Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634558)
Контекстум
.

Психолого-педагогические теории и технологии начального образования (220,00 руб.)

0   0
Первый авторПазухина Светлана Вячеславовна
АвторыШайденкова Татьяна Николаевна
ИздательствоИздательство ТГПУ им.Л.Н.Толстого
Страниц190
ID338190
АннотацияУчебно-методическое пособие по дисциплине «Психолого-педагогические теории и технологии начального образования» включает в себя разработки практических занятий; набор заданий и упражнений разных типов для выполнения в ходе аудиторной и внеаудиторной работы в подгруппах, парах, индивидуально; комплекс диагностических и контрольно-оценочных материалов. Использование разработанных авторами заданий в ходе организации самостоятельной работы позволит выстроить индивидуальную траекторию обучения для каждого студента, реализовать на практике дифференцированный подход, внедрить современные технологии оценки учебных достижений будущих педагогов и выявления уровня сформированности профессиональных компетенций.
ISBN978-5879-54-776-4
Пазухина, С.В. Психолого-педагогические теории и технологии начального образования / Т. Н. Шайденкова; С.В. Пазухина .— Тула : Издательство ТГПУ им.Л.Н.Толстого, 2014 .— 190 с. — ISBN 978-5879-54-776-4 .— URL: https://rucont.ru/efd/338190 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ И ТЕХНОЛОГИИ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (задания и упражнения для практических занятий и самостоятельной работы студентов) Учебно-методическое пособие Тула, 2014 3 УДК 37.015.3 ББК 88.4я73 П12 Рецензенты: В. С. Агапов, доктор психологических наук, профессор кафедры акмеологии и психологии профессиональной деятельности РАНХиГС при Президенте РФ (г. Москва); Е. Ю. Ромашина, доктор психологических наук, профессор кафедры педагогики ФГБОУ ВПО «ТГПУ им. <...> Психолого-педагогические теории и технологии начального образования (задания и упражнения для практических занятий и самостоятельной работы студентов): учебно-методическое пособие / С. В. Пазухина, Т. Н. Шайденкова. <...> ISBN 978-5-87954-776-4 Учебно-методическое пособие по дисциплине «Психолого-педагогические теории и технологии начального образования» включает в себя разработки практических занятий; набор заданий и упражнений разных типов для выполнения в ходе аудиторной и внеаудиторной работы в подгруппах, парах, индивидуально; комплекс диагностических и контрольно-оценочных материалов. <...> К началу изучения дисциплины Вы должны знать основные понятия педагогики и психологии; закономерности развития детей младшего школьного возраста; социально-психологические особенности взаимодействия людей; понимать цели и задачи функционирования системы образования в Российской Федерации; иметь представление о психологопедагогических основах модернизации образования; о компетентностном подходе к построению педагогического процесса и истоках его развития; знать алгоритмы решения профессиональных задач; иметь представление о критериях здоровья детей; о методике формирования психологической устойчивости и поведения в опасных ситуациях; об информационных образовательных ресурсах учебного назначения; владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, в том числе электронной и т.д. <...> Освоение <...>
Психолого-педагогические_теории_и_технологии_начального_образования.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Стр.9
Стр.10
Стр.11
Стр.12
Стр.13
Стр.14
Стр.15
Психолого-педагогические_теории_и_технологии_начального_образования.pdf
2 Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тульский государственный педагогический университет имени Л. Н. Толстого» Пазухина С.В. Шайденкова Т.Н. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ И ТЕХНОЛОГИИ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (задания и упражнения для практических занятий и самостоятельной работы студентов) Учебно-методическое пособие Тула, 2014
Стр.1
3 УДК 37.015.3 ББК 88.4я73 П12 Рецензенты: В. С. Агапов, доктор психологических наук, профессор кафедры акмеологии и психологии профессиональной деятельности РАНХиГС при Президенте РФ (г. Москва); Е. Ю. Ромашина, доктор психологических наук, профессор кафедры педагогики ФГБОУ ВПО «ТГПУ им. Л.Н. Толстого» (г. Тула) П12 Пазухина С. В., Шайденкова Т. Н. Психолого-педагогические теории и технологии начального образования (задания и упражнения для практических занятий и самостоятельной работы студентов): учебно-методическое пособие / С. В. Пазухина, Т. Н. Шайденкова. – Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н. Толстого, 2014. – 190 с. ISBN 978-5-87954-776-4 Учебно-методическое пособие по дисциплине «Психолого-педагогические теории и технологии начального образования» включает в себя разработки практических занятий; набор заданий и упражнений разных типов для выполнения в ходе аудиторной и внеаудиторной работы в подгруппах, парах, индивидуально; комплекс диагностических и контрольно-оценочных материалов. Использование разработанных авторами заданий в ходе организации самостоятельной работы позволит выстроить индивидуальную траекторию обучения для каждого студента, реализовать на практике дифференцированный подход, внедрить современные технологии оценки учебных достижений будущих педагогов и выявления уровня сформированности профессиональных компетенций. УДК 37.015.3 ББК 88.4я73 ISBN 978-5-87954-776-4 © С. В. Пазухина, Т. Н. Шайденкова, 2014 © Издательство ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2014
