Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634932)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Социальное обслуживание семьи и детей (110,00 руб.)

0   0
АвторыШаин Ефим Григорьевич
ИздательствоИздательство ТГПУ им.Л.Н.Толстого
Страниц51
ID338197
АннотацияДисциплина «Социальное обслуживание семьи и детей» является частью профессиональной подготовки бакалавра социальной работы. В современных условиях существуют различные подходы к пониманию сущности и содержания социального обслуживания семьи и детей. В курсе представлены все эти подходы, показана специфика социального обслуживания семьи и детей в системе социальной работы. «Социальное обслуживание семьи и детей» - одна из дисциплин вариативной части профессионального цикла дисциплин направления подготовки 040400 Социальная работа (профиль подготовки – «Социальная работа в системе социальных служб». Изучение данной дисциплины базируется на освоении студентами дисциплины вариативной части профессионального цикла дисциплин направления «Семьеведение». Целями освоения дисциплины «Социальное обслуживание семьи и детей» являются углубление и систематизация представлений студентов о социальной работе с семьёй, формирование готовности к обеспечению социального обслуживания семьи и детей.
Социальное обслуживание семьи и детей / Е.Г. Шаин .— Тула : Издательство ТГПУ им.Л.Н.Толстого, 2013 .— 51 с. — URL: https://rucont.ru/efd/338197 (дата обращения: 28.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Министерство образования и науки Российской Федерации ФГБОУ ВПО «Тульский государственный педагогический университет имени Л. Н. Толстого» Кафедра социально-педагогических наук, социологии и политологии Посвящается 75-летию ТГПУ им. <...> Л. Н. Толстого Е. Г. Шаин СОЦИАЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ СЕМЬИ И ДЕТЕЙ Учебное пособие Тула Издательство ТГПУ им. <...> «Социальное обслуживание семьи и детей» - одна из дисциплин вариативной части профессионального цикла дисциплин направления подготовки 040400 Социальная работа (профиль подготовки – «Социальная работа в системе социальных служб». <...> Изучение данной дисциплины базируется на освоении студентами дисциплины вариативной части профессионального цикла дисциплин направления «Семьеведение». <...> Уметь: - осуществлять инновационную деятельность в учреждении социального обслуживания семьи и детей (ПК-7); - профессионально взаимодействовать со специалистами учреждения социального обслуживания семьи и детей (ПК-3). <...> Учебно-тематический план дисциплины «Социальное обслуживание семьи и детей» № п/п Количество часов по видам занятий Название темы 1 Социальное обслуживание семьи и детей в системе социальной работы с семьёй 2 Социальное обслуживание семьи и детей в России, регионе 3 Учреждения социального обслуживания семьи и детей и научно-методическое обеспечение их деятельности 4 Социальный патронат семьи в системе социального обслуживания 5 Адресный социальный патронаж семьи и детей 6 Инновационная деятельность учреждений социального обслуживания семьи и детей в России, регионе Итого: 2 2 2 2 2 2 12 2 2 2 2 2 4 10 2 6 4 10 8 6 8 6 42 Лекции лаборат занятия семин. зан. самост. раб. <...> Становление нормативно-правовой базы социального обслуживания семьи и детей в России, регионе. <...> Социальное обслуживание и социальная работа с семьёй и детьми. <...> Осуществление радикальных экономических реформ в современной России и реализация адекватной социальной политики потребовали применения новых технологий <...>
Социальное_обслуживание_семьи_и_детей.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Стр.9
Стр.10
