АКСЕНОВА «МОСКОВСКАЯ САГА» Статья посвящена проблеме синтеза жанровых традиций А.С. Пушкина и Л.Н. Толстого в романе В.П. Аксенова «Московская сага». <...> Соединяя жанровые возможности эпопеи и «свободного романа», писатель решает задачу художественного осмысления законов жизни общества и самоопределения отдельных людей. <...> Жанровые эксперименты, основанные на синтезе разнородных (порой взаимоисключающих) жанровых компонентов и имеющие целью создание новых жанровых модификаций, способствующих решению новых художественных задач, были характерны еще для русской литературы последней трети XIХ в. <...> По97 7 ВМУ, филология, № 5 этому, например, не подвергая сомнению тезис о том, что появление книги В.П. Аксенова «Поиски жанра» ознаменовало «этап эволюции жанрового мышления писателя <…> движение писателя к доминирующей стратегии последующего творчества — трансформации традиционных жанров и создания на их основе новых модификаций» [Аксенова, 2011: 13], следует уточнить, что это произведение прежде всего отразило процесс духовного самоопределения, предопределяющего особенности развития процесса творческого, логику создания художественного текста, который Аксенов позднее назовет «вдохом и выдохом литературы» [Вдох и выдох литературы, 1994: 9]. <...> Ярким примером такого жанрового эксперимента стал роман «Московская сага», появившийся в 1990-е гг. <...> Жанровая специфика «Московской саги» стала предметом серьезного изучения лишь в 2000-х гг. <...> Отвергая приоритет эпопейного начала и полагая, что «Московская сага» «является “синтетическим романом”, вобравшим в себя черты средневековой скандинавской саги, традиционного семейного романа XIX–ХХ веков, а также постмодернистской прозы» [Баруэло Гонзалез, 2009: 7], исследовательница утверждала, что аксеновский роман стал «своеобразным “ответом” эпопее Толстого “Война и мир”». <...> При всей очевидности самой литературной параллели (как это ни парадоксально, все еще недостаточно <...>