Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
.

Социальная работа с молодежью: курс лекций (220,00 руб.)

0   0
АвторыДевятловский Дмитрий Николаевич
Издательство[Б.и.]
Страниц128
ID336369
АннотацияВ курсе лекций представлены методологические основы социальной работы с молодежью и наиболее актуальные проблемы молодого поколения россиян и возможные пути их решения. Изложены основы социальной работы с молодежью – ее технологии, методы и процедуры, особенности социальной работы с различными категориями молодежи, отечественный и зарубежный опыт социальной работы с этой категорией населения.
Социальная работа с молодежью: курс лекций / Д.Н. Девятловский .— : [Б.и.], 2015 .— 128 с. — URL: https://rucont.ru/efd/336369 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Д.Н. Девятловский СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С МОЛОДЕЖЬЮ Красноярск 2015 Министерство образования и науки Российской Федерации ФГБОУ ВО «Сибирский государственный технологический университет» Лесосибирский филиал Д.Н. Девятловский СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С МОЛОДЕЖЬЮ Утверждено редакционно-издательским советом СибГТУ в качестве курса лекций для студентов направления подготовки 39.03.02 (040400.62) «Социальная работа» профиля подготовки «Социальная работа в системе социальных служб» очной и заочной форм обучения Красноярск 2015 УДК 378 Девятловский Д.Н. <...> Социальная работа с молодежью: курс лекций для студентов направления 39.03.02 (040400.62) «Социальная работа» профиля подготовки «Социальная работа в системе социальных служб» очной и заочной форм обучения / Д.Н. Девятловский. <...> В курсе лекций представлены методологические основы социальной работы с молодежью и наиболее актуальные проблемы молодого поколения россиян и возможные пути их решения. <...> © Д.Н. Девятловский, 2015 © ФГБОУ ВО «Сибирский государственный технологический университет», Лесосибирский филиал, 2015 Учебное издание ДМИТРИЙ НИКОЛАЕВИЧ ДЕВЯТЛОВСКИЙ СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С МОЛОДЕЖЬЮ Курс лекций Отв. редактор Редактор РИЦ Е.В. <...> Мира, 82 Факс (391) 211-97-25 Телефон (391) 227-69-90 3 Введение Социальная работа с молодежью – это особый вид профессиональной деятельности, который привлекает внимание российской науки, практики и общественности. <...> Основными задачами являются: - познакомить студентов с основными характеристиками молодежи как большой социально-демографической группы, биологическими, психологическими, ее медикодемографическими, этнографическими и социокультурными особенностями; - рассмотреть сущность, модели, задачи социализации молодежи с точки зрения ее взаимодействия с условиями и факторами современного общества; 4 - проанализировать основные направления государственной молодежной политики, а также принципы ее реализации в конкретных социокультурных условиях <...>
Социальная_работа_с_молодежью_курс_лекций.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Стр.9
Стр.10
Стр.11
Стр.12
Социальная_работа_с_молодежью_курс_лекций.pdf
Д.Н. Девятловский СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С МОЛОДЕЖЬЮ Красноярск 2015
Стр.1
Министерство образования и науки Российской Федерации ФГБОУ ВО «Сибирский государственный технологический университет» Лесосибирский филиал Д.Н. Девятловский СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С МОЛОДЕЖЬЮ Утверждено редакционно-издательским советом СибГТУ в качестве курса лекций для студентов направления подготовки 39.03.02 (040400.62) «Социальная работа» профиля подготовки «Социальная работа в системе социальных служб» очной и заочной форм обучения Красноярск 2015
Стр.2