Социальное_обслуживание_семьи_и_детей.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации ФГБОУ ВПО «Тульский государственный педагогический университет имени Л. Н. Толстого» Кафедра социально-педагогических наук, социологии и политологии Посвящается 75-летию ТГПУ им. Л. Н. Толстого Е. Г. Шаин СОЦИАЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ СЕМЬИ И ДЕТЕЙ Учебное пособие Тула Издательство ТГПУ им. Л. Н. Толстого 2013
Стр.1
Пояснительная записка Дисциплина «Социальное обслуживание семьи и детей» является частью профессиональной подготовки бакалавра социальной работы. В современных условиях существуют различные подходы к пониманию сущности и содержания социального обслуживания семьи и детей. В курсе представлены все эти подходы, показана специфика социального обслуживания семьи и детей в системе социальной работы. «Социальное обслуживание семьи и детей» - одна из дисциплин вариативной части профессионального цикла дисциплин направления подготовки 040400 Социальная работа (профиль подготовки – «Социальная работа в системе социальных служб». Изучение данной дисциплины базируется на освоении студентами дисциплины вариативной части профессионального цикла дисциплин направления «Семьеведение». Целями освоения дисциплины «Социальное обслуживание семьи и детей» являются углубление и систематизация представлений студентов о социальной работе с семьёй, формирование готовности к обеспечению социального обслуживания семьи и детей. К началу изучения дисциплины студенты должны знать содержание и основные направления социальной работы с семьёй, уметь анализировать семейные отношения, выбирать и использовать адекватные формы, методы и средства социальной работы с семьёй. Освоение данной дисциплины необходимо для последующего изучения дисциплины базовой части профессионального цикла «Технология социальной работы», дисциплины по выбору обучающихся вариативной части профессионального цикла «Технология социальной работы с неполными семьями»; для качественного выполнения программ учебной и производственной практик. В результате освоения дисциплины обучающийся должен: 1. Знать: - сущность социального обслуживания семьи и детей (ПК-4); - систему и основные типы учреждений социального обслуживания семьи и детей (ПК-3); - состояние научно-методического обеспечения социального обслуживания семьи и детей (ПК-4). 2. Уметь: - осуществлять инновационную деятельность в учреждении социального обслуживания семьи и детей (ПК-7); - профессионально взаимодействовать со специалистами учреждения социального обслуживания семьи и детей (ПК-3). 3. Владеть: - методами социального обслуживания семьи и детей (ПК-4).
Стр.2
В соответствии с учебным планом дисциплина «Социальное обслуживание семьи и детей» реализуется посредством лекций, семинарских и практических занятий; её изучение предусматривает самостоятельную работу студентов. Самостоятельная работа обучающегося по дисциплине включает в себя внеаудиторную самостоятельную работу при подготовке к семинарским и практическим занятиям, выполнение заданий для самостоятельной работы в модульной объектно-ориентированной динамичной учебной среде Moodle, подготовку к контрольной работе и зачёту. Продолжительность изучения дисциплины – один учебный семестр. По итогам её изучения проводится зачёт. Учебно-тематический план дисциплины «Социальное обслуживание семьи и детей» № п/п Количество часов по видам занятий Название темы 1 Социальное обслуживание семьи и детей в системе социальной работы с семьёй 2 Социальное обслуживание семьи и детей в России, регионе 3 Учреждения социального обслуживания семьи и детей и научно-методическое обеспечение их деятельности 4 Социальный патронат семьи в системе социального обслуживания 5 Адресный социальный патронаж семьи и детей 6 Инновационная деятельность учреждений социального обслуживания семьи и детей в России, регионе Итого: 2 2 2 2 2 2 12 2 2 2 2 2 4 10 2 6 4 10 8 6 8 6 42 Лекции лаборат занятия семин. зан. самост. раб.
