Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Педагогические условия формирования медиакомпетентности вторичной языковой личности : монография (220,00 руб.)

0   0
АвторыХлызова Наталья Юрьевна
Издательство[Б.и.]
Страниц199
ID336926
АннотацияВ монографии излагаются основные теоретические положения относительно медиакомпетентности вторичной языковой личности, рассматриваются условия формирования и способы определения сформированности данной метапредметной компетентности.
Педагогические условия формирования медиакомпетентности вторичной языковой личности : монография / Н.Ю. Хлызова .— : [Б.и.], 2012 .— 199 с. — URL: https://rucont.ru/efd/336926 (дата обращения: 26.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Педагогические условия формирования медиакомпетентности вторичной языковой личности . <...> Реализация педагогических условий формирования медиакомпетентности вторичной языковой личности обучающихся . <...> Диагностика исходного состояния медиакомпетентности вторичной языковой личности обучающихся . <...> Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по проверке педагогических условий формирования МВЯЛ . <...> 167 2 ВВЕДЕНИЕ На данном этапе развития информационного общества медиа принципиально изменили и расширили свои сферы и формы взаимодействия, значительно усилили свое влияние на личность. <...> Способом защиты личности в сложившейся ситуации может стать формирование медиакомпетентности. <...> Сегодня актуализируется медиатизированное иноязычное общение, предоставляющее возможность взаимодействия на иностранном языке через медиа. <...> Актуализируется наличие у россиян определённого базового уровня готовностей и способностей осуществления иноязычного общения на медиатизированном уровне. <...> Несмотря на то, что отдельно проблемам медиакомпетентности и вторичной языковой личности уделяется немало внимания, современная педагогическая наука не дает ответа на вопрос о том, как сформировать медиакомпетентность вторичной языковой личности. <...> В то время как, формирование МВЯЛ имеет особое значение для системы высшего профессионального образования, поскольку иноязычные медиа представляют собой аутентичный источник информации и могут быть эффективно использованы в организации педагогического процесса. <...> Существенную помощь в оформлении авторских взглядов на проблему оказали работы по вопросам становления языковой личности, которые рассматриваются в трудах Ю.Н. Караулова о русской языковой личности; Л.П. Клобуковой, Ю.Е. Прохорова о языковой и речевой личности; Т.В. Кочетковой, О.Б. Сиротининой об элитарной языковой личности; Т.Н. Снитко об языковой личности западной и восточной культур; С.Г. Воркачева об этносемантической <...>
Педагогические_условия_формирования_медиакомпетентности_вторичной_языковой_личности_.pdf
Оглавление ВВЕДЕНИЕ .............................................................................................................. 3 Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ МЕДИАКОМПЕТЕНТНОСТИ ВТОРИЧНОЙ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ .... 9 1.1. Сущность понятия «вторичная языковая личность» ............................ 10 1.2. Понятие «медиакомпетентность» как цель медиаобразования ........... 31 1.3. Педагогические условия формирования медиакомпетентности вторичной языковой личности ............................................................... 51 ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ I ........................................................................................ 66 Глава II. Реализация педагогических условий формирования медиакомпетентности вторичной языковой личности обучающихся ........... 69 2.1. Диагностика исходного состояния медиакомпетентности вторичной языковой личности обучающихся ......................................................... 70 2.2. Внедрение педагогических условий формирования МВЯЛ ................ 88 обучающихся ................................................................................................... 88 2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по проверке педагогических условий формирования МВЯЛ ................................ 111 ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II ..................................................................................... 126 ЗАКЛЮЧЕНИЕ ................................................................................................... 128 СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ................................................. 132 ПРИЛОЖЕНИЯ ................................................................................................... 167