УДК 378 Девятловский Д.Н. Социальная работа с молодежью: курс лекций для студентов направления 39.03.02 (040400.62) «Социальная работа» профиля подготовки «Социальная работа в системе социальных служб» очной и заочной форм обучения / Д.Н. Девятловский. – Красноярск: СибГТУ, 2015. – 125 с. Рецензенты: канд. пед. наук, доцент С.А. Осяк (Лесосибирский педагогический институт, филиал СФУ); канд. филос. наук, доцент Е.С. Медведева (научно-методический совет СибГТУ). В курсе лекций представлены методологические основы социальной работы с молодежью и наиболее актуальные проблемы молодого поколения россиян и возможные пути их решения. Изложены основы социальной работы с молодежью – ее технологии, методы и процедуры, особенности социальной работы с различными категориями молодежи, отечественный и зарубежный опыт социальной работы с этой категорией населения. © Д.Н. Девятловский, 2015 © ФГБОУ ВО «Сибирский государственный технологический университет», Лесосибирский филиал, 2015
Стр.3
Учебное издание ДМИТРИЙ НИКОЛАЕВИЧ ДЕВЯТЛОВСКИЙ СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С МОЛОДЕЖЬЮ Курс лекций Отв. редактор Редактор РИЦ Е.В. Соколова Л.М. Буторина Усл.печ.л. Подписано в печать Формат 60х84 1/16. Изд.№ Заказ № Тираж экз. Редакционно-издательский центр СибГТУ 660049, г. Красноярск, пр. Мира, 82 Факс (391) 211-97-25 Телефон (391) 227-69-90
Стр.4
3 Введение Социальная работа с молодежью – это особый вид профессиональной деятельности, который привлекает внимание российской науки, практики и общественности. Молодежь как наиболее перспективная часть современного общества, выполняет функции, которые способствуют воспроизводству культуры, науки и производства. В тоже время современная молодежь – это наиболее незащищенная в социально-правовом аспекте категория граждан в нашей стране. Укрепление нормативно-правовой базы и развитие на ее основе системы социальной психолого-педагогической помощи и поддержки молодых граждан – это важная часть государственной молодежной политики. Поэтому не случайно одно из направлений деятельности социального работника является социальная работа с молодежью. Целью данного курса лекций является формирование у студентов целостного представления о положении молодежи и ее проблемах, о способах и механизмах социализации молодых граждан, а также об общих теоретических положениях, моделях и технологиях профессиональной деятельности в системе социальных служб, организаций и учреждений. Основными задачами являются: - познакомить студентов с основными характеристиками молодежи как большой социально-демографической группы, биологическими, психологическими, ее медикодемографическими, этнографическими и социокультурными особенностями; - рассмотреть сущность, модели, задачи социализации молодежи с точки зрения ее взаимодействия с условиями и факторами современного общества;
Стр.5
4 - проанализировать основные направления государственной молодежной политики, а также принципы ее реализации в конкретных социокультурных условиях; - рассмотреть теоретические и практические особенности социальной работы с молодыми людьми в условиях системы социальных служб и организаций для молодежи. Для решения поставленных задач в содержании лекционного курса вынесены следующие темы: с работа с молодежью как одно из направлений теории и практики социальной работы; ювенология – междисциплинарное знание о становлении и развитии молодого поколения; социальные проблемы молодого поколения; молодежь как специфическая социально-демографическая группа; физиологические и психологические особенности молодежи; распространенность девиантного поведения среди молодежи; методы и модели социальной работы с молодежью; технологии социальной работы с отдельными категориями молодежи; зарубежный опыт социальной работы с молодежью. Курс «Социальная работа с молодежью» по направлению подготовки 39.03.02 (040400.62) «Социальная работа» профилю подготовки «Социальная работа в системе социальных служб» очной формы обучения общим объемом 108 часов изучается в течение 6 семестра. Общий объем лекционного курса 18 часов. Практические (семинарские) занятия планируются в объеме 36 часов. Нормативный объем самостоятельной работы установлен в объеме 54 часа. Курс завершается зачетом в 6 семестре. Курс «Социальная работа с молодежью» по направлению подготовки 39.03.02 (040400.62) «Социальная работа» профилю подготовки «Социальная работа в системе социальных служб» заочной формы обучения общим объемом 108 часов изучается в течение 8 семестра.