Стр.2
4 ВВЕДЕНИЕ Уважаемые студенты! Вы приступаете к изучению одного из наиболее важных для вашей будущей профессиональной деятельности курса – «Психологопедагогические теории и технологии начального образования». Целью курса является повышение уровня вашей профессиональной компетентности в области профессиональной деятельности в процессе знакомства с основными психолого-педагогическими теориями развивающего образования и овладения современными технологиями организации процесса развития, воспитания и обучения младших школьников. К началу изучения дисциплины Вы должны знать основные понятия педагогики и психологии; закономерности развития детей младшего школьного возраста; социально-психологические особенности взаимодействия людей; понимать цели и задачи функционирования системы образования в Российской Федерации; иметь представление о психологопедагогических основах модернизации образования; о компетентностном подходе к построению педагогического процесса и истоках его развития; знать алгоритмы решения профессиональных задач; иметь представление о критериях здоровья детей; о методике формирования психологической устойчивости и поведения в опасных ситуациях; об информационных образовательных ресурсах учебного назначения; владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, в том числе электронной и т.д. В соответствии с требованиями ФГОС ВПО 3 поколения по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование» в результате освоения дисциплин учебного плана у Вас должны быть сформированы следующие группы компетенций: общекультурные (ОК), общепрофессиональные (ОПК), профессиональные (ПК), специальные (СК). Освоение дисциплины «Психолого-педагогические теории и технологии начального образования» связано с формированием следующих компетенций:  осознания социальной значимости своей будущей профессии, мотивации к выполнению профессиональной деятельности (ОПК-1);  готовности применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебновоспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения (ПК-2);  способности определять цели, содержание, методы и организационные формы воспитательного процесса в начальной школе (СК-2).  готовности к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности (ПК-7),
Стр.3
5 В результате освоения дисциплины Вы должны: знать: • основные современные методики и технологии, в том числе и информационные, используемые в начальном образовании (ПК-2); • цели, содержание, методы и организационные формы воспитательного процесса в начальной школе (СК-2); • определение понятия здоровья и методы его укрепления и сохранения у обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности (ПК-7); • социальную значимость и виды мотивов профессиональной деятельности учителя (ОПК-1); уметь: • применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на начальной ступени образования (ПК-2); • обеспечивать охрану жизни и здоровья обучающихся в учебновоспитательном процессе и внеурочной деятельности (ПК-7), • определять цели, содержание, методы и организационные формы воспитательного процесса в начальной школе (СК-2). • проводить самодиагностику профессиональной мотивации (ОПК-1); владеть: • приемами реализации различных психолого-педагогических технологий в работе с младшими школьниками (ПК-2), • методами воспитания младших школьников (СК-2); • приемами реализации здоровьесберегающих технологий в учебновоспитательном процессе и внеурочной деятельности в начальной школе (ПК-7); • методами диагностики профессиональной мотивации (ОПК-1). Желаем Вам успехов в освоении психолого-педагогических основ профессиональной деятельности!
Стр.4
6 ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПРОБЛЕМЫ МОДЕРНИЗАЦИИ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Цель: анализ основных проблем и тенденций развития начальной школы на современном этапе модернизации российского образования. План проведения практического занятия 1. Современная стратегия обновления и развития образования. 2. Природа и функции образовательных инноваций. 3. Основные тенденции развития начальной школы на современном этапе модернизации образования. 4. Развитие личности учащегося как ценностный ориентир начального образования. Основные понятия: антропологический подход, гуманизация образования, компетентностный подход, личностно-ориентированный подход, модернизация образования, образование, педагогическая инновация, системно-деятельностный подход, цели образования. Вопросы для обсуждения 1. Какую роль должна играть школа и какой она должна быть в XXI веке, чтобы подготовить человека к полноценной жизни и труду? 2. Выберите определения, которые, на Ваш взгляд, адекватно характеризуют современное положение в начальном образовании: а) катастрофа; б) кризис; в) распад; г) обновление и возрождение; д) утрата позиций; е) борьба за выживание; ж) стабилизация; з) постепенное становление; и) инновационное развитие; к) собственный вариант ответа. Обоснуйте свой ответ. 3. Каковы ведущие ориентиры новой стратегии развития образования? 4. Выберите и обоснуйте вариант предпочтительной стратегии развития образования: а) личностно ориентированная; б) социально ориентированная; в) личностно-социально ориентированная; г) социально-личностно ориентированная; к) собственный вариант ответа.