Стр.1
2
Стр.2
ВВЕДЕНИЕ На данном этапе развития информационного общества медиа принципиально изменили и расширили свои сферы и формы взаимодействия, значительно усилили свое влияние на личность. Их роль в формировании общественного мнения возрастает. Пользователю механизма обратной связи непросто сориентироваться в изобилии информации, оценить ее и противостоять манипулятивному воздействию. Способом защиты личности в сложившейся ситуации может стать формирование медиакомпетентности. Сегодня актуализируется медиатизированное иноязычное общение, предоставляющее возможность взаимодействия на иностранном языке через медиа. Как следствие, появляется острая необходимость интегрированного формирования медиакомпетентности и вторичной языковой личности: особых языковых и культурных готовностей и способностей (И.И. Халеева). В соответствии с условиями информационного социума и новыми знаниями в контексте глобализации, цели обучения в процессе лингвистического образования модернизируются от формирования вторичной языковой личности (ВЯЛ) до формирования медиакомпетентности вторичной языковой личности (МВЯЛ): характеристики, способствующей функционированию в едином мировом информационном пространстве. Актуальность исследования соотносится с целями и задачами российских и международных документов и проектов, как Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Приоритетный национальный проект «Образование», Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», документ ЮНЕСКО «Образование в многоязычном мире», Болонское соглашение, Шанхайская организация сотрудничества и др. Ведущими целями вышеупомянутых документов и проектов является переход к единому международному информационному образовательному пространству и актуализация вопросов языкового разнообразия в глобальных информационных сетях. Центральной задачей становится обеспечение необходимых ресурсов и мер для уменьшения 3
Стр.3
языковых барьеров и активизации интерактивного общения между людьми разных языков и культур. Актуализируется наличие у россиян определённого базового уровня готовностей и способностей осуществления иноязычного общения на медиатизированном уровне. Изложенное позволяет заключить, что изучение феномена вторичной языковой личности становится актуальным с общепедагогического ракурса, в контексте исследования педагогических условий целенаправленного формирования медиакомпетентности вторичной языковой личности. Несмотря на то, что отдельно проблемам медиакомпетентности и вторичной языковой личности уделяется немало внимания, современная педагогическая наука не дает ответа на вопрос о том, как сформировать медиакомпетентность вторичной языковой личности. До сих пор данные понятия не интегрировались, не изучались в контексте соразвития в соответствии с новым заказом общества. В то время как, формирование МВЯЛ имеет особое значение для системы высшего профессионального образования, поскольку иноязычные медиа представляют собой аутентичный источник информации и могут быть эффективно использованы в организации педагогического процесса. Определению теоретических основ формирования МВЯЛ содействует философское знание о личности (Аристотель, Г. Гейне, Пифагор и др.), о типах личности (В.В. Зеньковский и др.), о творчестве как условии самореализации личности (Н.А. Бердяев, М.К. Мамардашвили др.), о деятельности как о способе самостроительства личности (В. Гегель и др.), о компетентности как результате современного образования (Б.С. Гершунский и др.) и др. Существенную помощь в оформлении авторских взглядов на проблему оказали работы по вопросам становления языковой личности, которые рассматриваются в трудах Ю.Н. Караулова о русской языковой личности; Л.П. Клобуковой, Ю.Е. Прохорова о языковой и речевой личности; Т.В. Кочетковой, О.Б. Сиротининой об элитарной языковой личности; Т.Н. Снитко об языковой личности западной и восточной культур; С.Г. Воркачева об этносемантической 4