Стр.6
5 Общий объем лекционного курса 6 часов. Практические (семинарские) занятия планируются в объеме 8 часов. Нормативный объем самостоятельной работы установлен в объеме 94 часа. Курс завершается зачетом в 8 семестре. В результате изучения курса лекций по дисциплине «Социальная с молодежью» у студентов формируются следующие работа общекультурные (ОК) и профессиональные компетенции (ПК): - владеть способностью понимать и использовать в профессиональной и общественной деятельности современное сочетание инновационного и традиционного, социально-исторического и повседневно-прагматического, социогенетического и актуально-сетевого, технологического и феноменологического (ОК-18); - быть готовым соблюдать профессионально-этические требования в процессе осуществления профессиональной деятельности (ПК-12); - быть способным исследовать особенности культуры социальной жизни, благополучия, поведения в социальной сфере различных национально-этнических и половозрастных, а также социально-классовых групп (ПК-13); - быть готовым к систематическому использованию результатов научных исследований для обеспечения эффективности деятельности социальных работников, профессиональной поддержки благополучия различных слоев населения, обеспечения их физического, психического и социального здоровья (ПК-17); - быть способным к координации деятельности по выявлению лиц, нуждающихся в социальной защите, медико-социальной помощи (ПК-24).
Стр.7
6 Модуль I Методологические основы социальной работы с молодежью (6 часов) Лекция 1. Социальная работа с молодежью как одно из направлений теории и практики социальной работы (2 часа) План 1 Культурно-исторические предпосылки развития социальной работы в России 2 Объекты социальной работы с молодежью 3 Субъекты социальной работы с молодежью 4 Предмет и базовые категории социальной работы с молодежью 1 Культурно-исторические предпосылки развития социальной работы в России Социальная работа как профессиональная деятельность и теория появилась в начале 20 века. Одним из первых теоретические и методологические аспекты социальной работы предложил М. Ричмонд, основавший диагностическую школу социальной работы. «Социальная работа» как теория, сфера деятельности и профессия в России стали развиваться лишь в конце 80-х гг. ХХ в. В советское время функции социальных работников выполняли, в основном, представители профсоюзов, а также работники различных ведомств социальной сферы. Социальная работа является междисциплинарной областью знаний. Возникнув в конце XIX века как практическая деятельность, социальная работа, в попытках объяснить полученные практические результаты стала применять в своей деятельности навыки психологии, педагогики, социологии, развивая собственный теоретический аппарат. Позднее, становление и развитие социальной работы как специфической
Стр.8
7 деятельности и научной дисциплины потребовало использование методов и технологий других сфер деятельности, таких, как экономика, демография, криминология, психиатрия и т.д. Кроме того, деятельность социального работника обязывает его в совершенстве владеть навыками коммуникации, менеджмента, технологиями связи с общественностью и многими другими знаниями. Соединяя в себе черты различных профессий, социальная работа имеет интегральный характер, являясь результатом междисциплинарных исследований. Социальная работа – специфический вид профессиональной деятельности, оказание государственного и негосударственного содействия человеку с целью обеспечения культурного, социального и материального уровня его жизни, предоставление индивидуальной помощи человеку, семье или группе лиц. Это профессиональная деятельность по улучшению качества жизни людей, усилению или восстановлению их возможностей социального функционирования. Под социальной работой понимается также влияние социального работника (процесс интервенции) на способности человека выполнять жизненные задачи, преодолевать стрессовые ситуации и реализовывать свои устремления и ценности в процессе социальных изменений. Как наука социальная работа, называемая теорий социальной работы, представляет собой сферу человеческой деятельности, функция которой состоит в выработке и теоретической систематизации объективных знаний о социальной сфере и специфической социальной деятельности. Специфическая социальная деятельность – это профессиональная и общественная деятельность государственных, общественных и частных организаций (специалистов и активистов), направленная на решение социальных проблем отдельных лиц и групп лиц, нуждающихся в социальной защите и социальной помощи.