Стр.3
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 1. Социальное обслуживание семьи и детей в системе социальной работы с семьёй. План: 1. Понятия «социальное обслуживание», «социальное обслуживание семьи и детей». 2. Становление нормативно-правовой базы социального обслуживания семьи и детей в России, регионе. 3. Социальное обслуживание и социальная работа с семьёй и детьми. Осуществление радикальных экономических реформ в современной России и реализация адекватной социальной политики потребовали применения новых технологий, в том числе создания системы социального обслуживания населения, обеспечивающей широкий спектр экономических, медицинских, психолого-педагогических, правовых, бытовых и иных социальных услуг населению, в том числе, семьям и детям. В конце XX века социальное обслуживание населения в Российской Федерации становится одним из важнейших направлений социальной защиты населения, социальной организацией и социальным институтом, а затем и относительно самостоятельным сектором социальной сферы российской общества. Статья 1 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» гласит, что «социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации». По мнению известного отечественного теоретика и практика социальной работы Л. В. Топчего, социальное обслуживание – деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психо-логопедических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации; организационная форма осуществления социальной работы с различными категориями населения; инструмент коррекционной работы социальных механизмов самоорганизации и саморегуляции в обществе, стимулятор развития самого общества; разновидность социальной организации; социальный институт; сектор социальной сферы. Обсуждаемый в настоящее время правительственный проект Феде
Стр.4
рального закона «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» предлагает следующее понятие: «Социальное обслуживание населения – деятельность, осуществляемая органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, приравненными к ним в целях настоящего Федерального закона индивидуальными предпринимателями, благотворителями и добровольцами по предоставлению социальных услуг гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства, постоянно проживающим на территории Российской Федерации, для преодоления трудной жизненной ситуации». Л. В. Топчий считает, что современное социальное обслуживание населения не может развиваться, оставаясь в рамках социальной защиты. Становление и развитие социального обслуживание предусматривает объединение усилий систем образования, здравоохранения, МВД, юстиции, спорта и молодёжи, культуры и быта, социально ориентированного бизнеса и банковскофинансовой системы, различных промышленных и сельскохозяйственных предприятий, государственных структур и неправительственных организаций. Создание полноценной, комплексной и многофункциональной системы социального обслуживания, соответствующей потребностям различных категорий населения, - одна из приоритетных государственных задач в период становления социально ориентированной рыночной экономики. Без эффективной и всесторонне развитой системы социального обслуживания практически невозможна реализация современной социальной политики. Под социальным обслуживанием, как социальной организацией, Л. В. Топчий понимает, во-первых, рационально созданную систему, функционирующую для достижения цели и задач социальной защиты и поддержки населения; во-вторых, сообщество специалистов социальной работы социальных служб и органов управления, деятельность которых связана с предоставлением социальных услуг, социальной адаптацией и социальной реабилитацией людей на основе удовлетворения социальных потребностей различных слоёв населения; в-третьих, устойчивую систему социальных отношений различных структур, органов власти и аппарата управления, социальных групп и общностей, основанных на идеологии гуманизма и парадигме социального развития, действующей нормативной правовой базе и соответствующих технологий социальной работы, применяемых в различных типах и видах учреждений социального обслуживания. В Российской Федерации социальное обслуживание, как социальная организация, характеризуется строгими предписаниями и документально зафиксированными целями социальных служб, установленными правилами
Стр.5
деятельности и ролевыми функциями её работников, заформализованностью и определённым уровнем профессионализма в области социальной работы, сформировавшимися в последние 15 лет. Стандартизация социальных услуг привела к относительной упорядоченности деятельности социальных служб. Социальное обслуживание как систему следует рассматривать и как целое, и как состоящее из различных подсистем, составляющих её частей. Системный подход к анализу состояния социального обслуживания в России предполагает расчленение этой сложной системы на такие подсистемы, как «социальное обслуживание семьи и детей», «социальное обслуживание граждан пожилого возраста», «социальное обслуживание инвалидов» и т. д. В рамках изучаемой дисциплины рассматривается подсистема «социальное обслуживание семьи и детей». Понятие «социальное обслуживание семьи и детей» логически вытекает из вышесказанного и, исходя из действующего федерального закона, представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психологопедагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Естественно, что содержание и технологии подобной деятельности имеют свою существенную специфику. По мнению Е. И. Холостовой, целью системы социального обслуживания семей должна быть ориентированность на активизацию факторов, стимулирующих высокоэффективный и производительный труд, повышение на этой основе материального и духовного благополучия каждой семьи и выполнение комплекса соответствующих задач. Началом становления системы социального обслуживания