Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 635051)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Вестник Московского университета. Серия 9. Филология  / №2 2010

О дантовской нумерологии в "Cinque" А. Ахматовой (60,00 руб.)

0   0
Первый авторСлабких
ИздательствоМ.: ПРОМЕДИА
Страниц7
ID337616
АннотацияНа отдельных примерах показаны отличительные особенности лирического мироощущения А. Ахматовой в межтекстуальной коммуникации. В центре сопоставительного подхода - подобие выразительных средств и авторской стилистики - от литературоведческих приемов, общих фраз, цитат вплоть до общности авторской концепции художественного пространства, сходным образом представленной в "Божественной комедии" Данте и лирическом цикле А. Ахматовой.
УДК821.161.1.09
Слабких, К. О дантовской нумерологии в "Cinque" А. Ахматовой / К. Слабких // Вестник Московского университета. Серия 9. Филология .— 2010 .— №2 .— С. 95-101 .— URL: https://rucont.ru/efd/337616 (дата обращения: 05.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Данная статья иллюстрирует на отдельных примерах отличительные особенности лирического мироощущения А. Ахматовой <...> В центре сопоставительного подхода – подобие выразительных средств и авторской стилистики – от литературоведческих приемов, общих фраз, цитат вплоть до общности авторской концепции художественного пространства, сходным образом представленной в «Божественной комедии» Данте и лирическом цикле А. Ахматовой <...> Ключевые слова: лирическая героиня, литературный контекст, «Божественная комедия», концепция пространства и времени, сюжет. <...> Цикл «Cinque» («пять» по-итальянски) – миниатюра из пяти стихотворений, созданных с ноября 1945 по январь 1946 г. и объединенных единой лирической темой, архетипически восходящей к излюбленному ахматовскому сюжету «Божественной комедии» – встрече Данте и Беатриче: «…явление Б<еатриче> в ХХХ песне “Чис<тилища>” – это явление навеки, и до сих пор перед всем миром она стоит под белым покрывалом, подпоясанная оливковой ветвью, в платье цвета живого огня и в зеленом плаще»1. <...> В полном объеме воссоздается райский универсум, ощущение безграничного небесного простора и бесконечного света, исходящего от Перводвигателя – розы Эмпирея, невесомости фигур, вопреки законам земного притяжения, – хрупких, прозрачных, превратившихся в бесплотные тени («Так, отторгнутые от земли, // Высоко мы, как звезды, шли» – 2/1, 111), полета над бездной мироздания («Истлевают звуки в эфире, // И заря притворилась тьмой» – 2/1, 112). <...> В песне второй «Рая» фигуры Данте в лунном сиянии и парящей в небе, как святой лик, Беатриче – двойника лирической 1 Ахматова А. <...> 95 героини – готовы предаться небесному полету в поисках Царствия Божия («Врожденное и вечное томленье // По божьем царстве мчало наш полет, // Почти столь быстрый, как небес вращенье»2), достигая стихийной свободы и легкости ветра («И под ветер с незримых Ладог…» – 2/1, 112). <...> Образ «ночного разговора» во втором стихотворении цикла, одухотворенного <...>