Министерство образования и науки Российской Федерации
ФГБОУ ВПО «Тульский государственный педагогический университет
имени Л. Н. Толстого»
Кафедра социально-педагогических наук, социологии и политологии
Посвящается 75-летию ТГПУ им. Л. Н. Толстого
Е. Г. Шаин
СОЦИАЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ СЕМЬИ И
ДЕТЕЙ
Учебное пособие
Тула
Издательство ТГПУ им. Л. Н. Толстого
2013
Стр.1
Пояснительная записка
Дисциплина «Социальное обслуживание семьи и детей» является частью
профессиональной подготовки бакалавра социальной работы.
В современных условиях существуют различные подходы к пониманию
сущности и содержания социального обслуживания семьи и детей. В
курсе представлены все эти подходы, показана специфика социального обслуживания
семьи и детей в системе социальной работы.
«Социальное обслуживание семьи и детей» - одна из дисциплин вариативной
части профессионального цикла дисциплин направления подготовки
040400 Социальная работа (профиль подготовки – «Социальная работа в системе
социальных служб». Изучение данной дисциплины базируется на освоении
студентами дисциплины вариативной части профессионального цикла
дисциплин направления «Семьеведение».
Целями освоения дисциплины «Социальное обслуживание семьи и детей»
являются углубление и систематизация представлений студентов о социальной
работе с семьёй, формирование готовности к обеспечению социального
обслуживания семьи и детей.
К началу изучения дисциплины студенты должны знать содержание и основные
направления социальной работы с семьёй, уметь анализировать семейные
отношения, выбирать и использовать адекватные формы, методы и
средства социальной работы с семьёй.
Освоение данной дисциплины необходимо для последующего изучения
дисциплины базовой части профессионального цикла «Технология социальной
работы», дисциплины по выбору обучающихся вариативной части профессионального
цикла «Технология социальной работы с неполными семьями»;
для качественного выполнения программ учебной и производственной
практик.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
1. Знать:
- сущность социального обслуживания семьи и детей (ПК-4);
- систему и основные типы учреждений социального обслуживания
семьи и детей (ПК-3);
- состояние научно-методического обеспечения социального обслуживания
семьи и детей (ПК-4).
2. Уметь:
- осуществлять инновационную деятельность в учреждении социального
обслуживания семьи и детей (ПК-7);
- профессионально взаимодействовать со специалистами учреждения
социального обслуживания семьи и детей (ПК-3).
3. Владеть:
- методами социального обслуживания семьи и детей (ПК-4).
Стр.2
В соответствии с учебным планом дисциплина «Социальное обслуживание
семьи и детей» реализуется посредством лекций, семинарских и практических
занятий; её изучение предусматривает самостоятельную работу
студентов.
Самостоятельная работа обучающегося по дисциплине включает в себя
внеаудиторную самостоятельную работу при подготовке к семинарским и
практическим занятиям, выполнение заданий для самостоятельной работы в
модульной объектно-ориентированной динамичной учебной среде Moodle,
подготовку к контрольной работе и зачёту.
Продолжительность изучения дисциплины – один учебный семестр.
По итогам её изучения проводится зачёт.
Учебно-тематический план
дисциплины «Социальное обслуживание семьи и детей»
№
п/п
Количество часов по
видам занятий
Название темы
1 Социальное обслуживание семьи и детей в
системе социальной работы с семьёй
2 Социальное обслуживание семьи и детей в
России, регионе
3 Учреждения социального обслуживания
семьи и детей и научно-методическое
обеспечение их деятельности
4 Социальный патронат семьи в системе социального
обслуживания
5 Адресный социальный патронаж семьи и
детей
6 Инновационная деятельность учреждений
социального обслуживания семьи и детей
в России, регионе
Итого:
2
2
2
2
2
2
12
2
2
2
2
2
4
10
2
6
4
10
8
6
8
6
42
Лекции
лаборат
занятия
семин.
зан.
самост.
раб.
Стр.3
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1. Социальное обслуживание семьи и детей в системе
социальной работы с семьёй.
План:
1. Понятия «социальное обслуживание», «социальное обслуживание
семьи и детей».
2. Становление нормативно-правовой базы социального обслуживания
семьи и детей в России, регионе.
3. Социальное обслуживание и социальная работа с семьёй и детьми.
Осуществление радикальных экономических реформ в современной
России и реализация адекватной социальной политики потребовали применения
новых технологий, в том числе создания системы социального обслуживания
населения, обеспечивающей широкий спектр экономических, медицинских,
психолого-педагогических, правовых, бытовых и иных социальных
услуг населению, в том числе, семьям и детям.
В конце XX века социальное обслуживание населения в Российской
Федерации становится одним из важнейших направлений социальной защиты
населения, социальной организацией и социальным институтом, а затем и
относительно самостоятельным сектором социальной сферы российской общества.