семьи и детей в современной России называют Указ Президента Российской Федерации от 1 июня 1992 г. № 543 «О первоочередных мерах по реализации Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е годы», предписавший органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с местными потребностями, приоритетными задачами и экономическими возможностями «содействовать созданию и укреплению территориальной сети учреждений нового типа социальной помощи семье и детям (центров социальной помощи семье …центров реабилитации детей-инвалидов …социальных гостиниц для детей, подростков, матерей с детьми и других)». Этим же указом Правительству Российской Федерации предписывалось «предусмотреть в структуре министерств и ведомств Российской Федерации подразделения (группы) либо должности специалистов, занимающихся проблемами детства». Процессы адаптации семьи к изменяющимся социально
Стр.6
экономическим условиям вызвали необходимость принципиальной коррекции социальной политики, переориентации её на семью как основной субъект развития. С 1993 г. создаётся принципиально новая, личностно-ориентированная, разветвлённая система учреждений социального обслуживания семьи и детей. Её основной задачей является профилактика семейного неблагополучия, индивидуальная помощь семье и детям в кризисных жизненных ситуациях, помощь детям-сиротам, детям-инвалидам, детям с девиантным поведением в их социальной реабилитации и адаптации в семью и общество. Организация такой сети потребовала не только формирования совершенно новой для страны концепции работы с семьёй и детьми, но и огромных усилий по подготовке кадров, методическому обеспечению, законодательному закреплению и нормативно-правовому регулированию. В условиях перманентного тяжелейшего финансового кризиса на эти цели были изысканы необходимые средства. В 2003 г. завершилось десятилетие, которое, по мнению Л. В. Топчего, явилось первым этапом в становлении современной системы социального обслуживания населения, в особенности семьи и детей. Принятие ряда федеральных законов – «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» (1995), «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» (1995), «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» (1998), «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (1999) – способствовало не только развитию сети социальных служб, но и становлению различных категорий системы социального обслуживание семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Заметную роль в развитии социального обслуживания сыграла Федеральная целевая программа «Дети России» и её подпрограммы: «Развитие социального обслуживания семьи и детей», «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», «Дети-сироты», «Дети-инвалиды» и др. Аналогичная деятельность осуществлялась и в регионах Российской Федерации, в т. ч. в Тульской области. Большое значение для развития социального обслуживания семьи и детей в нашем регионе имело принятие закона Тульской области от 28 декабря 2004 года № 494-ЗТО «Об организации социальной защиты и социальном обслуживании населения в Тульской области», а также законов Тульской области «О защите прав ребёнка» (1998), «Об оплате труда приемных родителей и льготах, предоставляемых приемной семье» (1999), «О государственной молодежной политике в Тульской области» (2000), «Об общих принципах организации и деятельности органов опеки и попечительства в Тульской области» (2000), «О защите прав граждан
Стр.7
по созданию семьи и сохранению ее здоровья на территории Тульской области» (2000), «О комплексной областной целевой программе по улучшению положения детей в Тульской области на 2003-2006 годы» (2003) и др. В соответствии с Концепцией развития социального обслуживания населения Российской Федерации (1993), система социального обслуживания обеспечивает разнообразные формы социальной работы с различными категориями населения, в том числе с семьёй и детьми. Она должна включать в себя комплекс разнообразных услуг различным социальным группам, находящимся в зоне риска и нуждающимся с учётом новых социальных реалий в общественной поддержке. Л. В. Топчий утверждает, что социальное обслуживание в современных условиях выступает в качестве одной из отечественных парадигм социальной работы и организационной формы этого вида социальной деятельности, т. е. системы определённых способов социальной гуманистической деятельности, направленной на адаптацию, социальную реабилитацию и абилитацию отдельной личности, семьи или человеческого сообщества. Сегодня социальное обслуживание, в том числе социальное обслуживание семьи и детей, становится самостоятельным сектором социальной сферы и неотъемлемой частью современной системы социальной защиты населения в Российской Федерации. В то же время является социальной организацией и комплексной инновационной технологией социальной работы. По мнению М. В. Фирсова социальная работа призвана обеспечить эффективность социального обслуживания населения. В то же время эффективность социального обслуживания во многом определяется уровнем профессионализма специалистов, их умением работать с клиентом, в нашем случае – с семьёй и детьми. ПЛАН семинарского занятия № 1 по теме: «Социальное обслуживание семьи и детей в системе социальной работы с семьёй» (2 ч.). 1. Дайте определения понятий «социальное обслуживание», «социальное обслуживание семьи и детей». Может ли социальное обслуживание в современных российских условиях развиваться, оставаясь в рамках социальной защиты? 2. Охарактеризуйте становление нормативно-правовой базы социального обслуживания семьи и детей в России, Тульской области. 3. Как соотносятся социальное обслуживание семьи и детей и социальная работа с семьёй, детьми? 4. Чем вызвано традиционное объединение социального обслуживания семьи и социального обслуживания детей? Ваше отношение к подобному объединению.