Стр.5
7 5. Каковы факты, свидетельствующие о позитивных эффектах гуманизации образования? 6. Качество знаний и качество образования: в чем несовпадение этих понятий? 7. В чем различие между новаторством и прожектерством, новаторством и мастерством? 8. Говорят, что новое в педагогике – это хорошо забытое старое. Согласны ли Вы с таким утверждением? 9. Докажите практическому работнику сферы образования, что поисковая работа есть средство и условие выживания и обновления образовательных учреждений, становления эффективной системы обучения и воспитания. 10. В чем различие понятий: новшество, нововведение, инновация? 11. Ряд известных отечественных ученых-психологов, предлагавших свои системы обучения, успешно внедряли их в практику в то время, когда еще понятие «инновация» применительно к образованию не использовалось. Можно ли их работу считать инновационной? Рассмотрите вопрос на примере концепций Л. В. Занкова, Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова и др. 12. Обсудите пример разворачивания полного цикла инновационных преобразований из истории отечественного образования: • источник инновации - уровень развития педагогической и возрастной психологии в СССР в 1950-х годах; • инновационное предложение – научный коллектив Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова доказывает возможность формирования основ теоретического мышления у младших школьников; • технология осуществления – разрабатываются принципиально новые учебные программы по основным предметам в начальной школе; • инновационный процесс – открытие лаборатории и экспериментальных школ в разных регионах страны по формированию учебной деятельности в младшем школьном возрасте; • новая форма практики – «система развивающего обучения» как новый тип образовательной практики. Приведите собственный пример разворачивания полного цикла инновационных преобразований – из истории отечественного образования. 13. В чем состоят основные трудности, с которыми сталкиваются гуманистические инновации в сфере образования? Темы рефератов, докладов с компьютерными презентациями и сообщений 1. Современные проблемы модернизации российского образования. 2. Природа и функции образовательных инноваций. 3. Жизненный цикл педагогических инноваций (на примере одной из систем обучения).
Стр.6
8 4. Цели, задачи и направления развития современного начального образования. 5. Принципы гуманизации учебно-воспитательного процесса в начальной школе. 6. Сельская школа в 21 веке: основные проблемы и перспективы развития. Задания для самостоятельной работы 1. На основе анализа современной психолого-педагогической литературы выделите основные проблемы развития начального образования на современном этапе и отразите их на рисунке. Проблемы начального образования 2. Используя словарь и материалы научных статей, охарактеризуйте основные тенденции развития современного образования (по возможности, дайте определения): • глобализация - _____________________________________________ • интеграция воспитывающих сил общества - ____________________ • гуманизация образования - ___________________________________ • дифференциация - ___________________________________________ • индивидуализация - _________________________________________ • демократизация - ___________________________________________ • вариативность образования - __________________________________ • регионализация школы - ______________________________________ • открытость образования - ____________________________________ • мобильность образования - ___________________________________ • развивающий, деятельностный характер образования - ____________ • непрерывность образования - _________________________________
Стр.7
9 3. Проведите сравнительный анализ принципов традиционной и гуманистической парадигм обучения (по А. Б. Орлову1). Традиционная парадигма обучения Гуманистическая парадигма обучения Субординации — ______________ Равенства — __________________ Монологизма — _______________ Диалогизма — ________________ Произвола — __________________ Сосуществования — ___________ Контроля — ___________________ Свободы — ___________________ Взросления — _________________ Соразвития — _________________ Инициации — _________________ Единства — __________________ Деформации — _______________ Принятия — __________________ 4. Проведите сравнительный анализ понятий «новация» и «инновация» (по В.И. Слободчикову2). Критерии Новация Масштаб целей и задач Методологическое обеспечение Научный контекст Характер действий (качество) Характер действий (количество) Тип действий Реализация 1 Орлов А. Б. Психология личности и сущности человека: Парадигмы, проекции, практики. М., 2002. С. 112-115. 2 Слободчиков В. И. Инновации в образовании: основания и смысл // Исследовательская работа школьников. 2004. № 2. С. 6–18. Инновация
Стр.8