Статья
1 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 195-ФЗ «Об
основах социального обслуживания населения в Российской Федерации»
гласит, что «социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных
служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых,
социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых
услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации
граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации».
По мнению известного отечественного теоретика и практика социальной
работы Л. В. Топчего, социальное обслуживание – деятельность социальных
служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских,
психо-логопедических, социально-правовых услуг и
материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации
граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации; организационная
форма осуществления социальной работы с различными категориями населения;
инструмент коррекционной работы социальных механизмов самоорганизации
и саморегуляции в обществе, стимулятор развития самого общества;
разновидность социальной организации; социальный институт; сектор
социальной сферы.
Обсуждаемый в настоящее время правительственный проект Феде
Стр.4
рального закона «Об основах социального обслуживания населения в Российской
Федерации» предлагает следующее понятие: «Социальное обслуживание
населения – деятельность, осуществляемая органами государственной
власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов
Российской Федерации, юридическими лицами независимо от организационно-правовых
форм и форм собственности, приравненными к ним в целях настоящего
Федерального закона индивидуальными предпринимателями, благотворителями
и добровольцами по предоставлению социальных услуг гражданам
Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства,
постоянно проживающим на территории Российской Федерации,
для преодоления трудной жизненной ситуации».
Л. В. Топчий считает, что современное социальное обслуживание населения
не может развиваться, оставаясь в рамках социальной защиты. Становление
и развитие социального обслуживание предусматривает объединение
усилий систем образования, здравоохранения, МВД, юстиции, спорта и молодёжи,
культуры и быта, социально ориентированного бизнеса и банковскофинансовой
системы, различных промышленных и сельскохозяйственных
предприятий, государственных структур и неправительственных организаций.
Создание
полноценной, комплексной и многофункциональной системы
социального обслуживания, соответствующей потребностям различных категорий
населения, - одна из приоритетных государственных задач в период
становления социально ориентированной рыночной экономики. Без эффективной
и всесторонне развитой системы социального обслуживания практически
невозможна реализация современной социальной политики.
Под социальным обслуживанием, как социальной организацией, Л. В.
Топчий понимает, во-первых, рационально созданную систему, функционирующую
для достижения цели и задач социальной защиты и поддержки населения;
во-вторых, сообщество специалистов социальной работы социальных
служб и органов управления, деятельность которых связана с предоставлением
социальных услуг, социальной адаптацией и социальной реабилитацией
людей на основе удовлетворения социальных потребностей различных
слоёв населения; в-третьих, устойчивую систему социальных отношений
различных структур, органов власти и аппарата управления, социальных
групп и общностей, основанных на идеологии гуманизма и парадигме социального
развития, действующей нормативной правовой базе и соответствующих
технологий социальной работы, применяемых в различных типах и
видах учреждений социального обслуживания.
В Российской Федерации социальное обслуживание, как социальная
организация, характеризуется строгими предписаниями и документально зафиксированными
целями социальных служб, установленными правилами
Стр.5
деятельности и ролевыми функциями её работников, заформализованностью
и определённым уровнем профессионализма в области социальной работы,
сформировавшимися в последние 15 лет. Стандартизация социальных услуг
привела к относительной упорядоченности деятельности социальных служб.
Социальное обслуживание как систему следует рассматривать и как
целое, и как состоящее из различных подсистем, составляющих её частей.
Системный подход к анализу состояния социального обслуживания в России
предполагает расчленение этой сложной системы на такие подсистемы, как
«социальное обслуживание семьи и детей», «социальное обслуживание граждан
пожилого возраста», «социальное обслуживание инвалидов» и т. д.
В рамках изучаемой дисциплины рассматривается подсистема «социальное
обслуживание семьи и детей».
Понятие «социальное обслуживание семьи и детей» логически вытекает
из вышесказанного и, исходя из действующего федерального закона, представляет
собой деятельность социальных служб по социальной поддержке,
оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психологопедагогических,
социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению
социальной адаптации и реабилитации семей и детей, находящихся в
трудной жизненной ситуации.
Естественно, что содержание и технологии подобной деятельности
имеют свою существенную специфику.
По мнению Е. И. Холостовой, целью системы социального обслуживания
семей должна быть ориентированность на активизацию факторов, стимулирующих
высокоэффективный и производительный труд, повышение на
этой основе материального и духовного благополучия каждой семьи и выполнение
комплекса соответствующих задач.