Стр.4
личности; А.Г. Баранова о семиологической личности; В.И. Карасик о словарной языковой личности; В.И. Шаховского об эмоциональной языковой личности; Г.Н. Беспамятовой, В.П. Конецкой, В.В. Красных о коммуникативной личности; В.А. Масловой о лингвокультурной языковой личности; В.П. Фурмановой об аутентичной культурно-языковой личности; Л.П. Халяпиной о толерантной языковой личности; М.М. Фомина о поликультурной языковой личности; В.П. Нерознак о полилектной (многочеловеческой) и идиолектной (частночеловеческой) личности; Е.В. Иванцовой, В.Д. Лютикова, Е.А. Нефедова о диалектной языковой личности; Т.И. Вендиной об языковой личности средневекового человека; Н.Д. Голева об орфографической языковой личности; Е.С. Шойсороновой об этнической языковой личности и др. Теоретические основы формирования вторичной языковой личности изучены в трудах автора новаторской концепции И.И. Халеевой, а также в работах С.М. Андреевой о коммуникативной культуре вторичной языковой личности, Н.Д. Гальсковой о вторичной языковой личности как результате образования в области иностранных языков, С.Б. Мордас о грамматикокоммуникативной компетенции вторичной языковой личности, Е.Ю. Петровой о языковом сознании вторичной языковой личности, И.Ф. Птицыной о межкультурной компетенции вторичной языковой личности, В.В. Рыжова о психологической модели вторичной языковой личности и др. Представление о соизучении иностранного языка и культуры автор диссертации сформировал на базе исследований Н.Д. Арутюновой, Е.М. Верещагина, С.Г. Воркачева, В.В. Воробьева, В.А. Масловой, А.А. Миролюбова, В.В. Сафоновой, В.М. Шаклеина и др. Научная база для исследования проблемы формирования МВЯЛ заложена в работах о медиаобразовании и медиакомпетентности А.В. Федорова, А.В. Шарикова, R. Kubey, К. Tyner и др.; о медиаобразовании, интегрированном в общеобразовательные предметы С.В. Бурдиной, Л.С. Зазнобиной; о медиакультуре как интеграторе среды социальной модернизации Н.Б. 5
Стр.5
Кирилловой, Е.В. Мурюкиной, J.Е. Gripsrud и др.; о формировании медиаобразованности Н.В. Змановской, Л.А. Ивановой и др.; о формировании медиаграмотности В. Вебера, Н.В. Чичериной, D. Buckingham, U. Carlsson, C. Brunner и др.; о медиаобразовании на занятиях по английскому языку А.А. Новиковой, Н.П. Рыжих и др.; о медиаобразовании и межкультурных коммуникациях Н. Л. Альвареса; о медиаобразовательных технологиях Е.А. Бондаренко, И.В. Жилавской и др.; о медиаобразовательных моделях Ю. Н. Усова, A. Hart, W. Potter и др.; о вопросах формирования критического мышления Д.Е. Григоровой, А.П. Короченского, M. Lipman, R. Paul, J. Brown и др.; о языке медиа Г.А. Поличко, L. Masterman и др. Среди научных исследований особую значимость представляют труды, в которых рассмотрены содержание понятия «педагогические условия» (А.С. Белкин, Л.П. Качалова, С.С. Кашлев, Н.М. Яковлева и др.). Для выявления психологических механизмов формирования МВЯЛ важны исследования, изучающие личность как субъекта деятельности (Б.Г. Ананьев, А.В. Петровский, Л.С. Рубинштейн и др.), положения о речевой деятельности (Л.С. Выготский, И.А. Зимняя, Н.А. Ипполитова, А.А. Леонтьев и др.), о специфике знаково-контекстного подхода (А.А. Вербицкий), о теории медиадеятельности (И.А. Фатеева). Методологическую основу исследования составили компетентностный подход к образованию (В.А. Болотов, В.В. Сериков, Д.И. Фельдштейн, А.В. Хуторский и др.); личностно-ориентированный подход к организации процесса обучения (Э.Ф. Зеер, В.И. Загвязинский, Е.В. Бондаревская и др.); деятельностный подход к развитию личности (Л.С. Выготский, И.А. Зимняя, А.Н. Леонтьев и др.). Теоретическую основу исследования составляет совокупность философских и психолого-педагогических идей: теория развития личности (Б.Г. Ананьев, А. Маслоу и др.), теория деятельности (Л.С. Рубинштейн, М.С. Каган и др.), теория коммуникации (Л.Г. Викулова, Ф.И. Шарков и др.), теория языковой личности (Ю.Н. Караулов, В.В. Виноградов, Г.И. Богин и др.), 6
Стр.6
