется способностью и умением защищать эти интересы в каждой из сфер деятельности на разных уровнях властной «вертикали», и в зависимости от занимаемой должности эта задача решается по-разному [15]. 7
Стр.7