Началом становления системы социального обслуживания семьи и детей
в современной России называют Указ Президента Российской Федерации
от 1 июня 1992 г. № 543 «О первоочередных мерах по реализации Всемирной
декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е годы»,
предписавший органам исполнительной власти субъектов Российской
Федерации в соответствии с местными потребностями, приоритетными задачами
и экономическими возможностями «содействовать созданию и укреплению
территориальной сети учреждений нового типа социальной помощи
семье и детям (центров социальной помощи семье …центров реабилитации
детей-инвалидов …социальных гостиниц для детей, подростков, матерей с
детьми и других)». Этим же указом Правительству Российской Федерации
предписывалось «предусмотреть в структуре министерств и ведомств Российской
Федерации подразделения (группы) либо должности специалистов,
занимающихся проблемами детства».
Процессы адаптации семьи к изменяющимся социально
Стр.6
экономическим условиям вызвали необходимость принципиальной коррекции
социальной политики, переориентации её на семью как основной субъект
развития.
С 1993 г. создаётся принципиально новая, личностно-ориентированная,
разветвлённая система учреждений социального обслуживания семьи и детей.
Её основной задачей является профилактика семейного неблагополучия,
индивидуальная помощь семье и детям в кризисных жизненных ситуациях,
помощь детям-сиротам, детям-инвалидам, детям с девиантным поведением в
их социальной реабилитации и адаптации в семью и общество. Организация
такой сети потребовала не только формирования совершенно новой для
страны концепции работы с семьёй и детьми, но и огромных усилий по подготовке
кадров, методическому обеспечению, законодательному закреплению
и нормативно-правовому регулированию. В условиях перманентного
тяжелейшего финансового кризиса на эти цели были изысканы необходимые
средства.
В 2003 г. завершилось десятилетие, которое, по мнению Л. В. Топчего,
явилось первым этапом в становлении современной системы социального
обслуживания населения, в особенности семьи и детей. Принятие ряда федеральных
законов – «Об основах социального обслуживания населения в Российской
Федерации» (1995), «О социальном обслуживании граждан пожилого
возраста и инвалидов» (1995), «Об основных гарантиях прав ребёнка в
Российской Федерации» (1998), «Об основах системы профилактики безнадзорности
и правонарушений несовершеннолетних» (1999) – способствовало
не только развитию сети социальных служб, но и становлению различных категорий
системы социального обслуживание семей и детей, находящихся в
трудной жизненной ситуации.
Заметную роль в развитии социального обслуживания сыграла Федеральная
целевая программа «Дети России» и её подпрограммы: «Развитие
социального обслуживания семьи и детей», «Профилактика безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних», «Дети-сироты», «Дети-инвалиды» и
др.
Аналогичная деятельность осуществлялась и в регионах Российской
Федерации, в т. ч. в Тульской области. Большое значение для развития социального
обслуживания семьи и детей в нашем регионе имело принятие закона
Тульской области от 28 декабря 2004 года № 494-ЗТО «Об организации
социальной защиты и социальном обслуживании населения в Тульской области»,
а также законов Тульской области «О защите прав ребёнка» (1998),
«Об оплате труда приемных родителей и льготах, предоставляемых приемной
семье» (1999), «О государственной молодежной политике в Тульской
области» (2000), «Об общих принципах организации и деятельности органов
опеки и попечительства в Тульской области» (2000), «О защите прав граждан
Стр.7
по созданию семьи и сохранению ее здоровья на территории Тульской области»
(2000), «О комплексной областной целевой программе по улучшению
положения детей в Тульской области на 2003-2006 годы» (2003) и др.
В соответствии с Концепцией развития социального обслуживания населения
Российской Федерации (1993), система социального обслуживания
обеспечивает разнообразные формы социальной работы с различными категориями
населения, в том числе с семьёй и детьми. Она должна включать в
себя комплекс разнообразных услуг различным социальным группам, находящимся
в зоне риска и нуждающимся с учётом новых социальных реалий в
общественной поддержке.
Л. В. Топчий утверждает, что социальное обслуживание в современных
условиях выступает в качестве одной из отечественных парадигм социальной
работы и организационной формы этого вида социальной деятельности, т. е.
системы определённых способов социальной гуманистической деятельности,
направленной на адаптацию, социальную реабилитацию и абилитацию отдельной
личности, семьи или человеческого сообщества.
Сегодня социальное обслуживание, в том числе социальное обслуживание
семьи и детей, становится самостоятельным сектором социальной сферы
и неотъемлемой частью современной системы социальной защиты населения
в Российской Федерации. В то же время является социальной организацией
и комплексной инновационной технологией социальной работы.
По мнению М. В. Фирсова социальная работа призвана обеспечить эффективность
социального обслуживания населения. В то же время эффективность
социального обслуживания во многом определяется уровнем профессионализма
специалистов, их умением работать с клиентом, в нашем случае
– с семьёй и детьми.
ПЛАН
семинарского занятия № 1 по теме: «Социальное обслуживание
семьи и детей в системе социальной работы с семьёй» (2 ч.).
1. Дайте определения понятий «социальное обслуживание», «социальное
обслуживание семьи и детей». Может ли социальное обслуживание в современных
российских условиях развиваться, оставаясь в рамках социальной
защиты?
