Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 635051)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Вестник Московского университета. Серия 9. Филология  / №2 2014

Символика романтической мечты в поэзии М. Ю. Лермонтова (60,00 руб.)

0   0
Первый авторСмирнов
ИздательствоМ.: ПРОМЕДИА
Страниц9
ID338124
АннотацияЦентральное положение символа в романтической философии искусства покоится на двух предпосылках и условиях - на признании идентичности природы и духа, язык которых имеет божественное происхождение, и на наличии аналогии между человеком и космосом. Соотношение мечты и действительности является центральной проблемой не только для поэзии Лермонтова, но и для романтизма в целом.
УДК821.161.1.09"18"
Смирнов, А. Символика романтической мечты в поэзии М. Ю. Лермонтова / А. Смирнов // Вестник Московского университета. Серия 9. Филология .— 2014 .— №2 .— С. 39-47 .— URL: https://rucont.ru/efd/338124 (дата обращения: 05.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

№ 2 А.А. Смирнов СИМВОЛИКА РОМАНТИЧЕСКОЙ МЕЧТЫ В ПОЭЗИИ М.Ю. <...> ЛЕРМОНТОВА Центральное положение символа в романтической философии искусства покоится на двух предпосылках и условиях – на признании идентичности природы и духа, язык которых имеет божественное происхождение, и на наличии аналогии между человеком и космосом. <...> Соотношение мечты и действительности является центральной проблемой не только для поэзии Лермонтова, но и для романтизма в целом. <...> Символика русского поэта предстает в двух разновидностях. <...> Первую составляет символ, равный семантике слова, которая апеллирует к общеромантическим универсалиям, – таковы стихотворения «Земля и небо», «Небо и звезды». <...> Классическим примером многопланового универсально романтического понимания является стихотворение «Звезда». <...> В указанных стихотворениях структура символа не раскрывается, а только подразумевается, так как читателю должен быть известен весь комплекс явлений, чувств, переживаний, обозначаемых семантикой слов «земля», «небо», «звезды», «чаша бытия», известно, что «напиток был – мечта,// И что она – не наша». <...> К символам второй группы следует отнести стихотворения «Парус», «Три пальмы», «Пленный рыцарь», «На севере диком…», «Утес», в которых объективируется структура символа, который становится предметно-экспрессивным. <...> Соотношение отдельных элементов позволяет сделать заключение о своеобразии лермонтовского представления о мечте и формах ее реализации, причем соотношение предметных элементов предстает как закон реальности. <...> Они стали своеобразной моделью нового романтического вида символизации в русской поэзии ХIХ в. <...> Явления природы становятся элементами их внешней образности. <...> Если в них «участвует» человек, то он предстает несколько схематичным с точки зрения психологической разработки, он «несет» одну лишь «идею», будь то стремление к свободе, борьбе… Человек в этих текстах предстает вне сложного комплекса переживаний <...>