10 Результат, продукт Новизна Последствия 5. Проведите сравнительный анализ психологических различий традиционной и инновационной стратегий организации обучения (по В.Я. Ляудис)3. Критерии сравнения Традиционное обучение Единица управления Цели Ролевые позиции учителя и стиль руководства Мотивационносмысловые установки учителя Характер организации учебно-познавательной деятельности учеников Формы взаимодействий Формы отношений Контроль и оценка Мотивационносмысловые установки и позиции учащихся 6. Дайте определения следующим понятиям: педагогическое новшество – _____________________________________; педагогическое нововведение – ___________________________________; педагогическая инновация – ______________________________________; инновационные процессы в образовании – __________________________; новатор – _____________________________________________________; инновационный педагогический поток – ___________________________. 3 Ляудис В. Я. Методика преподавания психологии. М., 2003. С. 26-28. Инновационное обучение
Стр.9
11 7. Решите тестовые задания. 1) Что такое педагогические инновации? а. Это все изменения, направленные на изменение педагогической системы. б. Это нововведения в учебно-воспитательном процессе с целью повышения его эффективности. в. Это замена некоторых элементов педагогической системы новыми, дающими больший эффект. г. Это новшества, мобилизующие внутренние ресурсы педагогической системы и приводящие к повышению результатов. д. Все ответы правильные. 2) Педагогические инновации охватывают следующие направления: а. оптимизацию учебно-воспитательного процесса, б. гуманистическую педагогику, в. организацию и управление, г. новые педагогические технологии, д. все ответы правильные. 8. Практика гуманистической школы уже выработала конкретные формы и методы инновационной деятельности. Перечислите и кратко охарактеризуйте их. 1. ____________________________________________________________ 2. ____________________________________________________________ 3. ____________________________________________________________ 4. ____________________________________________________________ 5. ____________________________________________________________ 6. ____________________________________________________________ 7. ____________________________________________________________ 8. ____________________________________________________________ 9. ____________________________________________________________ 10. ___________________________________________________________ 11. ___________________________________________________________ 12. ___________________________________________________________ 13. ___________________________________________________________ 14. ___________________________________________________________ 9. Составьте список причин, по которым педагоги не используют известные им педагогические новшества. Проанализируйте полученный список. Отметьте причины, внешние по отношению к учителю. Разделите их, в свою очередь, на социальные (внешкольные) и внутришкольные. Выделите внутренние причины, имеющие отношение к особенностям самого учителя. Разделите их на три группы: относящиеся к знаниям учителя; его личности; его здоровью. Подумайте, не
Стр.10
12 являются ли иногда некоторые из причин осознанной или неосознанной маскировкой личностных особенностей и позиции учителя? Внешние причины Внутренние причины социальные (внешкольные) … … внутришкольные … знания учителя личность педагога здоровье учителя … … Примеры социальных факторов: не стимулирующая инновационное поведение зарплата; жизненные, в частности семейные обстоятельства, требующие значительных временных затрат; перегрузка в других неинновационных составляющих профессиональной деятельности и пр. Социально-психологические факторы – отсутствие поддержки нововведений «начальством»; отрицательное отношение к инновациям коллег. Другое деление социальных причин применения-неприменения инноваций – деление на школьные и внешкольные. Школьные – это требования администрации школы, общественное мнение педагогического коллектива, способы стимулирования педагогов, режим работы, и внешкольные – это бытовые условия, семейные обстоятельства, здоровье, положение учительства в обществе, общественные настроения в целом. Внутренние факторы можно разделить на четыре группы: неприменение новшества в силу отсутствия физических и психофизических возможностей у человека (проблемы со здоровьем); недостаточная информированность педагогов о данном новшестве; неумение или неуверенность в своих умениях работать по-новому; нежелание применять новое. Рекомендуемая литература 1. Котова С. А. Роль психологических технологий в модернизации современного образования // Вестник практ. псих. образования. – 2011. – № 2(27). – С. 46-48. 2. Начальное и дошкольное образование в условиях модернизации / Под ред. Т. Ю. Макашиной, О. Б. Широких. – Коломна, МГОСГИ, 2013. 3. Педагогика / Под ред. П. И. Пидкасистого. – М.: Академия, 2010. 4. Психологическое обеспечение «Новой школы»: монография / Е. В. Декина, Т. И. Куликова, С. В. Пазухина и др.; под общ. ред. Т. И. Куликовой. – Тула: Арт-Принт, 2010. 5. Сулейманян А. Г. К вопросу об основных принципах реформы отечественной системы образования // Вестник Моск. ун-та. Сер. 20. Пед. образование. – 2012. – № 1. – C. 37-49. URL: http://www.ebiblioteka.ru/browse/doc/26836411