Стр.9
8 Научный метод в любой науке слагается в основном из четырех этапов: 1) формулировка и постановка проблемы, находящейся в центре интересов ученого. Эта проблема обычно предстает форме какого-то вопроса; 2) формулировка гипотезы - предположительный ответ на поставленную проблему, опирающийся на уже известные акты. Поэтому такой ответ всегда носит декларативный характер; 3) проверка гипотезы - выявление экспериментальным путем фактов, которые подтвердили ее или опровергли; 4) интерпретация экспериментальных данных с целью создания теории. Если какая-то теория уже существует, полученные данные, в случае их достаточной убедительности, позволят усовершенствовать ее или же пересмотреть, а может быть, и отбросить. Чаще всего этот четвертый этап приводит к новым гипотезам, которые в свою очередь позволяют продвинуть исследования дальше. Исследование никому. Гипотеза – умозаключение, научное предположение, выдвинутое для объяснения каких-либо фактов (явлений, процессов), которое надо подтвердить или опровергнуть. Закон – связь и взаимозависимость каких-либо явлений объективной реальности. Закономерность – соответствие закону Теория - это, во-первых, система научных принципов и идей, обобщающих практический опыт и отражающих объективные законы природы, общества и мышления (наиболее высокая форма обобщенного знания по сравнению с гипотезой и законом) и, во-вторых, совокупность обобщающих положений, образующих науку или какой-либо раздел науки – постижение абсолютно нового, неизвестного
Стр.10
9 Уровни теории: 1. Теории нижнего уровня предполагают прямое объяснение эмпирических данных. 2. Теории среднего уровня не прямо соотносят общие, или универсальные, высказывания о предполагаемых законах с уровнем эмпирических данных. Они позволяют выдвигать гипотетически мыслимые следствия, доступные эмпирической проверке и предстающие в виде. Теории этого уровня чаще всего используются в теории социальной работы как науки. 3. общности Теории верхнего уровня являются самой высокой степенью (обобщенности). Эти теории обычно являются методологическим базисом развития тех или иных научных школ, в то время как сами по себе познавательные установки и методологические основания этих теорий не подлежат экспериментальной проверке. Метод – способ научного познания объекта или практической деятельности, реализующий познавательную позицию субъекта к объекту исследования. Методика – система и последовательность действий исследования, средств (инструментов, позволяющая решить исследовательскую задачу. Социальная работа приборов, обстановки), с молодежью – специфический вид профессиональной деятельности, направленный на жизнеобеспечение молодого поколения, а также на улучшение качества молодежной популяции, осуществляемой муниципальными, государственными, а также коммерческими и региональными, общественными организациями, отдельными гражданами. Этот вид деятельности включает в себя комплекс правовых, социально-медицинских, экономических, психологических, педагогических, организационно-профилактических, информационных и иных мер (мероприятий) по предотвращению развития
Стр.11
10 негативных явлений и тенденций в среде подрастающего поколения, а также по формированию общественно-значимых свойств молодого поколения в соответствии со стратегическими ориентирами развития социума. Молодежь (в широком смысле слова) можно определить как обширную совокупность групповых общностей, образующихся на основе возрастных признаков и связанных с ними субкультур, менталитета, социальной психологии и основных специфических видов деятельности в различных сферах жизни. В более узком (социологическом) смысле молодежь – это социальнодемографическая группа, выделяемая на основе обусловленных возрастом особенностей социального положения молодых людей, их места и функций в социальной структуре общества, специфических интересов и ценностей, потребностей и видов жизнедеятельности. Основная цель социальной работы как деятельности – оптимизация механизмов социального функционирования индивида, социальной группы или общности. Частные цели этой работы: – увеличение степени самостоятельности клиентов, их способности контролировать свою жизнь и более эффективно разрешать возникающие проблемы; – создание условий, в которых клиенты могут в максимальной мере проявить свои возможности и получить все, что им положено по закону; – создание условий, при которых человек, несмотря на физическое увечье, душевный срыв или жизненный кризис, может жить, сохраняя чувство собственного достоинства и уважения к себе со стороны окружающих; – конечная цель – достижение такого результата, когда необходимость в помощи социального работника у клиента «отпадет».
Стр.12

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.