концепция вторичной языковой личности (И.И. Халеева), концепция диалога культур (М.М. Бахтин, В.С. Библер и др.), концепция социокультурного образования (В.В. Сафонова), концепция поликультурного образования (П.В. Сысоев, Л.П. Халяпина), исследования в области медиаобразования (О.А. Баранов, Н.Б. Кириллова, Ю.Н. Усов, D. Buckingham и др.), интегрированного медиаобразования (А.А. Журин, Д.В. Залагаев, Н.П. Рыжих, Е.Б. Фрайфельд и др.), медиаобразования на материале прессы (Е.Л. Вартанова, А.П. Короченский, Е.В. Мурюкина и др.), фотографии (Н.Ф. Хилько), радио (Г.Я. Власкина, Н.В. Халатов и др.), кино (Е.А. Бондаренко, С.Н. Пензин, Н.З. Урицкий, Е.Б. Фрайфельд и др.), телевидения (А.В. Спичкин, А.В. Шариков, T. Panhoff, J.A. Brown и др.), рекламы (Е.А. Столбникова), идеи развития критического мышления (Е.И. Федотовская, Д. Халперн, D. Considine, G. Gerbner и др.), исследования о формирования медиакомпетентности личности (А.А. Новикова, А.В. Федоров, А. Silverblatt, S. Baran и др.), о критериях формируемой компетентности (Л.С. Зазнобина, W.J. Potter и др.). Исходя из новых условий развития общества, мы установили необходимость соизучения иностранного языка, культуры и медиа. Данная работа посвящена изучению активного применения медиа в процессе преподавания иностранного языка, формированию медиакомпетентности вторичной языковой личности. Работа выполнена под руководством Л.А. Ивановой, к.п.н., доц. 7
Стр.7
8
Стр.8
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ МЕДИАКОМПЕТЕНТНОСТИ ВТОРИЧНОЙ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ Для решения проблемы формирования МВЯЛ необходимо провести предварительное исследование, направленное на выявление содержания понятий «личность», «языковая личность», «вторичная языковая личность», «медиакомпетентность», «медиакомпетентность вторичной языковой личности», их компонентов и дистинктивных признаков. Такое исследование позволит включить данные феномены в категориальную систему педагогической науки, определить их педагогический статус и назначение. Исследуемые в рамках данной главы явления, с точки зрения их глубинного субъектного содержания, требуют изучения их сущности путем интерпретации в различных контекстах. В связи с этим рассмотрим теорию вторичной языковой личности, изучим характерные черты вторичной языковой личности в различных контекстах рассмотрения (п. 1.1.). Далее определим понятие медиакомпетентности с позиции цели медиаобразования (п. 1.2.). Полученные данные послужат базой для теоретического обоснования и выявления сущности понятия МВЯЛ, выявления комплекса необходимых и достаточных педагогических условий формирования МВЯЛ (п. 1.3.). 9
Стр.9
1.1. Сущность понятия «вторичная языковая личность» Для формирования медиакомпетентности вторичной языковой личности необходимо определить статус вторичной языковой личности. Для этой цели проведем анализ исследовательских работ, посвященных данной проблеме, который, в свою очередь, неизбежно ведет исследование к изучению ключевых понятий – «личность» и «языковая личность». Как показал анализ специальной литературы [Ейгер, 1991; Петровский, 1996; Подласый, 1996; Шаховский, 1998 и др.], понятие личность используется в разных научных областях, каждая из которых предлагает свою интерпретацию явления. Необходимость выработки своего термина объясняется междисциплинарным и интеграционным характером данного понятия, его трудноопределимостью и многозначностью. Философия, обозначая специфику ее видения проблемы, определяет личность как «человека в качестве социального индивида, индивида как члена общества» [Философский словарь, 1981:213]. В психологии под личностью понимается «системное социальное качество, приобретаемое и характеризующее уровень и качество представленности общественных отношений в индивиде» [Петровский, 1996:67]. В социологии личность есть «целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений посредством активной деятельности и общений» [Фролов, 1994:231]. В педагогике личность определяется как «человек, рассматриваемый со стороны психолого-социальной сущности, для которого характерно развитие психики, способность к активному мышлению, способность к усвоению социального опыта» [Подласый, 1996:57]. В лингводидактике личность – это «продукт языка и культуры» [Тер-Минасова, 2000:624]. «Введение понятия личности в лингвистику означает возможность говорить о том, что язык принадлежит, прежде всего, личности, осознающей себя и свое место в мире, свою роль в практической деятельности и языковом 10
Стр.10