Стр.11
13 ЛИНИИ РАЗВИТИЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НОВООБРАЗОВАНИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Цель: анализ основных линий развития и психологических новообразований, формирующихся у детей в младшем школьном возрасте. План проведения практического занятия 1. Проблема образования и развития личности в трудах отечественных и зарубежных ученых. 2. Основные направления и условия развития младших школьников. 3. Познавательное развитие в младшем школьном возрасте. 4. Становление личности младшего школьника. 5. Формирование детской общности в начальных классах. 6. Психологическая характеристика детей «группы риска». 7. Психолого-педагогическое сопровождение процесса развития личности ребенка в начальной школе. Основные понятия: ведущий вид деятельности, внутренний план действий, воспитанность, воспитуемость, дети «группы риска», детская общность, зона ближайшего развития, личностное развитие, образование, обучаемость, обученность, планирование, познавательное развитие, произвольное поведение, психологические новообразования, психологопедагогическое сопровождение, развиваемость, развитие, развитость, рефлексия, социальная ситуация развития, теоретическое мышление, уровень актуального развития, учебная деятельность, целеполагание. Вопросы для обсуждения 1. Дошкольник и младший школьник: в чем общее и различное? 2. Нарисуйте возрастной портрет «типичного» младшего школьника. 3. Сформулируйте цели и задачи психологического развития личности ребенка в младшем школьном возрасте. 4. Объясните, каким образом реализация смены психологической позиции способствует появлению у ребенка нового отношения к себе как к субъекту деятельности. 5. Какова роль педагога в формировании у школьников позитивного самоотношения? Какие приемы необходимо использовать для этого? 6. Охарактеризуйте основные новообразования развития учащегося в младшем школьном возрасте. 7. Каковы факторы познавательного развития младших школьников? 8. Как осуществляется развитие теоретического мышления в младшем школьном возрасте? 9. Каковы условия развития рефлексии младших школьников? 10. Как научить детей действию планирования? 11. Как помочь младшему школьнику овладеть своим поведением? 12. Что такое творческий потенциал учащегося и как его можно развивать?
Стр.12
14 13. Почему для успешной самореализации ребенка в процессе обучения большое значение имеет самопознание? Как приобщить детей к самопознанию? учителем индивидуально14. Почему необходимо изучение психологических особенностей учащихся в процессе реализации гуманистической деятельности? При каких условиях изучение младших школьников будет эффективным? Темы рефератов, докладов с компьютерными презентациями и сообщений 1. Современные взгляды на возрастные возможности детей младшего школьного возраста. 2. Психолого-педагогические проблемы развития младших школьников разных возрастов. 3. Проблема преемственности дошкольного и начального образования и психологические трудности перехода ребенка с одной ступени образования на другую. 4. Роль детского коллектива в воспитании личности младшего школьника. 5. Развитие сознания в младшем школьном возрасте. 6. Развитие произвольности поведения и деятельности в младшем школьном возрасте. 1. Составление обобщенного образа современного младшего школьника4. В течение 5 минут каждый студент самостоятельно старается напи7. Одаренность как явление и как проблема обучения и развития детей. Задания для выполнения на практическом занятии сать как можно больше положительных характеристик современного ученика начальных классов, отличающих его от младшего школьника 10-15летней давности. По истечении времени каждому предлагается сказать, сколько у него получилось характеристик. Эта информация не обсуждается и не комментируется. Далее студенты работают в парах. Они должны поделиться друг с другом своими записями, при этом запомнить одну-две характеристики, которые есть у партнера и кажутся особенно неожиданными и оригинальными. Затем студенты вновь работают самостоятельно. В течение 5 минут они должны написать как можно больше негативных, с их точки зрения, характеристик современного ученика. После этого они в парах обмениваются информацией так же, как на предыдущем этапе. Затем инициируется общегрупповое обсуждение полученных характеристик, на основе чего составляется психологический портрет современного младшего школьника. 4 Матер. из кн. Психолого-педагогический практикум / Л. С. Подымова, Л. И. Духова, О. А. Шиян и др.; под ред. В. А. Сластёнина. М., 2008.