Стр.8
Литература: Дивицына, Н.Ф. Семьеведение: [учеб. пособие] / Н.Ф. Дивицына. –М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006. – С. 285-296. Малофеев, И. В. Социальные услуги в системе социального обслуживания населения / И. В. Малофеев. –М.: «Дашков и К», 2013. –С. 63-77. Об организации социальной защиты и социальном обслуживании населения в Тульской области. Закон Тульской области от 28 декабря 2004 года № 494-ЗТО // Тульские известия. – 2004. – 30 дек. Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации. Федеральный закон от 10 декабря 1995 года № 195-ФЗ. Семьеведение: учебник для бакалавров / под ред. Е. И. Холостовой, О. Г. Прохоровой, Е. М. Черняк. –М.: Юрайт, 2012. –С. 278-285. Социальное обслуживание семьи и детей в России: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. –М.: Государственный научноисследовательский институт семьи и воспитания, 2001. Топчий, Л. В. Социальное обслуживание населения: ценности, теория, практика: учеб. пособие для студентов вузов / Л. В. Топчий. –М.: Изд-во РГСУ, 2011. –С.18-55, 74-92. Фирсов, М. В. Теория социальной работы: учебное пособие для вузов / М. В. Фирсов, Е. Г. Студёнова. –М.: Академический Проект; Гаудеамус, 2009. –С. 167-182. Холостова, Е. И. Социальная работа с семьёй: Учебное пособие / Е. И. Холостова. –М.: «Дашков и К», 2006. Шеляг, Т. В. Мир семьи и социальная работа / Т. В. Шеляг. –М.: Московский государственный социальный университет, 2004. Журналы «Социальное обслуживание», «Социальная защита», «Социальная работа»; текущие публикации российской и тульской периодической печати по теме, Интернет-источники. Задания для самостоятельной работы 1. Напишите 1-2 библиографические карточки по рекомендуемой литературе к данной теме, составьте свои аннотации к избранными изданиям. 2. Определите место, которое занимает социальное обслуживание семьи и детей в системе социальной работы. Вопросы для самоконтроля 1. Охарактеризуйте понятие «социальное обслуживание семьи и детей». 2. Каково состояние нормативно-правовой базы социального обслуживания семьи и детей в России, Тульской области? 3. Как соотносятся социальное обслуживание и социальная работа с семьёй и детьми?
Стр.9
Индивидуальные задания 1. Напишите реферат «Социальное обслуживание населения в современной России». 2. Через сайт в Интернете правительства РФ познакомьтесь с содержанием проекта федерального закона «О социальном обслуживании населения в РФ» и выпишите его основные разделы. 2. Социальное обслуживание семьи и детей в России, регионе. План: 1. Особенности социального обслуживания семьи и детей в современной России. 2. Стандарты социального обслуживания семьи и детей. 3. Характеристика состояния социального обслуживания семьи и детей в регионе, муниципальных образованиях региона. Современная система социального обслуживания населения находится на начальном этапе своего становления и не может оставаться в неизменном виде. Социальные изменения, которые происходят в России эволюционным путём, воздействуют на все составные части и элементы социального обслуживания, организационную структуру, применяемые технологии, состав и мышление работников социальных служб и органов управления различных секторов социальной сферы. Социальное обслуживание в настоящее время стало неотъемлемой частью государственной системы социальной защиты населения и одним из ведущих и динамично развивающихся компонентов социальной сферы. Оно является современным механизмом реализации социальной политики. Социальное обслуживание – это разновидность специфической социальной деятельности, направленной на удовлетворение социальных потребностей различных категорий населения, но не только тех, которые попали в трудную жизненную ситуацию или находятся в социально опасном положении, а всех людей – от рождения до конца жизни, на различных этапах их развития. Система социального обслуживания – это важнейший сектор социальной сферы общества, она содействует человеку в решении его проблем в условиях переходного периода. При помощи различных способов социальногуманистической деятельности, направленной на адаптацию, абилитацию, социальную реабилитацию и ресоциализацию, обеспечивает функционирование и выживание отдельной личности, семьи или определённой совокупности людей, попавших в трудную ситуацию, их социальное развитие. Соци
Стр.10

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