2. Охарактеризуйте становление нормативно-правовой базы социального
обслуживания семьи и детей в России, Тульской области.
3. Как соотносятся социальное обслуживание семьи и детей и социальная
работа с семьёй, детьми?
4. Чем вызвано традиционное объединение социального обслуживания
семьи и социального обслуживания детей? Ваше отношение к подобному
объединению.
Стр.8
Литература:
Дивицына, Н.Ф. Семьеведение: [учеб. пособие] / Н.Ф. Дивицына. –М.:
ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006. – С. 285-296.
Малофеев, И. В. Социальные услуги в системе социального обслуживания
населения / И. В. Малофеев. –М.: «Дашков и К», 2013. –С. 63-77.
Об организации социальной защиты и социальном обслуживании населения
в Тульской области. Закон Тульской области от 28 декабря 2004 года №
494-ЗТО // Тульские известия. – 2004. – 30 дек.
Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации.
Федеральный закон от 10 декабря 1995 года № 195-ФЗ.
Семьеведение: учебник для бакалавров / под ред. Е. И. Холостовой, О. Г.
Прохоровой, Е. М. Черняк. –М.: Юрайт, 2012. –С. 278-285.
Социальное обслуживание семьи и детей в России: Материалы Всероссийской
научно-практической конференции. –М.: Государственный научноисследовательский
институт семьи и воспитания, 2001.
Топчий, Л. В. Социальное обслуживание населения: ценности, теория,
практика: учеб. пособие для студентов вузов / Л. В. Топчий. –М.: Изд-во
РГСУ, 2011. –С.18-55, 74-92.
Фирсов, М. В. Теория социальной работы: учебное пособие для вузов / М.
В. Фирсов, Е. Г. Студёнова. –М.: Академический Проект; Гаудеамус, 2009. –С.
167-182.
Холостова, Е. И. Социальная работа с семьёй: Учебное пособие / Е. И.
Холостова. –М.: «Дашков и К», 2006.
Шеляг, Т. В. Мир семьи и социальная работа / Т. В. Шеляг. –М.: Московский
государственный социальный университет, 2004.
Журналы «Социальное обслуживание», «Социальная защита», «Социальная
работа»; текущие публикации российской и тульской периодической
печати по теме, Интернет-источники.
Задания для самостоятельной работы
1. Напишите 1-2 библиографические карточки по рекомендуемой литературе
к данной теме, составьте свои аннотации к избранными изданиям.
2. Определите место, которое занимает социальное обслуживание семьи
и детей в системе социальной работы.
Вопросы для самоконтроля
1. Охарактеризуйте понятие «социальное обслуживание семьи и детей».
2. Каково состояние нормативно-правовой базы социального обслуживания
семьи и детей в России, Тульской области?
3. Как соотносятся социальное обслуживание и социальная работа с
семьёй и детьми?
Стр.9
Индивидуальные задания
1. Напишите реферат «Социальное обслуживание населения в современной
России».
2. Через сайт в Интернете правительства РФ познакомьтесь с содержанием
проекта федерального закона «О социальном обслуживании населения в
РФ» и выпишите его основные разделы.
2. Социальное обслуживание семьи и детей в России, регионе.
План:
1. Особенности социального обслуживания семьи и детей в современной
России.
2. Стандарты социального обслуживания семьи и детей.
3. Характеристика состояния социального обслуживания семьи и детей
в регионе, муниципальных образованиях региона.
Современная система социального обслуживания населения находится
на начальном этапе своего становления и не может оставаться в неизменном
виде. Социальные изменения, которые происходят в России эволюционным
путём, воздействуют на все составные части и элементы социального обслуживания,
организационную структуру, применяемые технологии, состав и
мышление работников социальных служб и органов управления различных
секторов социальной сферы.
Социальное обслуживание в настоящее время стало неотъемлемой частью
государственной системы социальной защиты населения и одним из ведущих
и динамично развивающихся компонентов социальной сферы. Оно
является современным механизмом реализации социальной политики.
Социальное обслуживание – это разновидность специфической социальной
деятельности, направленной на удовлетворение социальных потребностей
различных категорий населения, но не только тех, которые попали в
трудную жизненную ситуацию или находятся в социально опасном положении,
а всех людей – от рождения до конца жизни, на различных этапах их
развития. Система социального обслуживания – это важнейший сектор социальной
сферы общества, она содействует человеку в решении его проблем в
условиях переходного периода. При помощи различных способов социальногуманистической
деятельности, направленной на адаптацию, абилитацию,
социальную реабилитацию и ресоциализацию, обеспечивает функционирование
и выживание отдельной личности, семьи или определённой совокупности
людей, попавших в трудную ситуацию, их социальное развитие. Соци
Стр.10