Стр.13
15 В ходе работы происходит значительное расширение имеющихся у студентов представлений о будущих воспитанниках, преодолеваются ограничения в существовавших до этого житейских представлениях, что сопровождается возникновением нового отношения к детям. Постепенное расширение представлений о разнообразии индивидуальнопсихологических особенностей учащихся мотивирует будущих педагогов на приобретение новых знаний о своих воспитанниках и ориентирует на реализацию лично-ориентированного подхода в работе с ними. 2. Психологический анализ внутреннего мира младшего школьника5. Студентам предлагается проанализировать сочинение ученика VI класса Алеши Ф., представить его социально-психологический портрет (письменно), выразить свое отношение к внутреннему миру этого школьника. Сочинение Утро. Я иду в школу и смотрю по сторонам. Зима уже хозяйничает в городе. На крышах домов, на улицах лежит снег. Мороз рисует на окнах разные узоры. Но осень напрягает все силы и не хочет уступать место зиме. А на улицах – суета. Люди идут, идут. У них свои дела, свои заботы. Вот важно идет старичок, удивительно похожий на доктора Айболита. Такие старички всегда вызывают симпатию. Кажется, что они знают много-много, и все это хочется знать и мне. А это первоклашка бежит с портфелем. Она только недавно открыла для себя школу и уже считает себя совсем взрослой и самостоятельной. А вот «проплывает» толстая накрашенная тетя. С высокой платформы своих сапог она гордо обозревает окружающих. А это идет молодой человек, считающий, что все хорошие манеры – это пережитки. Это часть мира, окружающего меня. Вот троллейбус медленно ползет по улице. Он останавливается, и из него выходит еще толпа людей. Да, я тоже принадлежу к этой утренней толпе. Я тоже занимаю какое-то место среди людей. Но какое?.. Кто я такой? Обыкновенный мальчишка. Друзья считают меня хорошим человеком. По-моему, они не очень хорошо меня знают, чтобы быть объективными. У меня, как и у всех, есть недостатки и достоинства. Конечно, я понимаю, хорошему человеку совсем необязательно быть идеальным. Давать оценку самому себе очень трудно. Я стараюсь быть правдивым, честным, добросовестным, стараюсь помогать своим друзьям, если они в этом нуждаются. Ведь полное счастье человека невозможно без благополучия окружающих. Иначе можно 5 Матер. из кн. Психолого-педагогический практикум / Л. С. Подымова, Л. И. Духова, О. А. Шиян и др.; под ред. В. А. Сластёнина. М., 2008.
Стр.14
16 превратиться в «скупого рыцаря». Мне кажется, каждый человек должен иметь цель в жизни и чем-то увлекаться. Иначе Аля чего он живет? Я люблю читать, потому что книги помогают нам познавать окружающий мир и воспитывать в себе Человека. Еще я люблю со своим другом играть в компьютерные игры. Мне кажется, они развивают смекалку, умение находить выход из сложных ситуаций. У меня много друзей, в жизни я, вообще-то, общительный человек. Мне кажется, каждый человек не должен лишать себя радости человеческого общения, тепла, ласки, дружбы. А если знать только свое Я, то ты будешь лишь холодной единицей в столь же холодном и сером мире. После работы с текстом сочинения проводится обсуждение. Студенты по очереди дают социально-психологическую характеристику младшего школьника, выделяют его ценностные ориентации, выражают свои чувства и переживания, отношение к школьнику. Задания для самостоятельной работы 1. Охарактеризуйте основные походы к соотношению категорий обучения (образования) и развития, заполнив сравнительную таблицу. № Название теории Авторы 1 Теория независимости дуг от друга процессов обучения и развития 2 Теория отождествления процессов обучения и психического развития 3 Теория совмещения 4 Теория об опережающей обучения роли Представители женевской школы Ж. Пиаже, Э. Мейман, Б. Инельдер Бихевиористы У.Джемс, Э. Торндайк Представитель гештальтпсихологии К. Коффка Л. С. Выготский и др. представители советской психологии 2. Дайте краткую характеристику возрастных особенностей развития младшего школьника. Социальная ситуация развития - __________________________________. Ведущий вид деятельности - _____________________________________. Личностные новообразования - ___________________________________. Новообразования в познавательной сфере - _________________________. Основные положения теории
Стр.15

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.
.