Глобальные перемены, поиски нового взгляда на вещи коснулись всех основополагающих сфер человеческой жизни. <...> Именно эти три культурных пласта сквозь призму такого явления, как авангард, рассматривает хорватская исследовательница Дубравка Ораич Толич. <...> Одной из ярчайших фигур русского и мирового авангарда является Велимир Хлебников, которому и посвящена рецензируемая книга. <...> Если абстрагироваться от авторского деления книги, а именно: «Авангард как утопическая культура», «Заумь и дада», «Звездный язык», «Сверхповесть», «Хлебников и женщина», «Универсальный календарь», «Палиндромный апокалипсис», – по прочтении можно говорить о таких крупных «тематических блоках», как собственно авангард (что, зачем, почему и как), Хлебников и, наконец, поэтический отклик Дубравки Ораич Толич на творчество любимого поэта и на события эпохи. <...> Стоит обратить внимание на авторскую позицию в отношении изучаемого экспериментального периода в истории. <...> Читателю предложена любопытная точка зрения на это культурное явление. <...> Полезна тем, что помогает выстроить общую систему координат, в которую, с одной стороны, укладываются разные сферы жизни общества, а с другой – внимание в этой системе акцентируется на языке, безусловно отражающем картину мира, свойственную как эпохе вообще, так и отдельно взятой личности. <...> В эту систему гармонично укладываются не только социально-политические изменения, смена эстетических идеалов, развитие философской мысли, но и революционные исследования в области науки о языке, открытия в области психоанализа. <...> Ораич Толич мыслит авангард как утопическое мировоззрение, появившееся вполне закономерно. <...> Подводя читателя к данному выводу, исследовательница сводит вместе следующие проблемы истории человечества на разных этапах: меняющееся восприятие времени, эволюция языковых систем, развитие научной мысли (в частности, в области теории языкового знака). <...> От древнейших эпох с их онтологическим <...>